Условия развития речи ребенка с нарушением речи в семье

Условия развития речи ребенка с нарушением речи в семье thumbnail

Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.

«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».

Аристотель

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.

Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.

В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.

Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:

повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:

задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:

Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.

Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.

Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.

Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.

Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К экзогенно-функциональным причинам относят:

нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;

социально-психологические причины:

воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;

познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;

психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.

Эндогенные факторы

– общая физическая ослабленность,

– незрелость,

– различные заболевания внутренних органов,

– рахит, нарушения обмена веществ.

– леворукость

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании

с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.

Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений

– принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.

– реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.

– создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.

– ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.

На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:

– тактильная стимуляция губ,

– развитие слухового внимания,

– стимуляция гуления.

Второй этап (4-8 месяцев)

предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.

На третьем этапе (9-18 месяцев)

развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.

На четвёртом этапе (18-36 месяцев)

привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.

Источник

  Ребенок с нарушениями речи

в семье

Сам факт рождения в семье ребенка с отклонением в развитии всегда вызывает у родителей глубокие переживания. Ведь все хотят иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем. Часто в этом случае родителям не удается избежать взаимных обвинений, упреков и семья легко может распасться от одного неосторожного слова окружающих. Однако нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

Важны также постоянные контакты родителей с педагогами-специалистами, знающими как надо работать с детьми разных возрастов, с различными отклонениями в развитии, чтобы способствовать коррекции или компенсации того или иного дефекта. Родители смогут реализовать все их рекомендации и проявлять собственную инициативу.

Полноценная речь ребенка является одним из важных условий необходимых для его развития. Родители должны знать, что не позже 5 лет надо определить все недостатки произношения малыша. Если же у ребенка нарушение произношения наблюдается в более позднем возрасте, то здесь можно с большим основанием предполагать патологию речевого развития. Некоторые нарушения речи родители могут заметить и в более раннем возрасте (например: алалию, ОНР), но корригировать эту речевую патологию может только логопед. Причем, необходимо как можно раньше обратиться к нему за помощью. Родителям следует знать, что вовремя неисправленные дефекты речи могут привести к недоразвитию всей познавательной деятельности малыша, к формированию у него отрицательных черт личности.

Ошибки в воспитании ребенка с нарушением речи заключаются в том, что, как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Родители понимают отставание в развитии как некое проходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. «Я сам плохо говорил, заговорит» – рассуждают они. Несостоятельность таких рассуждений очевидна. Мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности. Немногие родители обращают внимание на то, что дети опускают, переставляют слова или слоги, неправильно оформляют конец слова. Часто логопедическое обследование выявляет у ребенка значительное отставание в развитии понимания речи, когда родители считают, что «он все понимает, но не говорит».

Нередки случаи, когда взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими «домашними» методами приучает ребенка к побуквенному чтению, от которого очень трудно перейти к слогам. Или же излишне увлекаются чтением книг и разучиванием стихов, когда ни содержание, ни объем текстов не согласуется с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием. Слушающий ребенок не понимает значения многих слов, не улавливает смысла читаемого или последовательности действий.

Очень важно отношение ребенка к своему дефекту, которое напрямую зависит от того, какие установки дают родители. Установка может быть попустительской или же наоборот излишне требовательной, в результате которой комплекс неполноценности усилится еще больше. Неуверенность часто сочетается с болезненной чувствительностью и ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешное обучение приводит к изменениям в поведении и снижению самооценки. Однако при правильном подходе семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью и стремление преодолеть свой дефект.

В настоящее время показано, что родители, при руководстве специалистов могут эффективно помогать своим детям, вместе ними преодолевая трудности.

Таким образом, помощь ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, правильного подхода к ребенку, грамотного построения занятий с ним, поэтому родителям необходимо серьезно относится к рекомендациям педагогов-специалистов по организации жизни, игр и занятий с детьми.

     Учитель-логопед Шолохова Е.В.    

Источник

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи – это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Перед современными родителями стоит задача – создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи. Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино – фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.

Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные разговоры родители не планируют, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.

Итак, важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по – другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. 

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. 

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать:

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.  2.Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

3.Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

4. Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком.

5. Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

6. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7. Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках

 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя

 1.Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2.При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3.Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его

 разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят илинеправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип “от простого к сложному”. 

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Источник