Условия развития ребенка раннего возраста в доу

Маргарита Иванова
Опыт работы «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет»

«Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста»

В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Перед дошкольной организацией ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг и доступности дошкольного образования в целом.

В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием получили развитие новые формы работы, в том числе и группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Ранний возраст – один из важнейших этапов развитие ребенка. В данный период развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действий с предметами, закладывается основы для развития психических процессов и личности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Учитывая специфику развития детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы направляем свое внимание на использование методов, ориентированных на взаимодействие со взрослыми, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада.

Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация и в дальнейшем социализация детей раннего возраста.

Согласно ФГОС были созданы условия для раннего развития детей.

• Кадровые (1. Укомплектованность педагогическими кадрами. 2. Образовательный ценз педагогических работников. 3. Уровень квалификации педагогических кадров 4. Непрерывность профессионального образования, участие в конкурсах различного уровня (муниципальный уровень) 5. Удовлетворенность родителей присмотром и уходом за детьми.)

• Материально – технические (1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений 2. Пожарная безопасность 3. Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий этап детства (развивающая предметно – пространственная среда – РППС) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 4. Контроль организации питания)

• Психолого-педагогические (1. Психолого-педагогическое сопровождение. 2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников. 3. Работа с родителями. Удовлетворенность родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей в ДОУ)

На период адаптации нами разработан проект «В детский сад без слез» с элементами песочной арт-терапии (использование кинетического песка). План реализации проекта учитывает особенности детей раннего возраста и включает игры с воздушными шарами, мячами, мыльными пузырями, игры с песком и водой,и другие. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

В групповой комнате размещается центр сенсорики и развития мелкой моторики. Особое предпочтение дети раннего возраста отдают сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Пространство центра художественного чтения и театрализованной деятельности, специально оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной деятельности.

Свобода выбора для детей присутствует и в процессе развития у них предпосылок к сюжетно-ролевым играм. Также предпочтения детей отдается играм со строительным материалом. Различные виды наборов строительного материала делают развивающую среду особенно привлекательной. Знакомство с транспортом и ПДД проходит в центре «Юного пешехода». Рисуют, лепят малыши в центре ИЗО. Несмотря на то что в здании детского сада находится только один зал, в нем грамотно организованы центры двигательной активности и музыкального развития. Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Целью работы с семьёв нашем Доу является:

Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями

– Установление доверительных, партнерских отношений с родителями

– Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

В век новых технологий мы как и все образовательные учреждения ведем работу на сайте нашего ДОУ, где родители наших воспитанников могут ознакомится с интересующей их информацией и узнать новости детского сада, получить онлайн консультацию. Также проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, выставки и конкурсы, дни открытых дверей, недели здоровья и другие формы работы.

Таким образом, развивающая среда МДОУ может служить примером того как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию педагогов с членами семей воспитанников.

Источник

Анжелика Игнатенко
Условия для развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) в ДОУ

Условия для развития детей

раннего возраста (от 1 до 3 лет).

В группах имеется:

– игровой материал для познавательного развития (мозаика, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки, книжки с цветными картинками);

– игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра,неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани);

– игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты,аудиовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок, магнитофон);

– материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги, альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка для пмпк как заполнять

Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры заправлены, кисти чистые, исправные.

Имеется дополнительный игровой материал:

– игрушки для игр во время прогулок (песочные наборы, спортивный инвентарь и пр.);

– игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки).

Игровой материал в помещении и на игровых уличных верандах размещен мобильно, с учетом интересов и потребностей детей.

В групповых комнатах имеется место для совместных игр детей: столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.

Все игрушки и материалы для развития доступны детям. Имеется оригинальный материал, изготовленный руками педагогов и родителей для сенсорного воспитания, развития тонкой моторики рук, сюжетных игр и прочее.

Создание развивающей среды

для детей от 3 до 7 лет.

1. Дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей:

– аудиовизуальные средства (диапроекторы с набором слайдов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, телевизор и видеомагнитофон, эпидиаскопы и т. п.);

– альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями;

– дидактические игры (лото, домино, наборы картинок, сюжетные различные игровые наборы и развивающие игрушки для организации различных видов детской деятельности;

– игры для интеллектуального развития (шашки, шахматы);

– игрушки и оборудование для сенсорного развития;

– наглядный и иллюстративный материал.

Созданы условия для развития совместной и индивидуальной активности детей. В каждой группе имеются «уголки уединения» для снятия психического напряжения.

2. Условия для охраны и укрепления здоровья детей:

– медицинский кабинет оборудован с учетом всех требований СанПиНа, выделено помещение для проведения лечебных и профилактических мероприятий, фитотерапии;

– приобретено оборудование для озонирования воздуха, проведения коррекционного массажа;

– оборудованы изолятор и фитобар.

3. Условиядля коррекционной работы с детьми:

– кабинет учителя-логопеда;

– кабинет педагога-психолога;

– тренажерный мини-зал;

– спортивная площадка;

– беговые дорожки.

4. Условия для художественно-эстетического развития детей:

– в группах организованы уголки для изобразительной деятельности с наличием разнообразного изобразительного материала для лепки, аппликации, рисования, художественного конструирования;

– эстетически оформленные помещения способствуют художественному развитию детей (экспозиции картин, произведений народного творчества, мобильные выставки детских, авторских и совместных с взрослыми художественных работ);

– оборудован зал творчества детей: изо-студия, хореографический зал.

5. Условия для развития экологической культуры детей:

– имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);

– в групповых комнатах организованы уголки озеленения, «живые уголки», где содержатся птицы, рыбки, черепашки и т. д. ;

– на участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями

(огород, цветники, ягодник);

– на территории ДОУ имеются уголки луга и сада, экологическая тропа.

6. Условия для развитияпредставлений о человеке в истории и культуре:

– имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, техническими достижениями человечества;

– в группах организованы уголки краеведения, кубанские уголки;

– в соответствии с возрастным цензом подобрана художественно – познавательная литература (сказки, легенды народов мира, исторические сюжеты и пр.);

– в рамках организации часов ОБЖ приобретены настольно-печатные и дидактические игры, журналы, иллюстрации и прочее по обучению дошкольников правилам дорожного движения, поведению в условиях чрезвычайной ситуации, по противопожарной безопасности.

7. Условия для физического развития детей:

– в учреждении имеются спортивный зал, зона для занятий на спортивных тренажерах, кабинет ЛФК, массажная комната;

– в каждой возрастной группе оборудован уголок двигательной активности с наличием соответствующего возрасту спортивного инвентаря;

– на участках организованы беговая дорожка, полоса препятствий, мини- стадион, футбольное поле, зоны двигательной активности со стационарным и переносным физкультурным оборудованием.

8. Условия для формирования у детейэлементарных математических представлений:

– в группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине, форме и др. ;

– имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и пр.)

– имеется подборка дидактического материала для формирования пространственных (схемы, графики и т д) и временных (календари, разновидности часов и др.) представлений.

– в старшей и подготовительной группах подобран разнообразный материал для развития логики ума (схемы, ребусы, кроссворды, пазлы и др).

9. Условия для развития у детейэлементарных естественно-научных представлений:

– имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и пр.)

– в старших группах организованы мини-уголки юных экспериментаторов с мобильным, постоянно обновляющимся оборудованием и вспомогательным материалом.

10. Условия для развития и коррекции речи у детей.

– организованы с учетом возрастных особенностей и индивидуальных интересов детские мини – библиотеки;

– в группах имеются журналы с иллюстрациями для составления рассказов, алфавитные кубики;

– настольно-печатные игры по развитию речи, раздаточный и иллюстративный материал для обучения детей азам грамоты;

– в системе проводятся часы чтения художественных произведений; игры на развитие детского словотворчества.

11. Условия для организации детской игровой деятельности.

– на участках и в групповых помещениях выделены мобильные и стационарные зоны для свободной игровой деятельности детей с необходимым игровым оборудованием для сюжетно- ролевых, творческих, подвижных, спортивных и дидактических игр;

– игровой инвентарь подобран в соответствии с возрастом и интересами детей;

– широко представлены предметы-заместители, конструктивный дополнительный материал, игрушки, сделанные руками детей, сотрудников и родителей.

12. Условия для развития детской театрализованной и музыкальной деятельности.

– для проведения развлекательных мероприятий в ДОУ имеется музыкальный зал с набором музыкальных инструментов;

– в каждой группе организованы театрализованные и музыкальные уголки;

– подобрана атрибутика, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций;

Читайте также:  Развитие и формирование личности ребенка закономерности

– создана подборка музыкальных произведений для сопровождения основных режимных моментов, использования на утренниках и развлечениях;

– имеется разнообразное оснащение для разыгрывания мини-сценок и сюжетных спектаклей силами детей, педагогов и родителей.

13. Условия для развития конструктивной деятельности детей.

Для организации в группах и на участках данного вида детской деятельности в соответствии с возрастом подобраны:

– мелкие и крупные строительные материалы – разнообразные (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей;

– различные мозаики, танграммы, разрезные картинки;

– бросовый и природный материал для художественного конструирования и ручного труда.

Источник

Автор: Изотова Ирина Анатольевна

Организация: МДОУ «Детский сад №81 для детей раннего возраста»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуальногоподхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Организованная образовательная деятельность.

Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». П.1.4 1)

Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». П. 1.2 4)

Т.е. ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.

Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.

– дидактические игры;

– сюжетно – отобразительные игры;

– подвижные игры;

– словесные игры:

– пальчиковые игры;

– музыкальные игры;

– конструктивные игры и др.

Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Читайте также:  Психолингвистические основы развития речи ребенка

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом, происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение со взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность.

Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Список литературы:

  1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2009
  3. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Электронный ресурс). https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
     

Приложения:

  1. file0.docx.. 28,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,3 МБ

Опубликовано: 11.11.2018

Источник