Условия развития ребенка как субъекта деятельности

Условия развития ребенка как субъекта деятельности thumbnail

Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.

В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.

Субъект — это носитель активности.

Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельностивыглядит следующим образом: •эмоциональный компонент – выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

• интерес к деятельности;

• избирательное отношение к разным видам деятельности;

• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность

. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту

. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:

в раннем возрасте – восприятие;

в дошкольном возрасте – память;

– к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление

.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить

основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок – субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.

Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?

С чем это связано?

Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.

Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.

Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель – взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

Читайте также:  Положительные факторы развития одного ребенка в семье

объект-субъектная модель – взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.

В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.

Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:

• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);

• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого – поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) – связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);

• использование интерактивных и компьютерных игр;

• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;

• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;

развитие навыков самооценки и самоконтроля.

Овладение детьми позицией субъекта деятельности

Критерии овладения

позицией субъекта

Самостоятельно ставит цели, задачи

Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели

Самостоятельно планирует свою деятельность

Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию

Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки

Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:

субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.

• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.

• Повысится уровень удовлетворенности родителей.

Источник

Александра Вандаева
Становление дошкольника как субъекта деятельности

Развитие дошкольника представляет собой изначально творческий процесс, сущностью и смыслом которого является порождение в ребенке субъекта и овладение им собственной субъектностью. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъективности с возрастом, и преодоления тотальной зависимости человека от внешних условий.

Процесс становления субъектности дошкольника в науке прдставлен линейно. Первая линия становления субъектности пролегает через осознание своего тела как объекта, с другой стороны, данного ему в непосредственных ощущениях, а с другой так же непосредственно подчиняющегося его воле. Ребенок осознает свое тело не просто как себя самого, но одновременно и как объекта своего управления. Это двойное осознание выступает в качестве функционального механизма психической саморегуляции, осуществляемой по принципу рефлексии и лежащей в основе превращения ребенка в субъекта деятельности. Вторая линия становления субъектности, развивающаяся параллельно с первой, реализуется в сфере социальных взаимоотношений, впервые возникающих в семье, а затем расширяющихся и обогащающихся по мере включения ребенка в различные детские сообщества. Переходя из одного сообщества в другое, участвуя в различных игровых и бытовых ситуациях, ребенок начинает осознавать себя не только как физическое тело, но и как общественное существо, способное и к физической, и к социальной активности различного рода. Попытки управлять своим поведением приводят к формированию второй стороны субъектности, но уже не биологической, а социальной, в основе которой лежит рефлексия на свое социальное поведение.

Субъектность ребенка приобретает специфические и уникальные для дошкольного возраста качества,этому способствуют психические и личностные новообразования: способность речи старшего дошкольника выполнять функцию планирования и регулирования деятельности и общения; возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли; развитие одного из основных компонентов субъета деятельности – целеполагания, обеспечивает способность старшего дошкольника представить цель и действовать в соответствии с нею; способность к произвольному поведению и деятельности, умение довести работу до необходимого результата; формирующаяся двусторонняя связь самостоятельности действий ребенка с активной работой мысли, чувств, воли; формирующаяся система мировоззрения и “Я-концепция”. Субъективные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).

В настоящее время проведено ряд исследований доказывающих возможность становления субъективности дошкольника в разных видах деятельности. В каждом возрастном периоде выделяется характерный тип деятельности,который обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Анализ исследований позволяет выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: первый год жизни- ребенок как субъект эмоционального общения; 2 год- ребенок как субъект предметной деятельности; 3 год жизни – ребенок как субъект самотоятельной предметно-манипулятивной деятельности; 3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности, одновременно он выступает и субъектом поисковой деятельности. 5 лет – ребенок субъект общественной и активной игровой деятельности; 6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и познания (обучения).

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка одесса

Исходя из анализа существующих в педагогической науке подходов, в нашем исследовании мы определили качества личности, характеризующие дошкольника как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-первых, воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей проявления его собственной активности. Собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошкольник в этом процесе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Во-вторых,проявления ребенка как субъекта деятельностти связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств, способов ее реализации. К основным показателям проявления творчества в двигательной деятельности мы отнесли умение поставить новую цель, умение открыть новые способы и средства деятельности, новмзну и оригинальность результата детской деятельности. Основными показателями самостоятельности дошкольника как субъкта двигательной деятельности выступают: осознанность действий и наличие элементарного планирования, умение давать адекватную оценку своей работе, умение переносить известные способы действий в новые условия.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту детской деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется в процессе накопления им социокультурного опыта,который включает: опыт эмоциональных отношений к миру и культуре; опыт знаний о мире, природе, обществе; опыт умения взаимодействовать с миром; опыт творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание. Исходя из этого, технологическое обеспечение процесса становления ребенка дошкольного возраста как субъекта собственной деятельности в дошкольном учреждении должно включать систему педагогических средств, направленных (напервом этапе)на освоение детьми способности к целеполаганию, на втором – на формирование способов и поиска средств взаимодействия, на третьем этапе – на освоение ребенком способности к самореализации.

Таким образом, развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности позволяет ему намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответвии с поставленной целью.

Источник

Условия развития ребенка как субъекта деятельности

ТОП 10:

Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности. Понятие субъекта деятельности Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности. Особенности освоения ребенком-дошкольником… Ключевые значения: Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности. Понятие субъекта деятельности. Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности. Особенности освоения ребенком-дошкольником субъектной позиции в разных видах деятельности. Значение освоения субъектной позиции в деятельности для развития личности ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.Е ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности. Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом: ·эмоциональный компонент – выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека. Приведите примеры развития такой позиции человека (школьника подростка, студента, взрослого) на примере любого вида деятельности. Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение), избирательная направленность (что это такое?); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество. Могут ли все эти качества проявляться уже в дошкольном возрасте? Докажите свою точку зрении, (приведите примеры). И все же, как показывают исследования педагогов нашей кафедры Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.Н.Сомковой О.В.Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. ( как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения. Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут: · интерес к деятельности; · избирательное отношение к разным видам деятельности; · инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; · самостоятельности выбора и осуществления деятельности, · в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат. С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л.С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения: в раннем возрасте – восприятие; в дошкольном возрасте – память; – к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление. Исходя из концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: 1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения; 2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет); 3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности; 3-5 лет – ребенок – субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий. 5 лет – ребенок субъект общественной деятельности; 6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности. Рассмотрим их на примере игры. Игра наиболее привлекательный для детей вид деятельности. Это источник многообразных переживаний значимых для ребёнка, и, в то же время, средство развития других видов деятельности. Специфика игры состоит в том, что действия осуществляемые ребенком в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленном на их организацию и осуществление. Поэтому проявление ребенком позиции субъекта в игре заключается в самостоятельном выстраивании игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения сюжета, использовании коммуникативных умений в общении, направленных на согласование и реализацию замыслов, создание общего эмоционально-положительного фона игры. (Солнцева О.В.), Давайте попробуем оценить насколько освоена субъектная позиция детьми ст.дошк. возраста на основе фрагмента сюжетно-ролевой игры. (монография «Маленькие граждане большого города» с114-115). Свое своеобразие имеет элементарный труд детей, который, по мнению известного отеч. Психолога Б.Г.Ананьева является важным фактором развития личности не только взрослого, но и ребенка. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных труд. действиях по самообслуживанию, где проявляется знаменитое «Я сам» как проявление самостоятельности и определенной автономности от взрослого. ( с.98-99 «Дошкольник и рукотворный мир). Приведите примеры развития субъетных проявлений ребенка дошкольного возраста (возраст выберите самостоятельно) на основе игровой, элементарной трудовой или другой деятельности. В чем значение освоения дошкольником субъектной позиции в деятельности? Исследования последних лет убедительно показывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает ребенка уникальным, неповторимым, отличным от всех других. Освоение личностью позиции субъекта деятельности обеспечивает удовлетворение базовых социальных потребностей – в активной деятельности и самовыражении, в общении и установлении отношений с другими людьми. Это позволяет утверждать, что освоение позиции субъекта деятельности – важнейший, в системе факторов эмоционального благополучия ребенка. Как показывают работы М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе именно освоение субъектной позиции обеспечивает успешность перехода ребенка к следующему возрастному этапу, обеспечивает целостность развития его личности. В свою очередь целостность определяет избирательность и самореализацию ребенка как субъекта в значимой для него деятельности. Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий для развития ребенка как субъекту игровой, художественной, элементарной трудовой, культуры и деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре. Но всегда ли дошкольник может освоить ( и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности? С чем это связано? Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности». Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально- положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Т.О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка на уроках ритмики



Источник