Условия развития мышления ребенка раннего возраста

Условия развития мышления ребенка раннего возраста thumbnail

                                 Кубасова М.В., воспитатель

                                                    ГБДОУ детский сад №17 Пушкинского района

         Санкт-Петербурга

Развитие мышления детей раннего возраста

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием – малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных – внутренних – форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки.

Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами – нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство – не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий – на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать. Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки – пирамидки, кубики, матрешки – как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют авто дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.

В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия – зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом – по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.

На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый – «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки – элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление в психологии называют наглядно-образным.

В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если и выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, которые мы предлагаем вниманию читателей с различными составными игрушками – пирамидками, кубиками, картинками, – развивают не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

Читайте также:  Роль сказки в развитии ребенка книга

ВКЛАДЫШИ

Игры и занятия с вкладышами предполагают индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает. В некоторых случаях понадобятся два одинаковых предмета: один – для показа и образца, другой – для воспроизведения правильного действия.

Самое первое соотносящее действие -вкладывание одного предмета в другой. Уже в конце первого года жизни ребенок с удовольствием достает из коробки или мешочка игрушки. Сначала он предпочитает только вытаскивать и разбрасывать их. В начале второго года жизни собирание мелких предметов становится любимым занятием. Малыш может сосредоточенно собирать в коробку или миску палочки, колесики, шишки, а потом доставать их. Конечно, следует не только поддерживать это простое занятие, но и предоставлять для него материал. Желательно показывать, как собирать пуговицы или брусочки в кастрюльку, как перекладывать их в коробку, в мешочек, а потом опять в кастрюльку. Если ребенок заинтересуется, он на какое-то время сосредоточится на этом действии. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не результат.

Более сложным представляется действие со специальными игрушками – вкладышами. Их значимость: развивают восприятие и мышление. Набор вкладышей – это несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.

Сначала можно предложить всего два-три предмета. Взрослый ставит на стол больший кубик, в который спрятаны два маленьких, и поднимает верхний. Малыш видит следующий кубик, поменьше. Его тоже снимают, чтобы показать самый маленький. Далее меньшие кубики накрываются большими. На практике действия озвучиваются в такой последовательности: «Что там у нас прячется? -спрашивает взрослый. – Смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь спрячем его, вот так! {Показ.) Нет кубика! И этот тоже спрячем. И опять один кубик остался». Разыгрывается нечто вроде игры в прятки, в которой ребенок наверняка захочет принять участие. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый собирать. Поэтому можно попробовать совместно (действуя руками ребенка) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший, и показать, что «прячется» только меньший предмет в больший, а не наоборот.

Постепенно для самостоятельных манипуляций число вкладышей увеличивается (до   четырех-пяти). Не исключено, что на первых порах ребенок будет пробовать втиснуть    один предмет в другой силой. Если бесполезное действие «задерживается», педагог дает другой предмет, но меньшего размера; совместно они вкладывают его в больший. Так, путем проб малыш учится перебирать предметы и выбирать среди них нужные.

Одна из любимых детских игр – раскладывание предметов по разным емкостям. Разложив все элементы вкладышей, например, миски, в порядке убывания, взрослый вкладывает в каждую по одной бусинке. Ребенок наверняка продолжит это занятие самостоятельно. Сначала его внимания не заостряют на соответствии величины миски и бусинки. Главное, положить какой-либо один предмет. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой – побольше, в маленький -поменьше.

Вариант игры с вкладышами. Постройка башенки. Педагог ставит меньший кубик на больший и удивляется: «Вот какая башенка получилась!» Башня будет расти до тех пор, пока малыш не развалит ее. Но через определенное время у него обязательно возникнет желание самому принять участие в строительстве. Только так, на практике, можно убедиться: башня получается, когда маленький кубик «становится» на большой.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Тема: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Тема: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕН...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕН

Описание слайда:

Тема: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Выполнила: Исакова Н.П. Научный руководитель: ст. преподаватель Архипова Т.Т.

2 слайд

Актуальность темы исследования 	В Федеральных государственных требованиях к о

Описание слайда:

Актуальность темы исследования В Федеральных государственных требованиях к образовательной программе ДОУ обозначено, что программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на развитие их интеллектуальных качеств. В связи, с чем особую актуальность приобретает проблема определения психолого-педагогических условий развития мышления еще в раннем возрасте.

3 слайд

Цель исследования: Определить психолого-педагогические условия развития нагля

Описание слайда:

Цель исследования: Определить психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста. Объект исследования:. дети раннего возраста (2-3 года). Предмет исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста

4 слайд

Гипотеза исследования развитие наглядно-действенного мышления детей раннего в

Описание слайда:

Гипотеза исследования развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста проходит успешно, если главными психолого-педагогическими условиями этого процесса являются: 1. Специально организованная предметно-орудийная деятельность: – развитие соотносящих действий; – развитие орудийных действий; 2. Специально организованная предметно-развивающая среда, включающая: – разнообразные игрушки, прошедшие экспертизу качества и обладающие полифункциональностью и дидактическими свойствами, как это требуется по ФГТ; – наборы дидактических игр; – атрибуты для упражнений и игр на развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста.

Читайте также:  Аппликации для развития ребенка 4 месяцев

5 слайд

Задачи исследования: 1. Обобщить теоретические подходы к проблеме развития н

Описание слайда:

Задачи исследования: 1. Обобщить теоретические подходы к проблеме развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста. 2.Определить уровень развития наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. 3. Выделить психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного мышления 4. Разработать и апробировать технологию развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста

6 слайд

Методика Методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения н

Описание слайда:

Методика Методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте», включающая серию диагностических заданий.

7 слайд

Результаты, характеризующие исходный уровень развития наглядно-действенного м

Описание слайда:

Результаты, характеризующие исходный уровень развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий представлены в таблице Группа Задание 1 Задание 2 Задание 3 выс. сред. низ. выс. сред. низ. выс. сред. низ. ЭГ 5 35 60 10 40 50 10 35 55 КГ 5 40 55 15 45 40 15 35 50

8 слайд

Первоначальный (исходный) уровень наглядно-действенного мышления испытуемых д

Описание слайда:

Первоначальный (исходный) уровень наглядно-действенного мышления испытуемых детей раннего возраста ЭГ и КГ представлен на рисунке 2.

9 слайд

Вывод Таким образом, полученные результаты говорят о необходимости проведения

Описание слайда:

Вывод Таким образом, полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной работы по развитию наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с учетом психолого-педагогических условий этого процесса.

10 слайд

Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать технологию развития

Описание слайда:

Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать технологию развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста с учетом психолого-педагогических условий этого процесса.

11 слайд

Задачи технологии 1.Создать психолого-педагогические условия для специально о

Описание слайда:

Задачи технологии 1.Создать психолого-педагогические условия для специально организованной предметно-орудийной деятельности, в которой формируются представления детей об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение. 2.Развить соотносящие действия детей на основе формирования представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации. 3. Развить орудийные действия детей на основе метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач. 4. Создать в группе детского сада предметно-развивающую среду как необходимое психологическое условия развития наглядно-действенного мышления детей раннего возраста.

12 слайд

Технология включает 2 этапа: 1-ый этап – предметно-орудийная деятельность дет

Описание слайда:

Технология включает 2 этапа: 1-ый этап – предметно-орудийная деятельность детей и взрослого по формированию представлений детей об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.

13 слайд

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, име

Описание слайда:

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение

14 слайд

2-ОЙ ЭТАП 	2-ой этап – развитие соотносящих действий детей, направленных на ф

Описание слайда:

2-ОЙ ЭТАП 2-ой этап – развитие соотносящих действий детей, направленных на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации. Именно на этом этапе применялась специально организованная предметно-развивающая среда, включающая: разнообразные игрушки, прошедшие экспертизу качества и обладающие полифункциональностью и дидактическими свойствами, как это требуется по ФГТ;

15 слайд

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательны

Описание слайда:

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации

16 слайд

При соблюдении направлений и методических условий, указанных в формирующем эт

Описание слайда:

При соблюдении направлений и методических условий, указанных в формирующем этапе нашего исследования, организация предметно-орудийной деятельности действительно выступает как психолого-педагогическое условие развития мышления детей раннего возраста.

17 слайд

Итоговые уровни развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возра

Описание слайда:

Итоговые уровни развития наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста ЭГ и КГ

18 слайд

Динамика развития наглядно-действенного мышления у детей экспериментальной гр

Описание слайда:

Динамика развития наглядно-действенного мышления у детей экспериментальной групп

19 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Условия развития мышления ребенка раннего возраста

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Условия развития мышления ребенка раннего возраста

Курс повышения квалификации

Условия развития мышления ребенка раннего возраста

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Условия развития мышления ребенка раннего возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-106229

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Читайте также:  Определение физического развития ребенка антропометрия

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок – «маленький» («веселый» – «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» – «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник