Условия развитие ребенка это определение

Слайд 1

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.

Слайд 2

Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие – значит “соответствующее неким нормам”. И тут сразу возникает проблема – что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков “тестов развития”, – то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.

Слайд 3

Таким образом, в данном случае возрастная норма – это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки – абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

Слайд 4

Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Слайд 5

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери – один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Слайд 6

Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Слайд 7

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу

Читайте также:  Документы на открытие центра развития ребенка

Слайд 8

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Слайд 9

Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Слайд 10

Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Слайд 11

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Читайте также:  Развитие ребенка оставшегося без попечения родителей

Слайд 12

Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта – IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

Слайд 13

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память – главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.

Источник

Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:

• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;

• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;

• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

– для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

– для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;

– для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.

В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.

Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:

1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);

2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;

3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).

В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.

Активная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Светильник «Пламя» Развитие:

– визуального восприятия;

– тактильного восприятия.

Активизация внимания.

Релаксация: представление Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на воображение;

Читайте также:  Витамин а для развития ребенка

Игра «Праздник у костра».

«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;

Снижение двигательного тонуса;

Регуляция мышечного напряжения;

Развитие:

– кинестетической и тактильной чувственности;

– образа тела;

– пространственных восприятий и представлений.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;

Имитация плавания;

Игра на снятие агрессивности;

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;

Упражнения на релаксацию;

Психологическая разгрузка;

Игры на воображение;

Игра «Дыши и думай».

Мягкое напольное покрытие Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Развитие:

– образа тела;

– общей моторики;

– пространственных представлений.

Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;

Упражнение на воображение;

Игры на снятие агрессивности.

Напольные сенсорные дорожки Развитие:

– проприцептивной чувствительности;

– рецепторов стопы;

– координации движений;

– кинестетической чувствительности;

– мыслительной деятельности;

– речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

– произвольного внимания.

Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;

Игры на воображение;

Игры на коррекцию уровня тревожности;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Быстро – медленно».

Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;

Развитие:

-коммуникативных навыков;

– мыслительной деятельности;

– внимания;

– мелкой моторики;

– зрительной, слуховой и осязательной активности;

– координации движений. Игры со звучащими предметами;

Объемные фигуры.

Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:

– зрительного восприятия;

– ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта;

Снижение уровня тревожности;

Коррекция страхов;

Релаксация: воздействие зрительных образов;

Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений по релаксации;

Упражнение «Солнечные зайчики»

Игра-путешествие к звезде;

Упражнение «Дискотека».

Спокойная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Мягкий остров Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Куб «Твизлер» Развитие:

– мышления;

– концентрации внимания;

– координации «глаз – рука»;

– коммуникативных навыков.

Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»

Игра «С закрытыми глазами».

Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

– мелкой моторики;

– восприятия и воображения;

– речи. Игра-занятие «найди и покажи»;

Игра-занятие «Найди на ощупь»;

Упражнение «Опиши предмет».

Аквалампа Развитие:

– визуального восприятия;

– тактильного восприятия;

– цветовоспроизведения.

Активация внимания.

Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;

Цветотерапия;

Игра «Праздник на морском дне»;

Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;

Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;

Развивают воображение, познавательные процессы;

Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;

Комплекс упражнений по релаксации;

Комплекс упражнений на воображение.

Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;

Релаксация;

Развитие творческого воображения, образного мышления;

Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:

– познавательных процессов;

– мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания;

Стимуляция тактильных анализаторов;

Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:

– разнообразия поверхностей;

– твердости и мягкости;

– видов материалов;

– веса;

– скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.

Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;

Снижение уровня тревожности;

Снятие уровня агрессивности;

Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»

Игра «Выбиваем пыль»;

Игра «Упрямая подушка».

Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;

Создание психологического комфорта;

Релаксация: воздействие слуховых образов;

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;

Активизация двигательной активности;

Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.

Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».

Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.

Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Источник