Условия препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка

Условия препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка thumbnail

В данном комментарии попробую изложить некоторые свои замечания по поводу проекта федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (внесен 23.03.12, рассмотрен Советом Государственной Думы 23.04.12, 14.05.12), (далее – Законопроект).
      
При анализе Законопроекта следует, прежде всего, не забывать о том, что речь в нём идёт о помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.

Понятие такой семьи уже сформулировано в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних», и его предлагается дополнить словами «…либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию» (ст. 2 , п.1, пп.«а» Законопроекта).
      
Таким образом, полностью определение семьи, находящейся в социально опасном положении будет выглядеть так:

«семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию».
      
Все основные понятия, как то: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «безнадзорный», «беспризорный» и др. даны в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних». Поэтому не буду заострять на этом внимание. Остановлюсь лишь на некоторых моментах предлагаемых нововведений, которые мне представляются весьма сомнительными или явно непроработанными.
      

Предлагаемое дополнение «…создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию» уже введено в законодательство Федеральным законом N 49-ФЗ от 24.04.2008 (см. ст. 121 СК РФ). Однако до сих пор нигде нет более или менее чётких критериев определения этой «нормальности». В комментариях к Семейному кодексу, вышедших после принятия указанных поправок к нему, понятие «нормальное воспитание и развитие несовершеннолетнего» не раскрывается. Что считать нормальным и не нормальным в современных условиях жизни ребёнка? То, например, что ребёнок не каждый день получает завтрак, обед или ужин? Или то, что у него нет какого-нибудь «айфона» последней модели? Я, конечно, утрирую, но ведь критериев-то нет.
      
Поэтому если уж законодатель вводит оценочную категорию «нормальное воспитание и развитие несовершеннолетнего», то необходимо на законодательном же уровне установить позиции, по которым следует оценивать эту «нормальность».
      
Весьма и весьма сомнительной, если не сказать больше, мне представляется также норма, позволяющая несовершеннолетнему, достигшему 10-летнего возраста, самостоятельно обращаться с заявлением об установлении социального патроната (п. 2 статьи о социальном патронате). Не говоря уже о прочих аспектах такой гражданско-правовой новеллы, это просто – юридический нонсенс в буквальном смысле этого слова. Предоставляя 10-летнему(!) ребёнку право самостоятельно обращаться в государственные органы, законодатель признаёт тем самым за ним право дееспособности в данной области, то есть, как минимум, право своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права в сфере государственного управления.
      
Однако дееспособность у гражданина России возникает по общему правилу с момента его совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ), ограниченная дееспособность – с 14 лет (ст.26 ГК РФ), а дееспособность малолетних, не достигших 14-летнего возраста, ограничивается лишь мелкими бытовыми сделками (ст. 28 ГК РФ). Причём перечень таких сделок является исчерпывающим, и всю ответственность за них несут родители или другие законные представители.

Перечень правомочий несовершеннолетних от 14-ти до 18-ти лет также исчерпывающий и касается лишь права совершения мелких бытовых сделок; права распоряжаться своим заработком, стипендией, или иным доходом; авторского права; права распоряжения своим вкладом в кредитные учреждения и право быть членом кооператива (последнее – с 16-ти лет). Всё! О праве несовершеннолетнего, а уж тем более – малолетнего, самостоятельно обращаться в официальные государственные структуры с какими бы то ни было заявлениями, не идёт даже речи (и не может идти!).
      
Почему тогда законодатель, предлагая ввести указанную норму, не предлагает внести соответствующие поправки в перечисленные выше положения Гражданского кодекса? Или почему бы не пойти ещё дальше, и не предоставить малолетнему право выходить в суды с самостоятельными исками? И здесь я уже ничуть не утрирую. Ведь логика данного Законопроекта именно такова – предоставить ребёнку право писать официальные бумаги в госорганы. И чем, например, отличается право ребёнка подать заявление об установлении социального патроната от права ребёнка подать исковое заявление в суд? По-моему – ничем! В общем, абсурд полный… Конечно же, данную норму Законопроекта нельзя принимать ни в коем случае!
      
Ещё одно положение Законопроекта представляется крайне важным, поскольку содержит потенциально опасную отсылочную норму. Это – последний абзац пункта 3 статьи о социальном патронате, который гласит, что «в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, мероприятия, предусмотренные планом организации социального патроната, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

Иными словами, если в принципе, сначала речь идёт о «мероприятиях, направленных на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего» именно в рамках семьи (п.3, абз. 5 статьи о социальном патронате), то данная норма позволяет, на мой взгляд, устанавливать «особые случаи», когда ребёнка можно будет отдавать «на воспитание» в различные государственные учреждения. Этого также нельзя допускать. Не следует издавать по этому поводу специальные подзаконные акты Правительства, и если уж устанавливать такие «особые случаи», то они должны быть определены в Законе!
      
Если говорить в целом о Законопроекте, то по существу в нём прослеживается явная тенденция отхода от главной стратегической задачи – задачи борьбы с безнадзорностью и беспризорностью, реальной помощи так называемым «неблагополучным семьям», а также семьям, находящимся в тяжёлом материальном положении. Ведь, посмотрите, везде в Законопроекте говорится только о «социально-педагогической, медико-психологической помощи…» (ст. 2, п. 1, пп. «б» Законопроекта; п.3, абз. 5 статьи о социальном патронате), но нигде нет даже намёка на хоть какую-то материальную помощь таким семьям. А зачастую многие проблемы возникают именно из-за низкого семейного достатка.
      
Вместо расширения круга крайне расплывчатых и оценочных правовых норм, позволяющих трактовать положения Закона как угодно, в зависимости от преследуемых целей правоприменителя, необходимо выработать конкретные меры по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, средства и методы помощи «неблагополучным» семьям и семьям с низким достатком. Именно эти направления деятельности являются, на мой взгляд, самыми важными.
      
Это основные замечания по законопроекту, которые, по моему мнению, следует учесть в том случае, если не удастся избежать  его принятия.
      
В принципе же, полагаю, что в принятии Законопроекта нет необходимости, во всяком случае – в том виде, в котором он предложен.
      
Ныне существующая законодательная база вполне позволяет органам опеки и попечительства обойтись уже имеющимися у них полномочиями, и совершенно непонятно зачем вводить новый правовой институт, да к тому же, очевидным образом непроработанный и не вполне понятный.
      
Ещё раз повторюсь, что Законопроект не следует принимать вообще, а необходимо обратиться к соответствующему Министерству с требованием разработать программу конкретных действий по указанным выше направлениям и в кратчайшие сроки предложить её на обсуждение в Государственную Думу в форме нового законопроекта.

Читайте также:  Роль взрослых в развитии ребенка

Участник рабочей группы «Юридический фронт» Михаил Кузнецов

Виртуальный клуб «Суть времени»

Источник

Приложение N 2

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4

Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее – ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

Читайте также:  Что такое замедленный темп психического развития ребенка

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Источник

Общественная палата, после проведенных слушаний 27 апреля (я писала об этих слушаниях тут, статья РБК о слушаниях тут), несмотря на отторжение своих инициатив широкой общественностью, таки разродилась поправками, направленными на изменение процесса опеки и попечительства. 

При первом знакомстве с документом, мне видится несколько принципиально новых и  важных для родителей моментов: 1. ведение понятия “дети, нуждающиеся в помощи государства”, 2. введение НКО (негосударственные некоммерческие организации) в процесс надзора за родителями и детьми, 3. введение понятия “патронатная семья”. 

Текстом можно насладиться тут.  Зная, что разрабатывали этот документ, в основном, любители ювеналки Зыков и Альтшуллер, мне уже нехорошо…. Еще не люблю непрофессионально сделанных документов. Даже оглавление не могли нормально сделать…

—————————–
Итак, в наш Семейных Кодекс предлагается внести понятие “дети, нуждающиеся в помощи государства”, которое заменит/будет включать в себя понятие “оставшиеся без попечения родителей (р 4, ст. 121 СК). Понимаете? Это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Получение такого статуса будет означать, что семья становится полностью подконтрольной опеке/НКО (через договор о социальном патронате), а если она отказывается от их услуг, то ребенок изымается из семьи.

Итак, по новой редакции Статьи 121 СК, к детям, нуждающимся в помощи государства относятся:

– дети, определенные действующим законодательством как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении, либо проживающие в семье, находящейся в социально опасном положении, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся на полном государственном обеспечении в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающиеся в социализации, семейном устройстве либо семейном воспитании.

Читайте также:  Значение естественного вскармливания для развития ребенка

– Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными либо ограниченно дееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при временной передаче родителями ребёнка на полное государственное обеспечение в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей, либо при отказе родителей без уважительных причин взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных учреждений, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Вот какие в связи с этим возникают у меня вопросы: 

1.  //дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации// – к таким детям относятся дети из малоимущих семей. Это значит, сюда попадают фактически все многодетные семьи.

2. //либо проживающие в семье, находящейся в социально опасном положении// – это что значит? т.е. если семья сама в трудной ситуации, но для ребенка делается все что нужно,  то, несмотря на это, по решению КДН (именно они будут решать какой ребенок нуждается в помощи государства), КДН/опека/НКО влезают в эту семью. А что такое вообще “социально опасное положение”?
Update: Вот, нашла определение: “семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (ФЗ №150)”.

Остается вопрос с исполнением обязанностей по воспитанию и отрицательным влиянием – где критерии?

* * *
А вот эти 3-5 пункты в СК присутствуют, но не в таком смысле, как в предложенных поправках. Вот тут можете посмотреть, как выглядит статья СК 121. п.1 сейчас. Там нет определения “ребенок оставшийся без попечения”, а перечислены причины, по которым ребенок остался без попечения. Создатели поправок переделали причины в определения и получился бред:

3. //Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случае …. болезни родителей//. Как Вам? Ничего, что не оговорена степень этой болезненности. Если у родителей ОРЗ, то ребенок уже считается оставшимся без попечения, или как?

4. Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случае …. уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Это КТО будет определять? Какие параметры? Мать -одиночка, которая работает по 12 часов, оставляет ребенка на продленку и или на пятидневку – можно сказать, что она не уклоняется от воспитания? А какие у нас параметры воспитания? Как будет измеряться “степень уклонения”. Где кончается занятость работой/домашними делами и начинается “уклонение”? 

5.// при создании действиями или бездействием родителей условий, … препятствующих их нормальному воспитанию и развитию// Какие это условия? Что есть “нормальное воспитание и развитие”? Бедность препятствует нормальному развитию? 

Вот еще что интересно,

дети, оставшиеся без попечения родителей, считаются несовершеннолетними до 23 лет! (

я не брежу вроде- см. стр. 14, поправка к Ст. 1 №120-ФЗ)

В общем понятно, что

по этим крайне размытым критериям любого абсолютно ребенка можно наделить статусом “нуждающегося в помощи государства” или “оставшимися без попечения родителей”.  

А главное – “наградить” таким статусом очень просто:

———————-
ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы признать ребенка нуждающимся в помощи государства,

достаточно просто постановления КДН.

Это будет решать без суда и следствия просто какая-то тетка “на основании результатов обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка и (или) представления документов, подтверждающих обстоятельства, требующие признания ребенка нуждающимся в помощи государства”.

Опять:
1.  Как вам это //(и) или// ??? Т.е. КДН даже может не ходить никуда, а, так сказать “заочно” признать ребенка “нуждающимся в помощи государства”. Какие это документы? Заявления соседки достаточно? 
2. //на основании результатов обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка// . У меня, видимо, опять с русским проблемы… Как это правильно читать? “результатов воспитания и развития” или “результатов обследования воспитания и развития”??  Не подскажите? В любом случае – какие критерии? Если ребенок в три года еще не разговаривает это повод для признания его “нуждающимся в помощи государства”? А если место в троллейбусе инспектору КДН не уступил? Родители, очевидно, не справились с воспитанием…

————————-
 Еще напоследок перл: // Деятельность по защите прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства, осуществляется в соответствии со следующими принципами: признание индивидуальности ребенка и его потребностей; признание и обеспечение приоритета семейного воспитания и (или) устройства детей и его постоянности; пр.//

Как Вам это //и (или) устройства детей// . Это что, для шизофреников? У нас приоритет семейного воспитания или устройства детей?? А семейное устройство не предусматривает семейного воспитания? Хм..загадочный текст…

Кстати, обратите внимание – не сказано о какой семье идет речь: кровной или приемной, традиционной или гомосексуальной

. ЭТО СДЕЛАНО НАРОЧНО!!! В общественной палате прекрасно знают об этой законодательной трудности, и то, что они не обозначили приоритет традиционной кровной семьи говорит само за себя.



Источник