Условия полноценного развития ребенка дошкольного возраста

Условия полноценного развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

От автора: Как происходит развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Как правильно расставить приоритеты: развивать ребенка в целом или преимущественное внимание уделять трудностям его поведения.

Условия полноценного развития ребенка дошкольного возраста

Условия полноценного развития дошкольников

Ю.А. Попов, к.психол.н.

Вряд ли найдется хоть один родитель, который не испытывал бы никаких проблем в воспитании своего ребенка и во взаимодействии с ним. Воспитание – это деятельность, требующая и времени, и напряжения, и творчества, и личностных качеств воспитателя, и знаний, и многое др. Неизбежные трудности данного процесса могут усиливаться и нравственной атмосферой общества, окружающей социальной ситуацией и т.п. Немудрено, что в полной мере необходимый объем внимания не достается каждому ребенку. Тем более что дети уже при рождении не являются одинаковыми в своих реакциях, задатках, здоровье и т.д. Соответственно, ко всем перечисленным требованиям необходимо добавить еще и понимание индивидуальных особенностей ребенка, а также умение нейтрализовать их негативное влияние на процесс развития.

Всевозможные проблемы поведения детей, как уже многократно показано в авторитетной психологической литературе [3, 6 и др.], – это, прежде всего, личностная слабость, слабое развитие саморегуляции и отсутствие поведенческих навыков. Личность же – психическое образование или психическая структура, строящаяся от начала и до конца прижизненно, в обществе, на основе социального влияния. Поэтому и причины её слабости имеют социальные корни – невнимание родителей, их психолого-педагогическая неграмотность. При этом необходимо заметить, что количество детей с признаками наличия трудностей в поведении много шире, чем то, что очень заметно бросается в глаза. Многие дети, не принося заметного беспокойства родителям и педагогам в силу своей робости, рано или поздно приобретают всевозможные виды невротических реакций, сниженное настроение, страх перед интеллектуальными занятиями и т.д.

Таким образом, любая форма трудностей в поведении имеет общее основание – низкий уровень развития личности. Соответственно, преодоление этих трудностей связано в первую очередь с личностным ростом, повешением уровня личностного развития. Что касается специфики возникающих трудностей в поведении, степени их отрицательных последствий, то здесь, конечно, необходимо подключение соответствующих психологов. Это необходимо для того, чтобы уделить больше внимания той форме нарушения поведения, которая захватила ребенка на данный момент. Однако нейтрализация конкретной формы нарушения поведения без развития личности ребенка, может имеет лишь временный успех. Единственным же настоящим способом преодоления возникающих поведенческих трудностей является повышение уровня личностного развития.

В силу отсутствия педагогически-грамотной работы с детьми, наложенной на их индивидуально-типологические особенности, некоторые трудности в поведении ребенка приобретают особую трудность педагогического взаимодействия в силу их повышенной конфликтности и агрессивности [1, 2, 4, 5]. В данном случае педагогам и другим специалистам необходимо знать логику и источник этой конфликтности и быть психологически готовым к неизбежности более высокого внутреннего напряжения, или внутренней собранности при общении с данными детьми. Однако принципы работы с ними и общая направленность этой работы остается ориентированной на повышение уровня их личностного развития. В основе этого развития мы видим четыре фактора, или четыре кита, полноценное выполнение которых гарантирует положительный результат. Остановимся кратко на каждом из этих факторов.

Барьеры. Система правил, договоренностей, поощрений, наказаний, препятствий и т.д. Основой барьерного фактора может стать продуманная система накопления и потери индивидуальных баллов, совмещенная с адекватным отношением педагога на положительные и отрицательные действия воспитанников.

Рост внутренних ресурсов ребенка. Стержнем данной подсистемы является поиск и развитие его способностей на фоне его разностороннего развития. Реализация этого фактора осуществляется через общешкольное и дополнительное образование.

Настраивание. Суть данного фактора заключается в создании благоприятного внутреннего эмоционального фона воспитанника. Этому способствует педагогический такт, психологическая поддержка, дружественный доброжелательный тон, доверительный стиль общения, индивидуальный подход, стремление вникнуть и понять внутренние проблемы ребенка, почувствовать его, принять и т.п.

Узнавание. Обучение воспитанников эмоциональной саморегуляции, спокойному реагированию на возникающие трудности. Привитие положительного отношения к спокойным уравновешенным состояниям и отрицательного отношения к возбужденности, капризности, крикливому стилю взаимодействии и общения и т.п.

Каждый из этих факторов необходимо превратить в развитую подсистему единой четырехкомпонентной системы воспитания в  детском образовательном учреждении. В настоящее время только один из четырех факторов может претендовать на роль подсистемы и то с определенными оговорками. Речь идет о росте внутренних ресурсов ребенка – знаний, умений, навыков и т.п. В отношении других факторов ситуация менее оптимистичная.

Если говорить о        барьерах как факторе, стимулирующем развитие, то здесь можно найти учреждения, где предпринимаются попытки превратить данный фактор в системный вид, в том числе с использованием балльной системы. Хотя в большинстве учреждений он присутствует в стихийном виде.

Настраивающая часть, несмотря на профессиональную подготовку педагогов, имеет массу нареканий и не может претендовать на роль организованной подсистемы. Большинству педагогов не хватает психологических знаний и навыков доверительного общения.

Наименее развит фактор «узнавание». Его практически нет в современных детских образовательных учреждениях. В тоже время по значимости он вполне сопоставим с фактором увеличения ресурса личности ребенка. Кроме того, его присутствие значительно усиливает положительное влияние и всех других факторов. Осуществление фактора «узнавание» требует от педагога определенных психологических знаний. Возможно, также необходима разработка некоторого количества занятий для детей дошкольного возраста, в которых прививался бы интерес и мотивация к умеренному эмоциональному реагированию на происходящие события.

Литература

Леонгард К, Акцентированные личности. Киев, 1989. 375 С.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. 416 С.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 С.

Попов Ю.А. Психологическое исследование учащихся специальной общеобразовательной школы № 5 «Доверие» ЮОУО г. Москвы // Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития. М., 2006.

Попов Ю.А. Социально-педагогические особенности детей с девиантным поведением // Подросток с девиантным поведением: педагогическое проектирование компонентов образовательной системы (из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе специальной школы № 5 «Доверие»): Сборник 6. М., 2011.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М., 2001. 480 с.

Источник

Ульяна Борисова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами в средней группе детей.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.

Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в Детском саду обеспечивает реализацию основной образовательной программы.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

При проектировании РППС педагогический коллектив учитывает особенности своего учреждения, условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, социокультурные, экономические и другие условия, требования педагогических технологий, возможности и потребности участников образовательных отношений.

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.

В соответствии со Стандартом РППС детского сада должна обеспечивать и гарантировать:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Кроме того, РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна обеспечиватьвозможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.

Развивающаясреда выстраивается на следующих принципах:

– насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;

– трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

– полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

– вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

– доступность среды предполагает, доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

– безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

– учета полоролевой специфики – обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

– учета национально-культурных особенностей края.

Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.

Помещение группы разделено на так называемые «уголки» (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных игр, игрушек, материалов для исследования и игры, общения. Материалы в «уголках» дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели внимательно подходят к отбору материалов для каждого уголка,которые:

• отражают реальный мир;

• побуждают к дальнейшим исследованиям, творчеству, конструктивному общению;

• соответствуют интересам и уровню развития детей группы;

обеспечивают их дальнейшее развитие;

• имеются в достаточном количестве;

• доступны и привлекательны;

• систематизированы.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение «уголков» меняется в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.

Так же материалы «уголков» заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах

Образовательная область Виды детской деятельности Наполняемость «уголков» с учетом интеграции образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Конструирование из разных материалов

Трудовая

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

Игровые уголки

• Оборудование;

• Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования, автодром, природы, дежурства, уголок настольных игр).

• Игрушки;

• Материалы для изготовления игрушек (ленточки, фантики, глиняные пластилины, бусы, нитка с иголкой, пряжи, фетры, фоамираны, пуговицы, пластиковые материалы).

• Предметы-заместители (военные игрушки из дерева, машины, кубики разного размера).

Уголок природы

• Природные материалы подобраны по программе в соответствии с возрастной группой;

• Тематические альбомы («Осенние дары»– фотоальбом, «Байанай»-фотоколлаж, «Моя мама»-фотоальбом).

• Природный материал для конструирования (орехи, сухие листья, ветки, перья, камешки, ягоды).

• Фартуки (колпаки, перчатки).

• Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);

• природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);

•неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Уголок дежурных

• Эстетично оформленный стенд с кармашками.

• Форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки);

• Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тряпочки, тазики, щетки);.

Уголок книги

• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;

• Книги, энциклопедии для соответствующего возраста;

• Сюжетные и предметные картинки по тематике.

• Книги русских народных, якутских сказок.

Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)

Уголок творчества

• Наборы конструкторов, строителя, лего, деревянные строительные кубики разных размеров, конструктор «Клоун».

• Схемы различных построек, моделей, фотографий.

Уголок дидактических игр

• Настольно-печатные игры (домино, лото, «бгэлэр оонньуулара», пазл-«Паровоз», «Собери кружки»)

• Дидактические игры (картотека дидактических, подвижных игр, лабиринт, кнопочные, напольные мозаики, набор «Сортировщик», логическая игра «Пчелка», детская развивающая мозаика, деревянные пазлы, домино, шнуровки, пирамидки, губчатые мозаики, шашки, сонор,электронные игры: «Сыыьа ойуулар», «Домик для цифр», «Логика»;

Речевое развитие Коммуникативная

Игровая

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

Двигательная

(развитие мелкой моторики) Уголок театральной деятельности

• Вешалка или сундучок для «нарядов»;

• Маски;

• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра.);

• Ширма.

Уголок книги

• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;

• Книги для соответствующего возраста;

• Сюжетные и предметные картинки по развитию речи.

• Книги русских народных, якутских сказок.

Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)

Физкультурный уголок

• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные).

• Беговая дорожка

• Ребристая дорожка

• Ковер «Следы»

• Скакалки, обручи, кегли.

Уголок дидактических игр

• Пазлы;

• Мозаики;

• Шнуровки;

• Настольно-печатные игры.

Художественно – эстетическое развитие Изобразительная

Коммуникативная

Игровая

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

Музыкальная

Конструирование

из разных материалов

Уголок творчества

• Карандаши (цветные, простые, мелки;

• Краски (акварельные, гуашевые краски). Кисти. Баночки для воды, Палитра для смешивания красок.

• Бумага разных форматов или альбом для каждого ребенка.

• Раскраски нескольких видов;

• Трафареты, лекала, фигурные силуэты.

• Цветная бумага разной фактуры;

• Ножницы, фигурные ножницы;

• Клей карандаш, ПВА.

• Пластилин (глина, доски для лепки, стеки, тряпочки;

• Альбомы с иллюстрациями;

• Портреты художников;

• Репродукции картин. Образцы народного творчества.

Уголок природы

• Природный материал для конструирования;

• Тематические альбомы, книги.

Музыкальный уголок

• Песенник

• Иллюстрации инструментов;

• Музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчики, молоточки и т. д);

• Диски, флешки со сказками.

• Шумовые инструменты из бросового материала.

• Музыкально-дидактические игры. (Свисток,якутские иструменты: копыто, шумовая рога, хлопушки, маракасы из бросового материала, барабаны, палочка шумовая).

Уголок театральной деятельности

• Вешалка или сундучок для «нарядов»;

• Атрибуты.

• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра);

• Ширма.

Физическое развитие Двигательная Физкультурный уголок

• Сенсорные дорожки для закаливания;

• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные);

• Скакалки;

• Ленточки, флажки, кубики и т. д. для выполнения общеразвивающих упражнений;

• Кегли, обручи;

• Стойки и палки для подлезания, перешагивания;

• Тренажеры; беговая дорожка.

• Иллюстрации на спортивную тематику.

Источник