Условия нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста
Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.
Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития – это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.
Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:
– знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
– не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;
– использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
– взрослым необходимо передать детям игровой опыт.
Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.
Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Источник
Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства
Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:
– нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);
– нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);
– нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).
Нравственное развитие в раннем детстве.
Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:
– нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;
– выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;
– выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;
– требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;
– нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
– у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
– нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;
-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.
Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:
– в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;
– первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.
Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:
– у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
– возрастает действенность нравственных представлений;
– возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнечный город»
«Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Никитина Ольга Владимировна
г. Саров
2019 год
Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В законе «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (1, ст.14.2).
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в котором современный национальный воспитательный идеал представлен как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.(2)
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение таких задач, как: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения и интересах человека; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка (3).
Исходя из поставленных приоритетов духовно-нравственного воспитания, необходимо уделять особое внимание проблеме привития нравственных ценностей подрастающему поколению и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
Дошкольное детство – это важный этап в становлении морального облика человека. В это время происходит формирование представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений в окружающем мире. Дети задают много вопросов, стремятся больше узнать о своей Родине, месте, где они живут. Очень важно воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, так как у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.
По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (7).
На формирование основ духовно-нравственного ценностей у ребенка оказывает среда, в которой он живет, люди, с которыми он общается., т.е. ближайшее социальное окружение. Формирование духовно-нравственного воспитания тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку близко и дорого: с любовью к родителям и близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, к тому, что его радует.
Особую роль в развитии моральных ценностей у детей можно отвести педагогическим условиям.
Педагогические условия – это те основные части или характеристики среды, в которой развивается воспитанник.
Под педагогическим условием Н.М.Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата (6, стр53).
В.И.Андреев считает, что педагогические условия – это «обстоятельство процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» (5, стр.89).
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей для обеспечения желаемой эффективности.
Для формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ необходимы определенные педагогические условия, которые должны быть представлены системой организации деятельности:
-создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию нравственных качеств и чувств дошкольников;
-обогащение эмоционально-чувственного опыта, расширение круга впечатлений и переживаний посредством разнообразных средств (народное прикладное искусство, живопись, художественная литература, творчество);
-организация экскурсий и прогулок по городу, на природу;
-обеспечение условий для самостоятельной деятельности детей.
Педагогам в ДОУ необходимо создать образовательное пространство так, чтобы воспитательно-образовательный процесс носил творческий характер. Ребенок лучше усваивает материал через осязание, непосредственные действия с предметами, обогащая свой сенсорный и эмоционально- -чувственный опыт. Ребенок в таком пространстве может действовать по своему усмотрению, планировать и выбирать самостоятельно виды деятельности.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.
В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок – это зеркало нравственно жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Если норма не соблюдается взрослым, то ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушить безнаказанно. Так ребенок выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувство вины (8).
Поэтому огромное значение имеет пример взрослого: педагога, родителей, других близких людей из окружения ребенка. Поэтому необходимо помочь осознать родителям то, что именно они ответственны за воспитание детей и должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи.
Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников. Необходимо использовать многообразные формы, методы приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. И одним из условий успешного формирования личности дошкольника с высокими нравственными и этическими качествами является педагогическое взаимодействие детского сада и семьи.
Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в создании условий и факторов, воздействующих на ребенка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе, путем личного примера и межкультурного взаимодействия.
Литература:
1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, Центр инновационных технологий, 2012г.
6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.-Волгоград: Перемена, 2001.-181с.
7.. Демина Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 40-42.
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов .сред.пед.учеб.заведений.- 5-е издание, стереотип.- М..: Издательский центр «Академия», 2001 – 336с.
Источник