Условия нормального психосоциального развития ребенка
нина грищенко
Консультация для педагогов «Психологический комфорт как условие нормального психосоциального развития детей»
Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают его.
Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название “психологической безопасности“. Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.
Для обеспечения психическойбезопасности ребенка следует включать следующие мероприятия:
• систему профилактики психоэмоциональногосостояния ребенка через тренинги и средствами физического воспитания: подвижные, народные игры, виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
• аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята);
• работу с природными материалами – глиной, песком, водой,красками: арттерапия (лечение искусством, творчеством, увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма);
• предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
• расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми;
• создание развивающей предметно-пространственной среды.
Какие же психолого-педагогические способы создания психологического комфорта должны присутствовать у детей при организации воспитательно-образовательной работы с ними? Важно,чтобы:
• у детей преобладало положительное эмоциональное состояние;
• у ребенка присутствовало бодрое жизнерадостное настроение;
• эмоциональные реакции детейбыли положительно окрашены: улыбкой, смехом, контактом с окружающими, отсутствием страхов;
• ребенка не наказывали ограничением движений;
• чаще использовался игровой метод организации работы с детьми, так как игра вызывает положительные эмоции, повышает интерес к занятиям.
Установлено, что в основе всех психосоматических нарушений лежит тревога и депрессия, а отрицательные эмоции — это основа для развития депрессии и тревоги.
Причины отрицательных эмоций у дошкольников следующие:
• cрыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или общения).
• неправильные воспитательные приемы (сверхзабота, потакание, излишняя требовательность, властность).
• неправильное построение режима дня ребенка.
• отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.
• создание односторонней привязанности.
• отсутствие единого подхода к ребенку.
Важную роль в поддержании психического здоровья играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние другого.
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции.
Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека.
Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.
Познание самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими.
Источник
1
Условия нормального развития ребенка
2
Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост организма (количественный) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения).
3
График этапов развития ребенка
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают “осмысленно” оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми “объектами” повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.
4
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш улыбается, когда слышит ваш голос
5
3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям
6
4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки
7
6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую
8
7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы
9
9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает
10
12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям
11
18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов
12
2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»
13
3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме
14
4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде
15
5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше
16
Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностью ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
17
Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.
Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Существенное различие между нормальными и ненормальными ‘людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.
18
Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:
1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
19
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
20
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
21
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
22
Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:
* когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
23
* когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
24
* когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
25
Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность.
Источник
Для того чтобы малыш рос и формировался правильно, необходимо соблюдать условия нормального развития ребенка с самого рождения. Сюда относятся социальные факторы: общение с другими детьми и взрослыми. Насколько кроха готов быть личностью в нашем мире? Для этого необходимо уделить внимание его коммуникативному развитию. Хотя, конечно, все идет из семьи, начинается дома. От атмосферы в семье зависит степень психического развития в младшем возрасте. Если дома царит натянутая, холодная или даже агрессивная атмосфера, то на малыше это отразится негативно. Родители должны обращать особое внимание на свои действия, слова, общение с другими людьми перед ребенком. Очень легко нарушить нормальный ход развития психики, а чтобы вернуть все на свои места, потребуются годы.
Нормальное психическое развитие
Что означает «нормальное психическое развитие»? Соответствие определенным нормам, принятым в обществе. Каждый ребенок уникален, но шкала оценки для всех едина. С этим вы столкнетесь, когда будете устраивать малыша в садик, школу. К понятиям нормального психического развития обычно относят:
- нормальное функционирование мозга (для каждого возраста свои критерии);
- умение общаться с людьми, различать их статус, возраст, род занятий;
- активность ребенка;
- умение формулировать свои мысли, задавать вопросы, отвечать;
- наличие достаточно развитого логического мышления (опять же, для каждого возраста этот критерий отличается).
Конечно, все самое важное малыш постигает дома, с родителями. От того, какой дома эмоциональный климат, как общаются родители, какие отношения с ребенком, будет зависеть его развитие.
Необходимо помнить, что даже развитый человечек 3-4-5 лет может начать деградировать, если изменится ситуация в семье. Гарантией нормального психического развития будет постоянство окружающего мира – настолько, насколько это возможно. Постоянно переводить из одного садика в другой, часто менять школы или место жительства — итогом этого может стать отставание в развитии, так как ребенок постоянно переживет стресс адаптации к новым условиям.
Ребенок дома
Детский сад, школа, кружки, друзья — все это очень важно. Но первым и самым важным фактором правильного развития будет дом. Родители должны помнить о том, что малыш меняется, растет. В первые 4-5 лет его потребность в общении не так велика, как в 6-7. А общаться он будет именно так, как научился дома. У вас появился малыш, а значит, теперь придется обращать особое внимание на то, что вы говорите, делаете, какие люди приходят к вам в дом.
Для формирования психики необходимо множество элементов. Основные из них формируются еще в детстве, когда кроха общается только с родителями.
Отношения с родителями
Это очень важный аспект. Здесь можно выделить основные «острые моменты»:
- Общение в семье. Как оно происходит: на повышенных тонах, в претензиях, злобе, агрессии или же мягко, с любовью?
- Отношение к ребенку, внимание к его проблемам.
- Возможность вести диалог с родителями. Родители рядом, они готовы разговаривать, отвечать на вопросы?
- Социальное благополучие семьи. В неблагополучных семьях даже самые одаренные дети рискуют быть запущенными.
- Доверие к родителям. Доверие и уважение формируется с детских лет.
Очень важно, чтобы с родителями малыш, ребенок, подросток чувствовал себя свободно. Конечно, это не значит, что родители позволяют абсолютно все. Нет, тут дело в другом.
До определенной степени в общении с родителями присутствует свобода в выражении эмоций, переживаний, радости. С родителями малыш чувствует себя в безопасности. Они в первую очередь любят, учат, объясняют, а только потом и в крайнем случае — наказывают.
Дети априори считают, что родитель прав. Его слова, реакции, манера общения воспринимаются как единственные абсолютно верные. Дальше ребенок взрослеет. Он общается с другими детьми, взрослыми. Здесь идет небольшая корректировка его понятий о «правильном» и «неправильном», и все же основы поведения, заложенные в детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Атмосфера в семье
Неправильной, опасной считается атмосфера в доме, где находится маленький ребенок, если:
- присутствует агрессия, как на словах, так и на деле (избиения, насилие, нанесение физических травм);
- в общении между собой и с ребенком родители употребляют нецензурные выражения, угрозы, оскорбления, грубые насмешки;
- дети или один из супругов подвергаются унижениям, оскорблениям;
- родители очень занятые, у них нет времени на самое обычное общение;
- ребенок много времени проводит один, предоставлен сам себе;
- совершено отсутствует критика поступков ребенка.
Речь идет не только о неблагополучных семьях. Очень часто бывает, что с виду любящая семья с хорошим достатком может относиться к малышу крайне жестоко. Холодная эмоциональная атмосфера в доме вредит ребенку. Проявлять свои чувства, высказывать эмоции — значит учить своего малыша делать это. Из семьи идет понятие о сопереживании, эмпатии, эмоциональной поддержке, радости за близкого. Наличие этих эмоций у ребенка говорит о том, что в плане психического развития недостатков или опасностей нет.
Если же у ребенка, начиная с 3-4 лет, совершенно нет понятия о сопереживании, нет желания помочь, поддержать, пожалеть, то проблема очевидно. Его не научили испытывать эти эмоции. Такие дети могут быть жестоки, агрессивны. А все потому, что дома царит такая же жестокая атмосфера.
Обязанности и ответственность
Для правильного формирования и развития психики необходимо дать ребенку понятие об ответственности. Детский садик и школа могут лишь косвенно повлиять на это. Чувство ответственности может быть заложено только в семье. С раннего детства давайте малышу простые задания. Пусть он:
- сам складывает вечером свои игрушки;
- самостоятельно чистит зубы, умывается, складывает одежду;
- убирается в своей комнате;
- выгуливает домашнее животное, убирает за ним;
- поливает комнатные растения;
- моет за собой или всеми членами семьи посуду.
Чем он старше, тем ответственнее, тем больше заданий по дому он получает. Если совсем лишить ребенка ответственности и обязанностей, то не происходит необходимого волевого развития. А значит, снижается продуктивность логического и ситуационного мышления.
Волевое развитие начинается у детей с 3 лет. Раньше они просто не понимают необходимости многих действий. Если ограждать ребенка от любых заданий, ответственности, то очень скоро родители начинают об этом жалеть. Он будет психологически не готов к школе. Не давая мотивации для ситуационного мышления, родители ограничивают возможность психологического развития ребенка. Сложных действий, ситуаций он избегает, не хочет становиться их участником.
Наказание и поощрение
Для того чтобы психика адаптировалась к условиям жизни в обществе, ребенку необходимо понимать, когда наступает наказание, а когда необходимо поощрение. Речь идет не только о чем-то физическом, материальном. Например, за хорошее поведение получаешь конфеты, а за плохое тебя лишают сладкого. Такое материальное мотивирование подходит для маленьких детей. Позднее необходимо переводить поощрение и наказание на другой уровень.
Наказание – это ограничение, лишение. К сожалению, родители не всегда могут объяснить логику своих действий в отношении наказания. Остается непонятным: а почему вообще нельзя делать то или иное действие? Прежде чем наказать, расскажите, почему вы это делаете. Объясните ребенку опасность, неправильность какого-либо действия. Только поняв, что именно он сделал не так, ребенок сможет в следующий раз не допустить повторения. Это опыт, необходимый для правильного психического развития. Так постигаются законы нашего общества.
Наказание без причины — большая глупость. Например, малыш на прогулке был агрессивен по отношению к другому ребенку. Дома мама объясняет ему ошибку, рассказывает, почему этого делать было нельзя. Потом следует наказание: остаться у себя в комнате без телевизора, компьютера и других развлечений на 1 час. В это время ему нужно обдумать поступок и сделать выводы. Через несколько дней малыш играет у себя в комнате, но делает это слишком шумно. Мама применяет то же наказание, но только потому. что она устала, а шум мешает ей отдыхать. Действия ребенка в первом и втором случаях несоизмеримы, а наказание одинаковое.
Ребенок в садике
Второй аспект развития психики — социальный. Добиться нормального развития можно, только если ребенка будут окружать другие дети и взрослые. Здесь необходимо ситуационное мышление, которое остается двигателем психического развития. Опыт и знания, полученные до прихода в садик, позволяют делать выводы, а выводы — действовать.
Общаться, заводить друзей не так-то просто. В садике много усилий воспитателя направленно именно на социализацию. У детей, которые посещали детский сад, гораздо проще идет процесс адаптации в школе. Им проще заводить друзей, ведь они уже научились это делать.
Адаптация
Для всех детей поход в садик начинается с процесса адаптации. Она может быть разной по степени сложности для ребенка. Чаще всего это позитивный процесс. Малыш остается сам в новом месте. Он уже достаточно развит для 3-4 лет, чтобы провести это время один, без родителей. Если нахождение в садике слишком тяжело для ребенка, он не справляется даже при помощи воспитателя, а отношения с детьми не складываются, то это свидетельствует о недостаточном психическом развитии. Таки ситуации, увы, бывают.
К трем годам дети обычно уже очень активные. Они научились говорить, любят подвижные игры, тянутся к новым знакомствам. Совершенно нормально пройти адаптацию за 2-6 недель, а потом без труда проводить весь день в садике.
В процессе адаптации малыш прошел серьезную психологическую перестройку. Многие социальные механизмы открылись перед ним в простой форме:
- как завязать знакомство;
- как стать интересным для собеседника;
- совместная деятельность – как вносить в нее свой вклад;
- как поддерживать дружеские связи;
- как выстраивать коммуникацию с людьми разного возраста.
Это значит, что развивается общественная составляющая характера — социальное «я» ребенка. Так происходит движение вперед для психического развития личности.
Общение с другими детьми
Без общения невозможна жизнь индивида с нормальной психикой. Человек устроен так, что ему просто необходимо иметь разные отношения с людьми:
- родственная привязанность;
- дружеские чувства;
- приятельские отношения;
- нежные, любовные отношения;
- иерархические отношения.
Иметь лучшего друга, поддержку семьи, любовь — это нормальное состояние для психики. Если у человека нет возможности общаться, он изолирован от других, то психика претерпевает изменения не в лучшую сторону.
Сильные ограничения со стороны родителей в этом отношении только вредят детям. Мамы часто говорят: «Не дружи с этим мальчиком», «Не общайся с той девочкой». Выбор этот бывает необъективен: малыш, с которым нельзя дружить, просто сильно пачкается в песочнице или часто болеет.
Также негативно отражается на ребенке решение не ходить в ясли, детский сад, не посещать кружки и секции. Так родители ограничивают возможность наладить социальный механизм психики. Мало контактов — мало опыта общения. А оно пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Общение только с родителями, бабушками, братьями и сестрами — этого недостаточно.
Школьные годы
Вся жизнь до 7 лет готовит малыша к новому этапу жизни – к школе. Формирование психики начинается сразу после рождения, но закончится оно лишь к 18-21 году. Тогда человек считается с психологической точки зрения «взрослым» или «зрелым». В школе происходят важные изменения в психике любого ребенка.
Познавательное мышление
Сейчас очень важно познавательное развитие малыша. У нормального малыша 7-8 лет есть тяга к знаниям. Конечно, это не значит, что учеба станет его единственным занятием и интересом. И все же узнавать новое, совершенствовать свои знания, открывать что-то неизвестное — занимательный процесс. Школьник выделяет некоторые предметы, особо интересующие его.
Для психики важно иметь интересы: так продолжается познание мира, накапливается база знаний. Потребность в этом является нормальным психическим механизмом. Не бывает такого, чтобы ребенка вообще ничего не интересовало. Задача родителей и школы — помочь определиться, заинтересовать.
В первый-второй год школы дети еще действительно маленькие. Для них сейчас интересно все показательное, красочное:
- небольшие опыты;
- фильмы и иллюстрации;
- интересно преподнесенный материал (чтение в лицах, иллюстрации);
- возможность участвовать в процессе.
Сейчас мозг воспринимает только ту информацию, которая заинтересовала ребенка. Учителям необходимо иметь это в виду, готовясь к урокам. То же касается родителей и занятий дома.
Источник