Условия индивидуального развития ребенка в доу по фгос

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. доступность среды, что предполагает:

— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Таким образом, организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

— принцип дистанции позиции при взаимодействии;

— принцип активности самостоятельности, творчества;

— принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

— принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

— принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);

— гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами.  А так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:

Читайте также:  1 месяц ребенку развитие уход

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно — развивающих «зон»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

— показ предмета и его называние;

— показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  3. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  4. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  5. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  6. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  7. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Источник

Консультация «Индивидуализация дошкольного образования»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.

Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы.

       Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и  интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе. 

            Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать  различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

Читайте также:  Влияние болезни на рост и развитие ребенка

1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 Этап- анализ полученной информации;

3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;

4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.

На данный момент разработана:

* универсальная схема для регистрации наблюдения работы детей в центрах активности;

*карта наблюдения за ребенком;

*форма записи эпизодов;

*журнал наблюдений.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор- это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

* формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

* обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

* решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

* формирование мотивации к предстоящей деятельности;

* представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

* Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

         Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались.  Груп. сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать г.с. для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.

       В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий г.с.- после дневного сна.

               В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др.- все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки., чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор:

* звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиокассет);

* любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и постепенно собираются все дети;

* сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;

*д/игра из серии “Пазлы”, “Собери целое из частей”: это может быть любая картинка , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;

* п/игра “Паровозик”, “Поезд”: дети и вос-ль едут паровозиком по группе , собирают детей и приезжают на место г.с.;

* любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

* ребенок- дежурный по сбору детей на круг друзей.

Есть дети – непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора Некоторые приемы:

* обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..

* специальные не вербальные сигналы “Тишина”, “Внимание”;

*обращение к правилам группы: “Один говорит- все слушают”;

* игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:

*П/игра “Поезд”: воспитатель и дети – “вагончики” двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;

*Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.

*Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.

*Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

*Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.

* Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.

*Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.

*Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, г.с. заканчивается и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов

К  групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для воспитателей.

Методы индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

        Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня я хочу вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наши педагоги строят свою работу в этом направлении.

          Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

          Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Читайте также:  Что предполагает социально коммуникативное развитие ребенка

       Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов. Н-р, выбрали вместе с детьми тему «Зимующие птицы». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

       Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.

И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

     Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных животных, причем такой сложности, как они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

     Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.

То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

     Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».

В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот методи помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

       Н-р, наблюдаем за ребенком, который выкладывает кубики на столе горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить пару кубиков. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

        Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: (1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 – действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 – действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».)

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

      Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.

       Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.

       Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Н-р, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

В результате изучения литературы, собственного опыта мы сформулировали для себя следующий алгоритм обязательных действий воспитателя:

– Воспитатель формулирует цели и задачи.

-Дополняет идеи детей.

-Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить.

-Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.

-Оценивает внутренние ресурсы детского сада и группы.

-Определяет, какая помощь нужна от родителей.

-Готовит материалы.

Также мы сформулировали организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности:

-ребенок должен уметь определить цель деятельности;

-спланировать свою деятельность;

-реализовать намеченное;

-уметь осуществить самоконтроль;

-уметь осуществить самооценку;

Одним словом, всю работу по индивидуализации можно построить блоками: план-дело-оценка.

Ребенок должен уметь составить план своей деятельности, уметь его реализовать и оценить результаты.

В младшем и среднем возрасте мы начинаем работу по составлению плана на сегодняшний день с помощью воспитателя.

В старшей группе привлекаем родителей к составлению плана дня ребенка в детском саду.

В подготовительной группе дети самостоятельно планируют свой день в детском саду.

Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах.

Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?

Воспитатель может работать в одном из центров.

Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.

Наблюдать за деятельностью детей в центрах.

Наблюдать за конкретным ребенком.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора

(содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

– иметь опыт кооперации с другими детьми.

А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения для педагога?

-педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду;

-поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей);

-принимает индивидуальные особенности ребенка;

Источник