Условия и источники развития ребенка

Онтогенез человека разворачивается в культурном про­странстве и в некотором историческом промежутке вре­мени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так’и обратные. Сам процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от­ношения между индивидом и средой, – это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» геноти-пической программы. Условия могут быть благоприятны­ми или неблагоприятными для процесса индивидуально­го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для пси­хического развития человека.

Социальная ситуация развития реб< основное понятие механизма психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действитель­ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз­раст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми, которая выступает источником этого раз­вития.

Ведущая деятельность это та деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом раз­витии.

Pji

&

-з*

20. Закономерности психи<М«кого развития

Сформулируем основные закономерности психическо­го развития.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и
гетерохронностью.

Неравномерностьразвития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронностьразвития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызва­на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-наследственной информации.

2.Неустойчивость развития. Развитие всегда про­ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис­темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко­лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благо­даря неустойчивости.

3.Сензитивность развития. Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензи-тивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функ­ции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изо­лированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои анало­ги . В свете данных генетической психологии можно раз­личать две линии психического развития ребенка, соот­ветствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и обра­зуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.

Природные предпосылки – строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психическо­го развития, а общественный опыт – среда и воспита­ние – источник психического развития человека.

их целенаправленной перестройке. В мотивах опредме­чиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминиру­ют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, вы­ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. При­чем это закономерное развитие, процесс которого обес­печивает освоение ребенком как действий, операций, так и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладе­нию миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.

4.Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным об­разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психи­ческом развитии. Характерный пример – последователь­ное становление и развитие наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5.Дивергентность конвергентностьхо д а разви­тия. Психическое развитие включает в себя две противо­речивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция – это повы­шение разнообразия в процессе психического развития,

а конвергенция – его свертывание, усиление избиратель­ности.

Кризис развития это следующий основной меха­низм развития ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возни­кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно­вения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми’ и видами (способами) деятель­ности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в детском саду

Психологическое новообразование –это:

-психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

-обобщенный результат этих изменений, всего психи­ческого развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи­ческих процессов и личности ребенка следующего воз­раста.

21. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие

Развитие личности определяется не только врожденны­ми особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией – складывающимся уже у малого ребенка определенным отношением к миру лю­дей, к миру вещей и к самому себе. Указанные пред­посылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окру­жающим людям.

На первом этапе происходит стихийное, не направляе­мое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивирован­ность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошколь­ного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физиче­ский облик). Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чув­ство половой принадлежности, что также определяет осо­бенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологи­ческое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому на­чинает относиться к самому себе – для него открывается

т

Date: 2015-05-05; view: 420; Нарушение авторских прав

Источник

Онтогенез человека разворачивается в культурном про­странстве и в некотором историческом промежутке вре­мени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так’и обратные. Сам процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от­ношения между индивидом и средой, – это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» геноти-пической программы. Условия могут быть благоприятны­ми или неблагоприятными для процесса индивидуально­го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для пси­хического развития человека.

Социальная ситуация развития реб< основное понятие механизма психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действитель­ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз­раст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми, которая выступает источником этого раз­вития.

Ведущая деятельность это та деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом раз­витии.

Pji

&

-з*

20. Закономерности психи<М«кого развития

Сформулируем основные закономерности психическо­го развития.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и
гетерохронностью.

Неравномерностьразвития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронностьразвития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызва­на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-наследственной информации.

2.Неустойчивость развития. Развитие всегда про­ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис­темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко­лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благо­даря неустойчивости.

3.Сензитивность развития. Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензи-тивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функ­ции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.

Читайте также:  Влияние родительских отношений на психическое развитие ребенка

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изо­лированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои анало­ги . В свете данных генетической психологии можно раз­личать две линии психического развития ребенка, соот­ветствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и обра­зуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.

Природные предпосылки – строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психическо­го развития, а общественный опыт – среда и воспита­ние – источник психического развития человека.

их целенаправленной перестройке. В мотивах опредме­чиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминиру­ют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, вы­ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. При­чем это закономерное развитие, процесс которого обес­печивает освоение ребенком как действий, операций, так и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладе­нию миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.

4.Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным об­разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психи­ческом развитии. Характерный пример – последователь­ное становление и развитие наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5.Дивергентность конвергентностьхо д а разви­тия. Психическое развитие включает в себя две противо­речивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция – это повы­шение разнообразия в процессе психического развития,

а конвергенция – его свертывание, усиление избиратель­ности.

Кризис развития это следующий основной меха­низм развития ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возни­кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно­вения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми’ и видами (способами) деятель­ности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка.

Психологическое новообразование –это:

-психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

-обобщенный результат этих изменений, всего психи­ческого развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи­ческих процессов и личности ребенка следующего воз­раста.

21. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие

Развитие личности определяется не только врожденны­ми особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией – складывающимся уже у малого ребенка определенным отношением к миру лю­дей, к миру вещей и к самому себе. Указанные пред­посылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окру­жающим людям.

На первом этапе происходит стихийное, не направляе­мое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивирован­ность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошколь­ного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физиче­ский облик). Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чув­ство половой принадлежности, что также определяет осо­бенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологи­ческое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому на­чинает относиться к самому себе – для него открывается

т

Глава 4

ПЕРИОДИЗАЦИЯ



Источник

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

Читайте также:  История развития ребенка обложка скачать

1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:

побуждает поведение;

направляет и организует его;

придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.

2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).

3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).

Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

Источник