Условия и факторы психического развития ребенка в онтогенезе

Условия и факторы психического развития ребенка в онтогенезе thumbnail

Фактор – причины или движущие силы развития психики: включают и выделяют биологические, социальные факторы и активность гомосапиенс:

Биологические факторы – свойства организма, его функционирования, процессы роста, созревания и старения:

1) Генотип гомосапиенс. Он определяет как типичные свойства гомосапиенс, так и индивидуальные, наследуемые особенности.

2) Индивидуальные особенности, которые появились до рождения, в период рождения и после рождения под влиянием окружающей среды.

3) физиологические потребности и безусловные рефлексы, направленные на их удовлетворение (процессы роста, созревания, старения).

Рост – увеличение массы и длины органов, тела, организма в целом.

Созревание – качественное изменение в строении тела (половое созревание).

Старение – анатомические и физиологические изменения, после прохождения точки оптимальной зрелости.

Социальные факторы – социальная среда и ее взаимодействие. Различают:

1) Макрофакторы – экологическая обстановка в целом, демографическая ситуация, экономические и социальные явления в стране.

2) Мезофакторы – национальная принадлежность, тип населения (город, сельская местность, центральный или отдаленный район).

3) Микрофакторы – семья, общество сверстников, особенности образования, религия.

Психологическая активность гомосапиенс – поведение и деятельность ребенка;

биологические факторы – природные предпосылки, без которых развитие происходить не может (какие качества будут сформированы у ребенка зависит от социального воздействия и его активности);

Источник психического развития – это общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Развитие происходит в форме усвоения этого общественного опыта или социального наследования.

Механизмы развития:1) индентификация – отождествление себя с взрослым и подражание;2) обособление – отделение от взрослого, преобретение автономности и независимости.

Основной процесс развития – это интериоризация – это переход ведущей деятельности с материальными предметами в ведущую деятельность, протекающую в умственном плане (по Леонтьеву).

Закономерности развития.

1. Стадиальность – существуют стадии психического развития, именуемые возрастом.

2. Преемственность – использование достижений предшествующих стадий развития в ходе дальнейшего психического развития.

3. Цикличность (спираливидность) – любое психическое явление (память, мышление и др.), развивается в каждом возрасте, но приобретает новые качественные особенности.

4. Неравномерность – различные виды и свойства познавательных процессов, личностные качества развиваются в разное время. Неравномерность развития приводит к зоне актуального развития и к зоне ближайшего развития. Зона актуального развития – те психические явления, которые закончили свое развитие. Зона ближайшего развития – те психические явления, которые в данном возрасте еще развиваются.

Сензитивный период развития – период повышенной чувствительности психических явлений внешним воздействиям. Повышенно чувствительны те психические явления, которые только развиваются.

5. Индивидуальные особенности развития – вариации типичного хода развития, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного ребенка.

6. с-лизация– процесс усвоения (в отличии от животных, к-ые приспосабливаются и активного воспроизводства с-льного опыта.

7. интериоризация –переход общественных представлений в соз-е отдельного ч-а (перевод внешнего во внутреннее), экстериоризация – перевод из внутреннего во внешний план.

8. активность ребенка =д-сть (одна из форм активности – развивающиеся задатки.

9. потребности и ведущая д-сть –источник развития. Ведущая д-сть обуславливает псих-ое развитие ребенка, ведет к новообразованиям. Новообразование –образование новых свойств, качеств л-ти; система мотивов; другие виды д-сти.

10. необратимость развития– чел-к не может вернуться на предыдущую стадию.

11. скачкообразность – скачки в развитии ребенка. Основные противоречия: -между внутренними и внешними факторами с-льной ситуации; -между потребностью и д-стью; – между старым образом жизни, возможностями, потребностями и требованиями, предъявляемыми к чел-ку.

12 акселерация – ускорение темпов развития.

4. Психологический возраст – это конкретное относительно ограниченное во времени развитие индивида как личности, характеризуемое закономерным характером физиологического и психологического изменения, происходящего на данном этапе развития и не связано с индивидуальным различием.

Характеристики развития.

Социальная ситуация развития (ССР) – совокупность внутренних и внешних условий, которые определяют развитие в определенном возрасте.

Внутренние условия: 1) потребности возраста; 2) аффективные переживания (обусловлены тем, в какой степени удовлетворяются потребности возраста).

Внешние условия – сюда относятся положение ребенка в системе общих отношений.

Ведущая деятельность – вид деятельности, который определяет возникновение изменений познавательных процессов и личности в данном возрасте.

В процессе развития ребенка выделяют 2 типа ведущих видов деятельности.

1 тип – деятельности, развивающие мотивационную сферу (общение в младенческом возрасте, игра, интимно-личностное общение подростков).

2 тип – деятельности, развивающие операционно-технические деятельности (знания, умения, навыки). Это предметная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность юношеского возраста.

Психические новообразования – качественные изменения психики, которые возникают к концу возраста: 1) новообразования познавательных процессов; 2) новообразования личности; 3) предпосылки формирования новых видов деятельности.

6. Наличие критических периодов (по Л.С.Выгодскому). Он ввел 2 понятия.

1) Стабильный возраст. Развитие происходит на протяжении длительного времени, изменения накапливаются медленно, внешне не выражены.

2) Критический возраст. Развитие происходит в короткие сроки, характеризуются бурными изменениями, ярко выражены внешне. Основной смысл кризиса – изменение отношений с окружающими людьми: требования взрослых начинают не соответствовать уровню психологического развития ребенка, следовательно, необходимо их изменение.

Кризисы детского возраста (основные критические периоды).

1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис семи лет; 4) кризис подросткового возраста; 5) кризис юношеского возраста.

Кризисы взрослого возраста (основные критические периоды).

1) кризис, обусловленный окончанием учебного заведения и началом трудовой деятельности; 2) кризис середины жизни (40-50 лет); 3) кризис пенсионного возраста; 4) кризис смерти.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 1894 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Условия и факторы психического развития ребенка в онтогенезе

ТОП 10:

Проблема развития – центральная проблема современной психо­логии. Ученых всегда волновало, каким образом беспомощный младенец за сравнительно короткий промежуток времени превращается в соз­нательную личность, что лежит в основе этого процесса.

Современный взгляд на процесс развития психики сложился в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др,. Они установили, что психика человека, в отли­чие от индивидуального развития психики животного в онтогенезе, имеет свои специфические особенности и условия развития. Если в процессе развития психики животного основное значение имеет проявление двух форм опыта: видового – передаваемого генетически и индивидуального – приобретаемого на основе научения, то в развитии психики ребенка, наряду с названными видами опыта, возникает и начи­нает играть ведущую роль особая форма опыта – социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Читайте также:  Характеристика основных возрастных периодов психического развития ребенка

В процессе усвоения этого опыта происходит не только при­обретение отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие способностей, формирование личности. Причем, усвоение детьми общественного опыта происходит не пассивно, а в активной форме, в процессе деятельности, от характера которой и от особен­ностей взаимоотношений, складывающихся у них при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.

Согласно этому взгляду, человек рассматривается как биосоциальное существо, как продукт истории и одновременно как часть природы. Отсюда на его развитие влияют два фактора: биологический (природный) и социальный (социальная среда).

Биологический фактор – это, во-первых, все то, что передается человеку по наследству, заложенное в генетической программе. К нему относятся: морфологическое строение тела и его органов, структура нервной системы, физиологические признаки, биологические потребности (в пище, тепле, продолжении рода и др.), генотипические свой­ства или задатки, на основе которых формируются человеческие свой­ства и различные способности. По наследству передаются некоторые соматические и психические заболевания.

Носителями наследственности являются гены. Во-вторых, к биологическому фактору относятся качества и дефекты, возникшие в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью. Это может быть болезнь матери, воздействие на плод алкоголя, нарко

тических веществ или других интоксикаций организма.

Вместе с тем, врожденные и наследственные свойства организма человека не определяют содержание и структуру психики. Они являются лишь необходимыми условиями ее развития, анатомо-физиологическими предпосылками для формирования новых видов психической деятельности.

Решающую роль в становлении и развитии человека как личности играют социальные условия жизни, обучение, воспитание, социальная среда. Но социальная среда сама по себе может стать аморфным образованием, если ребенок окажется не включенным в систему межличностных отношений с людьми. Его общение с ними явля­ется решающим условием вхождения в социальную жизнь. Социальным опытом дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых.В ходе этого взаимодействия они осваивают человеческую речь, приобретают навыки пользования предметами домашнего быта, нравственные нормы и правила поведения и многое другое.

Согласно теории культурно-исторического происхождения высших психических функций Л.С. Выготского, развитие специфических чело­веческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи возможно только в общении, в определенных социальных условиях жизни. Особую роль в этом процессе играет развитие речи. Под действием «речевых знаков» и социаль­ных условий жизни психика «очеловечивается» и биологическая особь с ее инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо.

Подчеркивая решающую роль наследственности и среды на раз­витие психики ребенка и формирование его как личности, надо иметь в виду, что эффект этого воздействия не может быть реализован, если ребенок, на которого оно направлено, не проявит собственной активности

В связи с таким пониманием влияния среды Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Социальная ситуация развития, по его мнению, проявляется в виде «аффективного отношения» ребенка к среде. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в активности ребенка биологическое и социальное проявляется в единстве. Лишь при реализации своей активности ребенок может испытывать влияние социальной среды.

Таким образом, развитие психики и формирование личности ребенка, усваивающей социальный опыт, происходит не автоматически, а путем активного взаимодействия со средой, в результате чего происходит изменение ее внутреннего мира, которое опосредует все воспитатель­ные воздействия.

В общем плане развитие психики ребенка можно представить в виде постепенных количественных накоплений, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. То есть, под развитием понимается не только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств. Например, обучаясь письму, ребенок сначала пишет палочки, затем кружочки, буквы, слоги, слова, а через определенное время у него появляется способность записывать мысли, не задумываясь над правописанием букв. Сформировалась функция письма.

По такому же пути идет формирование других психических функций в интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной и других сферах личности ребенка.

Однако процесс перехода количественных изменений в качественные не всегда проявляется наглядно. Он может быть растянут во времени, протекать вяло, а некоторые качества личности вообще могут разви­ваться в нежелательном направлении.

Следуя диалектико-материалистической традиции, развитие психики рассматривается как борьба противоположностей, как борьба старых отживающих форм с нарастающими прогрессивными. Источником развития, согласно данной концепции, выступает сам жизненный процесс, сама жизнь. В этом процессе возникают противоречия, в нем они и преодолеваются. Возникающие у ребенка внутренние противоречия порождаются отношениями личности к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушением равновесия между ребенком и взрослыми, между ребенком и сверстниками и т. п. Однако внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер, сами еще не становятся двигателем развития.

Источником активности они становятся лишь тогда, когда интериоризуясь вызывают в самом инди­виде противоположные тенденции и вступают между собой в борьбу. Противоречия между старым и новым в психике ребенка разрешаются в специфической для него ведущей деятельности (игре, учении, общественно-полезной деятельности и т.д.), приводящей к образо­ванию новых свойств и качеств личности. Если же противоречия не находят разрешения, возникает задержка развития, “кризисные” явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности – и к болезненным ее нару­шениям.

При успешном разрешении внутренних противоречий, личность ребенка развивается без осложнений, в случае же неудач конфликты ребенка с окружающей средой усугубляются.

Читайте также:  Развитие ребенка до года реферат скачать

Таким образом, движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между воз

никающей потребностью в новых формах общения, взаимоотношений с людьми и старыми способами их разрешения.

Как же протекает процесс развития, каковыего осо­бенности?Л,С. Выготский установил четыре основные за­кономерности или особенности детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организациювовремени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах разви­тия: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъе­ма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны дляотдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл со своим особым темпом и содержанием.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), со­знание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприя­тие, затем более сложные, так что в самой последователь­ности становления функций есть свои закономерности. Вос­приятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим про­цессом. Остальные функции оказываются на периферии созна­ния, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия — ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают вос­приятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, — это пе­риод ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошколь­ном — память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст — период появления первоначальной струк­туры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой домини­рующей функции, зависимо

стью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними.. Пере­стройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

3. “Метаморфозы” в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных измене­ний, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в разви­тии ребенка. Процессы “обратного развития” как бы вплете­ны в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем эта­пе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет детские черты.



Источник

Развитие психики человека.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

– способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

– инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

– способности к предметному восприятию;

– способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

– психическое отражение в виде целостных ситуаций;

– способность к нестереотипному решению сложных задач.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Таблица 1

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину

ПериодСтадияКризис
Раннее детствоМладенчествоКризис новорожденности
Ранний возрастКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастКризис3 лет
Младший школьный возрастКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастКризис 11-12 лет
Ранняя юностьКризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Читайте также:  Ваш кроха воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет скачать

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация

Возрастной период Возраст
Младенчество 0-1
Раннее детство 1-3
Дошкольный период 3-7
Младший школьный период 7-11
Подростковый период 11-15
Юность:
ранняя
поздняя
 
15-18
18-21
Молодость 21-35
Средняя взрослость 35-50
Мудрость 50-60
Пожилой возраст 60-75
Преклонный возраст 75-90
Долгожители Старше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные “прибавки”).(Таблица 3).

Таблица 3

Новообразования и ведущая деятельность

Возраст Ведущая деятельность Новообразования
0- 1 год
 
Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью) «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми
 
1-3 года
 
Предметно-манипулятивная
дея­тельность
Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление
 
3-7 лет
 
Сюжетно-ролевая игра
 
Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет
 
Учебная деятель­ность
 
Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки
 
11-15 лет
 
Общественно-по­лезная деятель­ность
 
Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением
 
15-21 год
 
Профессиональ­но-учебная
дея­тельность
 
Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы
 
Старше 21 года
 
Трудовая деятель­ность
 
Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.

Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

Таблица 4

Возрастные кризисы

Возраст Название и симптомы проявления кризиса
3 года
 
«Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.
6-7 лет
 
Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.
11-12 лет
 
«Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.
17- 18 лет
 
Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.
Около 33-35 лет
 
Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.
Около 60 лет Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.

Кризис(от греч. – поворотный пункт) – это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.

Источник