Условия для развития уникальности ребенка

Условия для развития уникальности ребенка thumbnail

Алена Крюкова
Советы для родителей и воспитателей. «Каждый ребенок уникален и неповторим».

Советы для родителей и воспитателей.

«Каждый ребенок уникален и неповтор им».

Детский сад – это маленькая страна, в которой можно получить знания и умения необходимые для всестороннего развития личности ребёнка. Помимо специальных навыков, ребёнок расширяет социальные границы, получает первый опыт жизни в коллективе сверстников. Каждый ребёнок имеет с рождения уникальные способности, но будут ли они раскрыты или, наоборот, угаснут, зависит от того, как будет расти малыш. В нашем саду создаются условия, способствующие охране физического и психического здоровья. Он обеспечивает эмоциональное благополучие, которое способствует свободному и эффективному развитию способностей Ваших детей.

Любите и принимайте его таким, какой он есть. Не ждите от него подвигов и достижений. И тогда ваша любовь, и доброта породят любовь и добро, а не злобу и агрессию.

Нельзя сравнивать детей друг с другом – это приём категорически запрещён. Желательно вообще избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. (Иногда травмирующим фактором, может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.) Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Для того, чтобы воспитать счастливого, любящего, успешного человека, хозяина своей жизни, стоит дарить внимание своему ребенку, замечая его личные успехи и, если уж сравнивать, то только с ним самим в прошлом (сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, любить и принимать малыша не за какие-то достижения, а просто за то, что он есть и гордится его уникальностью.

Не создавайте идеальный образ сына или дочери.

Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Нельзя воспитать человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма».

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует: – не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек – индивидуальность; – перестать себя оценивать; – принимать себя как данность. Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция – это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы.

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но “соглашатели” убивают собственную личность.

Ребенок постоянно изменяется, и через несколько месяцев или через несколько лет он может быть совершенно другим. Вот почему, считает В. В. Зеньковский, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент, кажется, совсем испорчены; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем».

Прошло время, когда хотелось влиться в общий ряд, и страшно было, выделиться хоть чем-то. Каждый из нас теперь гордится своей уникальностью и неповторимостью, подчеркивает особенности своих детей и не подчиняется стандартам. Только иногда эта стройная система координат дает сбой, и вы смущенно отворачиваете глаза от чужого ребенка со странным выражением лица или неловкой, вымученной походкой, так не похожего на других. А мама этого ребенка опускает голову и быстро-быстро тянет его за руку мимо вас, потому что боится услышать тихо произнесенное слово “инвалид”. Дети, так не делятся. Они просто другие, и ничего больше. Точно так же, как и все дети без исключения, они лишь нуждаются в любви и внимании взрослых, в том, чтобы общество – то есть мы с вами – принимало их такими, какие они есть. Остальное – всего лишь условности, которые не стоят ровным счетом ничего.

Все мы учимся чему – то друг у друга, ровно как дети учатся у взрослых, так и взрослые у детей.

«Нет на свете лучше мира, чем прекрасный, мир детей».

Наш детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя. Давайте работать совместно и тогда наши дети будут расти здоровыми и счастливыми!

Источник

Знание соматипа ребенка позволяет:
естественно принимать его #уникальность

Давайте остановимся подробнее на этом преимуществе умных и воспитанных детьми родителей.
Почему я говорю: «воспитанных детьми родителей»?

И почему это, умные родители – воспитанные детьми?

Первый , основоположный принцип воспитания для отца и матери- «#Развиваться вместе с детьми»!

Умение увидеть потребности ребенка и вовремя их восполнить не делает его капризным, а родителей- слабохарактерными! Этот навык эффективно помогает взаимодействию, а высвобожденное время на «БОДАНИЯ» направляет на поиск гармоничных отношений, приобретение традиционных ценностей семьи.

Как печально выглядят родители в отрыве от своих детей. Такие родители не чувствуют потребности детей, они приучают детей лишь повиноваться их воле и контролю, что не во благо и уж совсем не служит взаимопониманию в будущем.

Итак, уникальность ребенка в свете разумного воспитания, когда не только дети учатся, а, прежде всего- учат родителей?
Каждый #папа и #мама, в глубине своего сердца мечтает о продолжении себя в ребенке!
Согласны?

Читайте также:  Центр развития ребенка на ломоносовском

Более того, скажу: «Каждый ребенок имеет право быть лучше своего родителя»!

Это не ущербность, не «наавось», мол, я уже не могу развиваться, пусть хоть он станет лучше!

Это грамотный подход к воспитанию поколения, способного все самое лучшее взять у предков, развить это лучшее и приумножить, исходя из обстоятельств, времени, места жизни ребенка. Способ изменить жизнь к лучшему!

Увидеть уникальность могут профессионалы извне, это правда! Опытные педагоги и тренера, воспитатели и наставники способны разглядеть талант вашего ребенка!
Только вот одно дело…

А где будете Вы, когда воспитание чада будет в руках экспертов, скажем, как сегодня большинство наших русских детей воспитывает западный и восточный миры, своим контентом через ведущие социальные сети? Увеличивается разрыв поколений, да и только! В будущем это чревато, прежде всего, непониманием, а потом и разобщением, возможно противостоянием. А ведь многие мечтают о детях, как о надежде в старости, вкладываясь в них сегодня по- полной, ждут отдачи, разе не так?
Дело в том, что дети, впитывают в себя наш пример жизни без слов, а слова только усугубляют сближение и отрыв в отношениях. Как это работает? Говорим детям – не обманывать, наказываем, а сами учим этому повседневно в поведении, вот и конфликт, а уж если дело подтверждаем словами- успех воспитания гарантирован!
Когда-то моему сыну диагностировали гастрит, и что-то мне подсказало тогда, что мои слова явно расходятся с делом. Благо, психосоматические процессы в детстве протекают именно после реакций детей на поведение взрослых. Поправил, пересмотрел поведение свое и все наладилось.

#Уникальность ребенка – это тот набор мозаики, который стоит собирать вместе в картину жизни! Тут невозможно не быть экспертом, важно делиться своим взглядом на жизнь, его надо создавать вместе с детьми, ведь, не секрет, что ребенок способен преобразить нас своим восприятием реальности!

Увидеть «набор мозаки» своего чада сможет лишь тот, кто умеет наблюдать, осознанно и терпеливо открывать закономерности развития этого могущественного субъекта управления счастьем, как семья!
А как управляете счастьем Вы?
-На глаз?
-Как Ваши родители?
-Как получится?
– Через интернет?

А где в этом Вы? Тут уж дело и Вашей уникальности, что является темой нового поста…

Настраивайте уведомление справа вверху странички, чтобы не пропустить новый пост, у Вас ВСЕ получится, я узнавал!

Моя Уникальность? Миф или реальность?
Кому как больше нравится!

Ведь одно дело, когда за уникальностью певца или актера можно смотреть в медиапространстве, как на чужого, которого легко любить, а другое дело, когда растишь своего ребенка или самого себя?!

Напишите, что думаете?

С уважением к Вам, консультант-#соматиполог Олег Ласик

Источник

Уникальность личности ребёнка — это тот самый проблемный аспект детского развития, о котором знают педагоги и родители, но упорно и бесцеремонно игнорируют

… личность играет большую роль в достижении успеха,

чем высокий интеллект

Дейл Карнеги

Уникальность ребёнка заключается в его когнитивных способностях чётко мыслить и испытывать индивидуальные эмоции.

Самоорганизация как следствие желания самообучаться

detsadК сожалению, приходится констатировать факт того, что педагогами в дошкольных учреждениях ничего не предпринимается, чтобы в действиях педагога нашла отражение индивидуальная уникальность личности ребёнка.

Педагоги, в основной своей массе, не стараются подвести ребёнка к тому, чтобы у него появилось естественное желание самообучаться.

Большинство педагогов не пытаются оживить процесс самообучения, сделать его более естественным и спонтанным, внести раскованность и непринуждённость в манеру, личностное поведение ребёнка, помочь ему разорвать комплекс неполноценности, неуверенности в себе, страха, которые ребёнка окутывают как паутина паука.

Безусловно, первостепенная задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку разорвать эту паутину психологической тревожности, которая сковывает естественную природу развития личности ребёнка.

Ребёнок, не умеющий говорить и действовать свободно и смело, похож на безжизненного робота, которым управляет педагог.

Типичная ситуация

detsad-1Позволю себе рассказать о ситуации в детском саду, которую описала одна из мам: «Детям не разрешается бегать, прыгать, разговаривать громко. Потом их сажают за стол и заставляют рисовать, но не у всех детей рисование получается, тогда педагог даёт заготовку рисунка, а ребёнок раскрашивает. Приходят родители за ребёнком в детский сад, а ребёнок с радостью показывает, как он сам нарисовал».

Весь этот самообман выглядит грубо и надуманно, и в нём нет ничего осмысленного и естественного. Но все родители молча соглашаются, надев маску счастливого и удивлённого родителя. Непонятно, кому помогает такой самообман развиваться.

Вот такая надуманная, бессмысленная, механическая и приносящая только вред личностно-интеллектуальному развитию ребёнка, педагога и родителя методика обучения, приводит к тому, что родители из-за скептического отношения к сегодняшнему дошкольному образованию вынуждены отдавать детей в частные школы за немалую сумму денег.

Ключевые аспекты развития

ya-shveyaОтсюда логично вытекает вывод о необходимости разумного подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения ребёнка.

Приобретения знаний, на основе природного любопытства и детской любознательности, должны быть естественными, идти от сердца и ума, выражать интерес к затрагиваемому предмету детского исследования.

Более того, радость нельзя надеть как одежду, потому что она является внешним отражением внутреннего состояния личности. Радость подобна проявлению жажды, голода, смеху и т.д.

Стоит ли прибегать взрослым к театральным эффектам наигранности?

По мере того, как ребёнок развивается свободно и естественно, его поведение будет приобретать больше свободы речевых и моторных действий, что делает личность ребёнка изящной и уникальной.

Читайте также:  Музыка в познавательном развитии ребенка

Личностно-интеллектуальная среда стимулирует личность ребёнка быть органичной, обладать сильной индивидуальностью и испытывать чувство собственного достоинства.

А в настоящее время на родительских собраниях педагоги выказывают свою помпезность, парадность, вычурность, готовность сию минуту выдержать на своей шее множество наград. Как часто, самохвальство и притворство наполняет атмосферу школьного собрания. Это грустно!

Максимальное использование потенциала личности

Унция искренности стоит дороже тонны поучений

Дейл Карнеги

Не только педагоги, но и родители не замечают, когда рождается личность ребёнка, поскольку личность невозможно осязать, пощупать, потому что это состояние неуловимо, таинственно.

Одним из критериев формирования могут быть:

  • Свободное изложение мыслей, идей и наблюдений;
  • Свободное поведение: проявление радости, озадаченности, негодования, недоумения, несогласие и т.д.;
  • Спонтанность принятых решений, движений и т.д.;
  • Непринуждённость.

Бедность языка не отражает индивидуальность

Я признаю лишь одно интеллектуальное приобретение

 как основную часть образования любого человека, а именно:

точное и выверенное употребление родного языка

Чарльз У. Эллиот

Манера излагать свои мысли – визитная карточка в деловую элиту.

Слова, которые мы произносим, показывают:

  • степень нашей утончённости;
  • в каких кругах мы вращаемся;
  • уровень образования и культуры.

Способы взаимодействия:

  1. что мы делаем;
  2. как мы говорим;
  3. как мы выглядим;
  4. как мы это делаем.

Целенаправленные попытки:

  1. Обогащение словарного запаса;
  2. Понять различные оттенки значений слов;
  3. Говорить отчётливо и ясно;
  4. Не искажать традиционные правила произношения.
  5. Не искажать фундаментальные основы грамматики.

Эффективные методы самообучения

Тот, кто занят обогащением и расширением запаса слов,

должен насытить свой мозг

строками из бесчисленного множества книг

Дейл Карнеги

  1. Бесконечное приобретение знаний, основанное на неуёмной энергии.
  2. Практическое применение этих знаний.
  3. Излагать свои мысли с помощью правильно подобранных и точно выстроенных слов.
  4. Наработать определённый опыт:
  • Ритмики;
  • Гармонии;
  • Композиции и соотношения частей произведения.

Самообучающуюся личность отличает привычка подражания блистательному образцу, который ребёнок выбирает сам.

Перечислим ключевые вопросы самоучки:

  • Как много времени каждый день тратится зря?
  • Как избежать бессмысленной растраты времени?
  • Как использовать сэкономленное время?
  • Как усвоить идеи той или иной книги?
  • Как обогатить свой язык?
  • Как очистить свой словарь?
  • Как научиться выстраивать фразы?
  • Как каждый день включать новые слова в свою активную лексику?
  • Как фиксировать и шлифовать свои мысли?
  • Как выражать свои мысли точно и свежим оригинальным языком?

Самообучающаяся личность (самоучка) вырабатывает правильный образ поведения и мыслей за счёт:

  • Тактичного общения с окружающими людьми.
  • Выработать уравновешенность в ходе взаимодействия.
  • Способность владеть не только собой, но контролировать свою речевую деятельность.

Согласно Фрейзеру перечислим качества самообучающейся личности:

  1. Способности, дарованные свыше;
  2. Сообразительность;
  3. Сила духа;
  4. Смелость.

Мысль первична

Правильно мыслить – значит созидать

Элберт Хаббард

Вот советы от Элберта Хаббарда:

  1. Поднимите подбородок;
  2. Высоко держите голову;
  3. Вдохните как можно глубже;
  4. Насыщайтесь солнечным светом;
  5. Улыбкой приветствуйте друзей;
  6. Вкладывайте свою душу в каждое рукопожатие;
  7. Не теряйте ни минуты вашего времени, размышляя о врагах;
  8. Думайте о ваших больших и замечательных планах;
  9. Поддерживайте должное душевное состояние, что означает жить смело, искренне и жизнерадостно.
  10. Поднимите голову и расправьте плечи.

Пожалуй, на этой позитивной ноте самосовершенствования я и завершу данную статью.

УДАЧИ!!!

Источник

Наталья Адаева
Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных условий (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.)

Становление индивидуальности и индивидуализациюразвития человека определяют:

ведущая репрезентативная сенсорная система;

скорость протекания психических процессов;

индивидуальные когнитивные стили;

информационные потребности и познавательные интересы;

специфическая асимметрия мозга;

степень выраженности креативности;

индивидуальный информационный опыт;

уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.

Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.

Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).

В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.

Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.

Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.

Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.

Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:

1)обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальностии инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

Читайте также:  Развитие ребенка рост вес воз

3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка,через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования):

– диагностика способностей и склонностей ребенка;

составление траектории успешности ребенкачерез создание ситуации выбора и ситуации успешности:

целенаправленное использование метода проб и ошибок;

расширение спектра материалов, способов деятельности;

учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

алгоритмы последовательности действий:

создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

а) методы;

б) средства;

в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованные занятия в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми,педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели – вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Литература:

1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. – Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.

2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.

Источник