Условия для развития самосознание ребенка дошкольного возраста
Социум влияет на формирование самосознания и самооценки личности дошкольника.
В качестве основных условий развития самосознания и самооценки в психологии выделяют:
- — общение с окружающими;
- — собственную активность ребенка.
В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, а в индивидуальном опыте происходит их опробование, наполнение личностным смыслом.
Основная роль в формировании самосознания дошкольника в рамках деятельностного подхода отводится деятельности и системе отношений ребенка. По словам С. Л. Рубинштейна, «люди в своей общественной по природе деятельности производят и свое сознание»[1]. Д. И. Фельдштейн также считает, что закономерности развития деятельности определяют развитие самосознания ребенка. С его точки зрения, «поступательное развитие Я идет от осознания ребенком своих социальных возможностей, через их становление, реальное начало к четкому проявлению, качественному изменению социальной позиции». Наиболее выраженное изменение самосознания происходит в периоды перехода от одной ступени онтогенеза на другую[2].
М. И. Лисина также выделяет два основных источника построения образа Я у дошкольников:
- — опыт индивидуальной деятельности человека (функционирование организма и предметная деятельность);
- — опыт общения со взрослыми и сверстниками.
С точки зрения Л. И. Силвестру, когнитивная часть образа Я развивается через индивидуальный опыт деятельности, накопление конкретных данных о себе. Опыт общения является основой построения аффективного компонента, т.е. самооценки ребенка.
При этом, отмечает автор, опыт общения со взрослыми и со сверстниками выполняет разные функции.
Опыт общения со взрослыми выступает как источник:
- — оценочных воздействий для формирования отношения детей к себе и к миру;
- — организации индивидуального опыта ребенка;
- — контекста для сравнения ребенка себя с идеалом, эталоном.
Опыт общения со сверстниками выполняет функции:
- – контекста для сравнения ребенка себя с равным себе сверстником;
- – средства взаимного обмена оценочными воздействиями.
Силвестру выдвинул гипотезу, что для коррекции ошибочных представлений детей о себе необходимо обогатить индивидуальный опыт ребенка новыми знаниями о своих возможностях и создать условия для формирования благоприятных отношений со взрослыми и со сверстниками[3].
Т. В. Галкина выделяет два основных фактора формирования самооценки в детском возрасте:
- — активность ребенка в раннем детстве как важнейшая предпосылка развития представлений ребенка о себе;
- — тип привязанности ребенка к матери в детстве.
Экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:
- — при надежном типе привязанности самооценка личности носит адекватный, позитивный характер;
- — дистанционный, испуганно-избегающий и озабоченный типы привязанности к матери способствуют формированию неадекватно заниженной самооценки, отрицательного отношения к себе[4].
В современной психологии разрабатываются пути и методы оптимизации процесса формирования позитивной, адекватной самооценки.
Адекватная самооценка — объективное отражение основных составляющих собственной личности.
В зарубежной психологии наиболее известной методикой коррекции Я-концепции, самооценки является клиснт-центрированная психотерапия К. Роджерса.
Карл Рэнсом Роджерс (1902—1987) — американский психолог, основатель гуманистической психологии. Центральным компонентом личности рассматривал Я-концепцию, которая формируется в процессе непосредственного взаимодействия с людьми и является основным регулятором поведения человека.
Наиболее известные работы: «Гуманистическая психология. Теория и практика» (2013), «Взгляд на психотерапию. Становление личности» (1994), «Клиент-цептрироваипая психотерапия. Теория, современная практика и применение» (2007).
Согласно теории Роджерса, развитие высокой самооценки происходит благодаря следующим двум условиям:
ребенок не опасается быть отвергнутым, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны;
ребенок уверен, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов и неудач, что его не будут уравнивать с другими.
Роджерс считал, что основная цель развития самооценки заключается в том, чтобы помочь ребенку стать самому для себя источником поддержки, мотивации и поощрения[5].
В дошкольном возрасте большое влияние на формирование самооценки оказывает игровая деятельность. В сюжетно-ролевой игре ребенок строит и воплощает образ идеального взрослого. С точки зрения Т. В. Галкиной, в игре развивается регулятивная функция самооценки. Исследование Л. И. Уманец показало, что именно в старшем дошкольном возрасте самооценка начинает активно влиять на отношения между детьми в игровой деятельности, но только при руководстве со стороны взрослого. Роль игры в формировании самосознания экспериментально изучала Е. О. Смирнова. Она доказала, что в дошкольном возрасте сначала сюжетно-ролевая игра, а затем игра с правилами являются основными средствами овладения своим поведением. В процессе развития игры правило становится мотивом действий ребенка. Осознание своего поведения ведет к началу личного самосознания[6].
Также на формирование самооценки влияет развитие обобщающей функции речи. Развитие речи — необходимое условие становления самосознания и самооценки.
С возникновением речи у ребенка появляется возможность управлять своим поведением. Речь позволяет обобщать и выражать в понятиях результаты самопознания и отношения к себе.
Таким образом, формирование самооценки происходит в процессе социализации личности, се деятельности и межличностного взаимодействия. Условиями развития самооценки является общение и собственная активность ребенка. В общении ребенок усваивает формы, виды и критерии оценки, а в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностным смыслом. Из оценок социума по отношению к себе ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и проецирует их на себя. В этом и заключается формирование самосознания и самооценки личности в онтогенезе.
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в онтогенезе:
1. Опыт общения ребенка со взрослыми.
2. Опыт общения со сверстниками.
3. Индивидуальный опыт ребенка.
4. Уровень умственного развития.
Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием вне, которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка формируются знания и представления о себе,тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:
– сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
– оценка его деятельности и поведения;
– формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
– побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрастах роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются ребенком под воздействием оценочных суждений взрослого.
К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в деятельности, носят более устойчивый и осознанный характер. В этот период оценки окружающих и их мнения преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же имеет место противоречие мнений , ребенок ясно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены. Педагогическая тактика взрослого в этот период должна строиться не на категорических суждениях (как это могло быть с детьми 3-5 лет), а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
В отличие от конкретных представлений, полученных в индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные в общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери: “Ты красивая девочка”, тем самым как бы имеет в виду, что дочь относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных характеристик. Обозначение индивидуальных особенностей ребенка словом адресовано, прежде всего, к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе.
Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в сознании ребенка, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе. Это было отмечено в свое время еще А.И.Герценом: “Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна” (5. С.182).
Ш.А. Амонашвили обращал внимание педагогов и родителей, на то что оценивание деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка в целом. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него положительное отношение к себе и стремление к успеху в деятельности.
Стратегия позитивного оценивания ребенка включает следующие этапы:
1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения (“Я знаю, ты очень старался,” “Ты умный мальчик”).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или
нарушения норм поведения ( “Но сегодня зайчик у тебя не получился”, “Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу”).
3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения (“Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот”, “Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала ненарочно”).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Высказывание уверенности в том, что у него все получится (он не будет больше толкать девочек).
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.
Анализ различных типов родительских отношений и их влияние на развитие личности и, в частности, самооценки ребенка достаточно подробно представлен в психологической литературе и предполагает специальное рассмотрение. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие и, прежде всего, родители. Во-вторых, родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование самооценки ребенка не только внушая ему свой собственный “образ ребенка” и свое отношение к нему, но и формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться, планы, которые необходимо выполнить, стандарты выполнения тех или иных действий, частные и более общие цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа “Я” и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа “Я”.
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со свеpстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком “позиции другого” как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.
В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве “сравнительного материала”. Поведение и действия других детей (в сознании ребенка -“таких же, как он”) как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. “Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, – отмечает В.С.Мухина – ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны” (9. С.178). Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.
Ребенок может познавать себя, не вступая в непосредственный контакт с другими людьми, то есть не общаясь с ними. Наблюдая за действиями других, знакомясь с их качествами, свойствами, способностями, сравнивая себя с ними, дошкольник усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, эталоны и критерии поведения и деятельности, свои собственные качества и возможности. (В американской психологии этот феномен получил название “социальная когниция”).
Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте ребенка, имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.
Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе “ребенок – физический мир предметов и явлений”, когда ребенок действует самостоятельно вне общения с каким-либо человеком, тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе “ребенок – другие люди”. При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.
Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для конечного определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. “Ребенок может слышать каждый день от окружающих, что он владеет теми или иными способностями или что он их не имеет, однако это не является основой формирования адекватного представления о них. Критерием наличия или отсутствия у индивида каких-либо возможностей является в конечном счете его успех или неуспех при выполнении соответствующей деятельности” (8. С.30). Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни ребенка как побочный продукт его активности. Даже у старших дошкольников он может осознаваться лишь частично и регулирует их поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком в индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. По мнению М.И.Лисиной и А.И.Силвестру, индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.
Сказанное не означает, что развитие детского самосознания представляет собой некую “робинзонаду” и независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной активности ребенка и ее роль в формировании его личности. Для того, чтобы представления ребенка о себе были более полными и разносторонними, не следует чрезмерно ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том,чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; обеспечить ему успех в деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие выдвигают перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.
Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.
Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка, прежде всего способности осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
Если в ранние периоды развития восприятие своих действий и деятельности других людей имеет непроизвольный характер, а его результат – неосознанное подражание поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют “единством и тождеством Я”. Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.
В 6-7-летнем возрасте возникает “осмысленная ориентировка в собственных переживаниях” (Л.С.Выгодский), когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит “Я радуюсь”, “Я огорчен”, Я сердит”, “Мне стыдно” и т.п. Более того, ребенок не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение (Л.С.Выготский). Если ребенок несколько раз подряд испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности (“Я это не умею”, “У меня так не получится”, “Со мной никто не хочет играть”). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии – способности анализировать себя и свою деятельность.
Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды. В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется. В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду, кризису семи лет.
Источник