Условия для развития ребенка младшего школьного возраста в семье
Роль семьи в воспитании младшего школьника
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский.
Взаимодействие семьи и школы – проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Семья-это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании–устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания-это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок должен быть уверен, что его, кто – то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей основывается на уважении и любви детей к родителям, доверии
к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может
разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой – для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитета ведёт
уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми
являются основой родительского авторитета.
Немаловажную роль в воспитании младшего школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает.
С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания,
сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав…», «Дети не захотели с тобой играть, потому что…», «А тебе такое отношение понравится?» и т.п.
Постепенно у младшего школьника с формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В тоже время нельзя постоянно
сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности.
У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.
Можно выделить три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей.
Изменился темп жизни, изменились условия быта. Это повлияло на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Потребность во внутрисемейном общении у детей не уменьшается. Содержательное и достаточно продолжительное общение с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.
В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его
деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Постоянно сравнивая неудачи ребенка с успехами других детей, можно вызвать реакцию, обратную желаемой. Вместо того, чтобы побудить к достижению таких же успехов, в ребёнке поселится неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Если же злоупотреблять
положительной оценкой, можно сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.
Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями.
Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей.
Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение, даже если есть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители, но это не значит, что свои взрослые проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме.
Взрослые по отношению к младшему школьнику могут выражаться в
пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках,
эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.
Родители стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Однако многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей. Общение со сверстниками, улица могут оказывать отрицательное влияние: ребёнок усваивает язык улицы, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.
Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают
при взаимном уважении, умении взрослых понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь — постараться встать на мест
о ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать о многообразии функций семьи, которые она выполняет, воспитывая своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоционально-волевую.
Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего
школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.
Источник
Мощнейшие изменения в функционирование семьи вносит переход ребенка к школьному обучению – выход ребенка из семьи в более широкое социальное пространство. Приход ребенка в школу означает кардинальное изменение его социальной ситуации развития. Теперь ребенок осуществляет социально значимую деятельность – он учится, он ученик, в глазах самого ребенка его позиция в жизни становится столь же значимой, как и позиция родителей. Школа на много лет становится для ребенка главным социальным институтом. Семейные отношения в значительной степени начинают опосредствоваться тем, что происходит у ребенка в школе, его школьными успехами и неудачами, отношениями с учителем и одноклассниками.
Какова же роль семьи как социального института в этот период? Поступление ребенка в школу ставит перед семьей чрезвычайно сложные задачи. Прежде всего, это уважение к его новой социальной позиции – позиции ученика, значимости его деятельности, поддержание высокой самооценки. Это поддержка позитивного отношения к школе, познавательных мотивов и мотивов к учению, авторитета учителя и положительного отношения к нему. Кроме того, это создание в доме условий для успешного обучения: организация соответствующего режима дня, места для занятий, наличие необходимых книг и учебников и т.д.
К сожалению, приход в школу связан для ребенка и семьи со многими психологическими рисками, в первую очередь это риск удара по его самооценке и самооценке родителей. В школе ребенок занимает новую позицию – позицию ученика, и оценивается он уже по другим меркам, чем в дошкольном возрасте. Во-первых, в новом, школьном пространстве проявляются какие-то его неумения, недостатки, ошибки в поведении, которые уходили в тень в свете семейной любви, а возможно, и не воспринимались как недостатки. Во-вторых, в школе ребенок становится представителем своей семьи, и его успехи или неудачи оцениваются не только как его, но и как неудачи родителей и всей семьи. Если при подготовке к поступлению в школу у родителей лишь возникает тревога в ожидании оценки социумом их ребенка и качества их родительства, то с приходом ребенка в первый класс это ожидание сменяется актуальным состоянием получения оценки общества. Это и оценки учителей, и других детей и их родителей. Переход к школьному обучению является критическим не только для ребенка (Л. С. Выготский обозначал этот кризис как кризис потери непосредственности, расхождения внешнего и внутреннего плана действий), но и для всей семьи, требующим перестройки семейных отношений. Если ребенок не готов к школе интеллектуально или мотивационно, если он не готов к отделению от родителей, если ему с трудом дается освоение школьных предметов или не складываются отношения с одноклассниками, то все это может привести к снижению его самооценки, неуверенности в себе, непринятию себя. Конечно, очень многое здесь будет зависеть от учителя, его такта, эмпатии и поддержки. Но и роль семьи в такой ситуации не менее важна. Основной функцией и задачей семьи в условиях, когда ребенок сталкивается со школьными трудностями, является функция поддержки – эмоциональная поддержка ребенка, его принятие, снижение родительских ожиданий и смирение амбиций. Это одна из очень трудных задач для родителей – не возлагать на ребенка невыполнимых ожиданий и ответственности. Один из возможных вариантов поддержания самопринятия и положительного самоотношения – включение ребенка в какую-то другую деятельность, где он будет успешен. Главное – принимать ребенка таким, какой он есть, поощрять его не только за хорошие оценки, давать понять ребенку, что в семье его любят по-прежнему.
Очень сложная, двойственная задача семьи – поддерживать значимость школы в жизни ребенка, в то же время не давая заслонить ей ценность семьи, семейных отношений и другие ценности. Выполнение этой задачи требует от членов семьи деликатности, тонкости, гибкости, рефлексии своей родительской позиции и родительской компетентности. Социальное развитие родителей продолжается.
Конечно, наиболее трудным оказывается первый год обучения, период адаптации, но и на протяжении всего периода обучения ребенка в школе задачи родителей – контроль за успеваемостью и поведением в школе, эмоциональная поддержка, помощь в обучении – остаются.
Несомненно, переход ребенка к школьному обучению наиболее сложным окажется для неполной семьи, так как новые задачи лягут на плечи матери, которая и так является функционально перегруженной. К ее функциям добавляется и создание условий для успешного обучения ребенка, и контроль за его учебой, а также бытовые трудности: провожать и встречать ребенка из школы, следить за приготовлением уроков и т.д.
Говоря о роли семьи в жизни человека на разных возрастных этапах, необходимо помнить, что происходящие социокультурные трансформации коснулись и детства. Размываются и смещаются возрастные границы. Так, например, для современных родителей характерно стремление к раннему развитию ребенка, интенсификации развития. Уже с года ребенка начинают водить в различные группы развития и кружки. Исследования, проведенные Е. О. Смирновой и сотрудниками, показывают, что все чаще родители дошкольников предъявляют к детям завышенные требования, относятся к ним не с позиции принятия, а с оценочной позиции, ожидают от них достижений в овладении учебными навыками. Сокращается время на игру и сама игра редуцируется[1]. В конечном счете все это приводит к тому, что по содержанию дошкольный возраст трансформируется в младший школьный.
Изменения коснулись и школьного возраста. Главный социальный институт для ребенка школьного возраста также начинает постепенно ослаблять свои позиции. Все чаще родители отдают предпочтение не школе, а индивидуальному обучению, что коренным образом изменяет процесс социализации. Объяснением такого выбора родителей является высокая агрессивность школьной среды – отвержение сверстниками, школьная травля, психологическое выгорание школьных учителей. Часто в современной школе ребенок не чувствует себя в безопасности. В этом случае на помощь ребенку должна прийти семья.
Источник
Личность – это психологическое образование
особого типа, порождаемое жизнью человека в
обществе.
Всё развитие ребёнка с момента его рождения и
до зрелости есть процесс формирования его как
личности. Развитие личности осуществляется в
деятельности, управляемой системой мотивов,
присущих данной личности и значимых для неё.
Движущей силой развития личности являются
внутренние противоречия между растущими
потребностями ребёнка и реальными возможностями
их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда
опосредована взрослыми, так или иначе направлена
ими. Тем самым процесс воспитания является
ведущим в процессе развития личности.
Важная задача педагогов школ в том, чтобы
обеспечить семьи практическими знаниями и
умениями, которые бы усваивались
непосредственно в определённым образом
организованной теоретической и практической
деятельности. Если правильно организовать
педагогическое взаимодействие, то участие
родителей в воспитании ребёнка станет активнее.
Учителя и родители как партнёры в воспитании
дополняют друг друга.
Большинство родителей хотели бы видеть своих
детей одарёнными и культурными, воспитанными и
преуспевающими. На этом естественном стремлении
и строятся отношения между семьёй и школой.
Последняя становится открытой системой для
координации воспитывающих усилий.
Скоординировать усилия школы и семьи означает
устранить противоречия и создать однородную
воспитательную и развивающую среду.
Родители оказывают решающее влияние на
формирование личности ребёнка, мира его мыслей,
чувств, стремлений, на воспитание его
собственного “Я”. Для ребёнка очень важны
взаимоотношения матери и отца, а также других
членов семьи. И особенно важно для ребёнка, как
взрослые относятся к нему. Следовательно,
динамика семейной жизни и характер
эмоционального отношения родителей к ребёнку
имеют существенное значение для формирования
его личности.
Не вызывает сомнений, что при нынешней
занятости родителей, без помощи педагога
семейное воспитание осуществить очень трудно.
Учитель должен оказывать всестороннюю помощь
родителям в воспитании личности ребёнка. Главная
задача педагога – убедить родителей в
необходимости совместной работы семьи и школы.
Совместная, скоординированная и хорошо
продуманная работа родителей, педагога и
учащихся уже в течение учебного года может дать
положительные результаты по улучшению
психологического климата в семье, по
формированию личности ребёнка. А если данная
работа будет запланирована и проведена в течение
всего периода начального обучения, то можно
будет смело говорить о том, что процесс
формирования личности ребёнка идёт на
достаточно высоком уровне.
Личность человека формируется с первых лет его
жизни. Каждая черта его психики играет
определённую роль в сложной структуре личности.
Наблюдая поведение и реакции учащихся одного
класса, можно увидеть, что каждый из них –
индивидуальность, личность.
Особое значение в формирование личности имеет,
несомненно, семья, в которой происходит развитие
и воспитание ребёнка.
Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас
общественное. Душа его питается впечатлениями,
получаемыми в семье. Здесь ребёнок научается
одно любить, другое – ненавидеть, здесь
привыкает к труду или праздности, получает
первые эстетические вкусы, здесь первоначально
сосредоточиваются его интересы, привязанности и
авторитеты.
Что же мешает наладить эффективное семейное
воспитание?
Во-первых, изменяющиеся и постоянно
усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей
не было многого из того, что появилось в жизни из
детей. Отсюда и подавляющее число проблем.
Во-вторых, наследственность. Если сами родители
имели проблемы в детстве, они должны быть готовы,
что эти проблемы повторятся и в их потомстве.
В-третьих, постоянно снижающаяся культура
семейного воспитания, где низкая педагогическая
культура родителей занимает лишь малую часть.
Здесь и отход от народной педагогики, традиций
воспитания всем обществом.
Конечно, родителям одним, без поддержки со
стороны общества, не справиться со столь
серьёзной задачей – воспитать из ребёнка
личность, гражданина своей страны. И именно школа
должна осуществлять помощь родителям в
организации семейного и общественного
воспитания. Для успешной координации
воспитательного влияния она должна перестроить
свою работу, отказаться от прежних, во многом
заформализированных форм работы с родителями и
общественностью, стать на гуманистические
позиции педагогического просвещения.
Координацию деятельности школы и семьи по
воспитанию детей можно осуществлять в различных
организационных вопросах.
Огромную роль в выборе форм и методов работы с
родителями играет изучение семей: их социального
статуса, состава, особенностей семейного
воспитания.
Положительные результаты можно получить
только тогда, когда педагог глубоко и
систематически изучает семьи учащихся,
деликатно и с уважением относится к родителям и
детям, знает и максимально использует
воспитательный потенциал семьи.
Семья – ведущий фактор развития личности
ребёнка, от которого во многом зависит
дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения
между родителями составляют микроклимат семьи,
который непосредственно влияет на эмоциональное
самочувствие всех его членов, через призму
которого воспринимается весь остальной мир и
своё место в нём. В зависимости от того, как ведут
себя с ребёнком взрослые, какие чувства и
отношения проявляются со стороны близких людей,
ребёнок воспринимаем мир притягательным или
отталкивающим, доброжелательным или угрожающим.
Благополучие ребёнка в семье переносится на
другие сферы взаимоотношений и наоборот,
конфликтная обстановка в семье, отсутствие
душевной близости между её членами лежат в
основе дефектов развития и воспитания.
И одной из таких форм совместной работы школы и
семьи по воспитанию личности младшего школьника
призван стать созданный в классе клуб
“Семейная круговерть”. Разработанный и
реализованный план мероприятий предусматривал
различные формы работы как отдельно со
школьниками, их родителями, так совместные
походы, праздники и т.д.
Можно сделать вывод, что такая форма совместной
работы семьи и школы по воспитанию личности
младшего школьника, несомненно, эффективна и
продуктивна, но лишь при условии, что такая
работа будет вестись планомерно, организовано и
целенаправленно в течение всего времени
обучения ребёнка в школе.
В наше время отношения школы и семьи
складываются по определённым шаблонам. Они всем
нам известны. Вот некоторые из них. Родители
сдали детей в школу – и с рук долой, другие
уверены, что знание – это товар, который можно
купить в школе, как в магазине. Третьи считают,
что для них школа – это источник неприятностей, а
учителя – какие-то деспоты, творящие произвол.
Но нельзя сводить всю сложность отношений
семьи и школы к шаблонам. Сегодня в семье идёт
переориентация на новые ценности, дети
включаются в жесткие рыночные отношения. А наша
школа призвана защищать идеалы добра,
справедливости и бескорыстия. Она всегда
передавала поколениям духовные истины, которыми
жило и будет жить человечество.
Вот цели, которые были поставлены при
организации клуба “Семейная круговерть”:
– углубление взаимоотношений детей и родителей;
– способствование созданию благоприятного
психологического климата в семьях;
– закрепление связей между семьёй и школой;
– помощь родителям в воспитании гармонично
развитой личности.
Заседания клуба проводились в течение учебного
года (с ноября по апрель):
– с родителями (два раза в месяц);
– с детьми (один раз в неделю);
– совместно (1 раз в два месяца)
На первом организационном заседании клуба был
определён круг вопросов, наиболее интересующих
современных родителей. Исходя из этого, был
разработан перспективный план работы.
Перспективный план работы клуба
“Семейная круговерть”
Дата | Мероприятие | Домашняя подготовительная |
1 неделя ноябрь (с детьми) | Давайте познакомимся! | Подготовить совместно с нарисовать свою семью за любимым |
2 неделя ноябрь (с детьми) | “Милосердие, доброта и | С родителями определить Подготовить проект защиты семейных |
2 неделя ноябрь (с родителями) | Один день жизни ребёнка в | |
3 неделя ноябрь (с детьми) | “Историческая экскурсия” (экскурсия в прошлое) Посещение краеведческого музея | Принести какую-либо семейную |
4 неделя ноябрь (с детьми) | “Моя малая Родина” | Подготовить стихи, рисунки, |
1 неделя декабрь (с родителями) | Рекомендации по защите | Оказать помощь детям в |
2 неделя декабрь (с детьми) | Защита проекта “Кем быть?”. Рассказ детей о том, где и кем работают | Рисунки, фотографии, орудия |
3 неделя декабрь (с детьми) | “Кто ты такой: художник или | Родителям помочь ребёнку Подготовить аргументы и доказать, что |
3 неделя декабрь (совместно) | Встреча Нового года. | Приготовить карнавальный Подготовить рассказ о встрече Нового |
1 неделя 2 неделя январь (совместно) | Рождественские встречи | Подготовить рассказ о Объединившись в микрогруппы, |
3 неделя январь (с детьми) | “Вредные советы” | Чтение и анализ стихов Г. Рассуждение методом “от противного”. |
3 неделя январь (родители) | Организация досуга ребёнка в | Организовать как можно больше |
4 неделя январь (родители и дети) | Совместная неделя | Подготовить увлекательный |
1 неделя февраль (с детьми) | “Труд облагораживает | Совместно с родителями |
2 неделя февраль (совместно) | “Трудовой десант” | Подготовить пословицы, |
3 неделя февраль (с детьми) | “Защищая Отечество…” | Подготовить рассказы, |
3 неделя февраль (родители) | Цикл бесед “Как мы любим 1. Средства массовой иллюзионистики. | |
4 неделя февраль (с детьми) | “Моё хобби” | Подготовить рассказ о своих Организация выставки коллекционеров. |
1 неделя март (с детьми) | “Девочка, девушка, женщина” | Совместно с родителями |
2 неделя март (родители) | Беседа 2: “Какими вы видите | |
2 неделя март (с детьми) | Деловая игра “Ребёнок в роли | Совместно с родителями Рассказ о том, как эти правила |
3 неделя март (с детьми) | “Когда мои друзья со мной” | Приготовить стихи, песни, Мини-сочинение “Мой друг”. |
4 неделя март (совместно) | Спортивная программа “Папа, | Совместное составление |
1 неделя апрель (с детьми) | Поездка в Новокузнецкий | |
2-3 недели апрель (с детьми) | Театральная гостиная – | Чтение сказки, распределение Совместно с родителями изготовление |
2 неделя апрель (родители) | Беседа 3: “Источник | |
4 неделя апрель (совместно) | Праздник “Моя семья” | Изобразить своё Написать рассказ о забавном Исполнение песни всей семьёй. Подготовка экспонатов для выставки Подготовка к конкурсу “Пальчики “Семейный альбом” – найти самую |
В рамках работы клуба “Семейная круговерть”
были созданы кружки на общественных началах.
Руководителями этих кружков стали мамы и папы
учащихся, владеющие какими-либо творческими
способностями. Таким образом, работали следующие
кружки: “Цветовод”, где дети получали навыки
ухода за комнатными растениями. В результате
классная комната была признана самой
“цветущей” и “зелёной” во всей школе;
“Очумелые ручки”, изготовление из бросового
материала полезных в хозяйстве приспособлений;
“Спорт любить – сильным быть”.
Источник