Условия для развития ребенка младенческого возраста

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Младенческий возраст крайне важен для развития ребенка и для формирования его психологического «здоровья» в будущем. Именно в младенческом возрасте закладываются основы для развития самооценки ребенка, его любознательности, оптимистичности. Эти качества закладываются в процессе формирования «базового доверия» и формирования привязанности.

Базовое доверие формируется в процессе взаимоотношений с родителями в первые месяцы жизни ребенка. Модель отношений мамы с малышом формирует модель отношений его с другими людьми, и, вообще, с внешним миром. Если родителям удается создать позитивные  взаимоотношения, то ребенку в дальнейшем интересно учиться, интересно работать, интересно жить. Такому человеку не страшно проявлять инициативу, он воспринимает себя как человека любимого, достойного уважения, и уверен в положительном результате любых своих начинаний. Если же в первые месяцы жизни не удалось сформировать добрые, надежные взаимоотношения, то человек склонен отгораживаться от мира, относится к окружающим с опаской, а может быть и со страхом, с недоверием. Ребенок вырастает зависимым от других людей, неуверенным в себе, он пытается любыми путями заслужить внимание родителей.

С возрастом модель, заложенная в детстве, может быть скорректирована, во взрослом возрасте человек может менять ее сознательно, но полностью изменить ее невозможно. Основа закладывается в самом начале жизни.

Выделяют три основных условия, которые нам необходимо выполнять, общаясь с малышом в первые месяцы его жизни.

Во-первых, очень важен телесный контакт с ребенком.

Во-вторых, важно уметь смотреть прямо в глаза друг другу.

И, третье условие – необходимо эмоционально-положительное отношение к ребенку.

Рассмотрим подробнее все эти условия.

Первое – телесный контакт. Малышу очень важно чувствовать маму, чувствовать ее руки, знать, что мама всегда рядом. Причем это важно с самых первых минут его жизни. Ведь до рождения ребенок не знал другого состояния, кроме того, что мама везде, не слышал (по-крайней мере так отчетливо) других звуков, кроме биения маминого сердца. И теперь, когда ребенок прошел такой сложный для него путь рождения, родители должны показать, что ребенка ждали, его любят, и здесь тоже хорошо. Когда мама держит ребенка на руках, она сообщает ему свое отношение, дает поддержку.

Дети испытывают потребность в телесном контакте. У каждого ребенка размер этой потребности свой, кому-то надо проводить целый день на руках, кому-то достаточно будет нескольких часов в сутки. Придет время, когда ребенок насытится мамой и «слезет» с рук. Этого может не произойти только в том случае, если нарушается распределение ролей в семье и ребенок начинает занимать ведущие позиции во взаимоотношениях. В том случае, когда родители начинают полностью подчинять свою жизнь ребенку.

Помимо телесного контакта, ребенку необходим контакт «глаза в глаза». Когда люди смотрят в глаза другому человеку, они передают огромную часть информации. Для малыша, который еще не умеет общаться с помощью слов, взгляды мамы необходимы, с помощью контакта «глаза в глаза» родители, также как и с помощью телесного контакта, разговаривают с малышом, передают ему свое отношение, свою любовь. Кроме того, если ребенок не умеет смотреть в глаза другим людям, он не чувствует поддержки, не ощущает защищенности, уверенности, у него нет чувства надежного «тыла».

И, третье условие, которое необходимо для того, чтобы вырастить ребенка психологически «здоровым», это эмоционально-положительный настрой на ребенка.

Родители, которые настроены на ребенка, готовы воспринимать ребенка таким, какой он есть, не ждать от него полного соответствия нормам развития, указанным медиками, а просто радоваться жизни вместе с ним, радоваться малейшим достижениям именно этого малыша (даже если, например, ребенок знакомых такого же возраста достиг большего). Родители прислушиваются к нему, к его реакциям, к его настроению. Разговаривают с ним и наблюдают, какой ответ он дает, а ребенок откликается голосом, мимикой, эмоциями, жестами.

Например, в течение первого месяца у ребенка появляется первая сознательная улыбка, улыбка, адресованная маме, так называемая «мамина» улыбка. При рождении у малыша на лице каждую секунду проскакивают различные гримасы, среди них есть и улыбка. И если близкие люди, которые находятся рядом с ребенком, поддерживают эту улыбку, то она с каждым разом становится все дольше, осознаннее, и постепенно она становится одним из средств общения малыша с родителями. Появление осознанной улыбки во многом зависит от реакции родителей. Точно также родители могут поддерживать и другие проявления ребенка, наблюдая, как он реагирует и, отвечая своими действиями. Мама поет колыбельные песенки, малыш успокаивается и засыпает. А может быть и наоборот, ребенок прислушивается и радуется. Мама показывает ребенку то, что его окружает, называет названия предметов, рассказывает о дальнейших действиях, и наблюдает за реакцией ребенка. Также важно делать ребенку массаж и гимнастику и разговаривать с ним, называть части тела, используя стишки, припевки и т.п.

В отличие от двух предыдущих условий, которые достаточно легко выполнить, добиться эмоционально-положительного настроя не так просто как кажется. Родители в первые месяцы устанавливают эмоциональный контакт с ребенком, который, безусловно, был и во время беременности, но теперь переходит на новый уровень. К сожалению, во взаимоотношения мамы и малыша вмешиваются различные жизненные факторы.

Важно помнить, что ребенок, не наполненный эмоциями в детстве, вырастая, тоже не умеет выражать свои эмоции. Человек не умеет радоваться жизни, не может выразить свое отношение к другим людям. Такому человеку сложно найти близких друзей, сложно построить взаимоотношения с другими людьми. Отрицательные эмоции человек прячет, и со временем они могут выйти через различные заболевания. Человек не хочет решать свои проблемы, а пытается забыть, «убежать» от них. Лишая своего ребенка эмоций, родители лишают его, может быть, самого главного в жизни – возможности получать удовольствие от жизни.

Причин, по которым у родителей нет настроя на ребенка, может быть множество, и в каждой семье они могут быть свои. Может быть, родители сами не уверены в себе, сами выросли без эмоционального контакта с ребенком.

Иногда, встречаются очень старательные родители, которые делают для ребенка все, о чем прочитали в книгах, но делают это формально, копируя только внешнюю сторону взаимоотношений с малышом, не задумываясь о мелочах, о том для чего они это делают. Такие дети не чувствуют родительской любви, растут в ситуации одиночества, отдаленности от родителей. И, несмотря на то, что эти родители очень любят своих малышей, они не подключают эмоциональные аспекты во взаимодействия с детьми, не чувствуют детей, не отвечают их потребностям.

Возможно, родители подсознательно не удовлетворены процессом родов или самим ребенком (например, его полом, темпераментом). Ребенок не оправдывает ожидания родителей, и родители пытаются отгородиться от него. Мама смотрит малышу в глаза, но своим взглядом передает ему эмоциональное безразличие, показывает игрушки, разговаривает с ним, делает массаж и гимнастику, но ее руки и голос передают отчужденность. То есть между родителями и ребенком как бы стоит эмоциональная «стена», которую можно разрушить, обратив внимание на малейшие изменения в поведении ребенка, на его мимику, улыбку. Хороший способ по-новому взглянуть на ребенка – писать дневник. Если мама хотя бы несколько раз в неделю выберет время для того, чтобы записать, что нового она увидела в ребенке, сколько раз он улыбнулся, какие эмоции вызвало у него появление новых людей, гуляние на улице или просто новая игрушка, это поможет ей стать ближе к ребенку в эмоциональном плане.

Безусловно, записи о ребенке займут часть вашего времени, которое вы могли бы использовать для того, чтобы заняться делами или просто отдохнуть. Занятость родителей тоже может быть одной из причин, по которым не складывается эмоционально-положительный настрой. Но важно помнить, что эмоциональные взаимоотношения с ребенком – это тоже дело, причем не менее важное, чем кормление или купание.

Зачастую, отношения с малышом могут не складываться из-за сложных взаимоотношений между членами семьи, и у мамы просто не хватает эмоциональных сил на ребенка. В таких случаях, возможно, необходимо обратиться к психологу. Даже если это не решит проблем в семье, психолог хотя бы поможет немного отключиться от них и направить силы на ребенка.

Таким образом, выполняя три нелегких, но в то же время очень простых условия – телесный контакт, контакт «глаза в глаза», эмоционально-положительный настрой на ребенка – родители могут заложить в своих детях базовое доверие к миру и дать своим детям то, что поможет им в дальнейшей жизни.

Библиографический список.

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.
  2. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.

Источник

гульнара каликова
Особенности развития детей младенческого возраста

Особенности развития детей младенческого возраста

Каликова Г. А.

учитель-логопед,

Мусилович Т. А.

педагог-психолог

ГБУ «Психолого-педагогический центр»

г. о. Тольятти

Младенчество – это тот возраст, когда малыш развивается в физическом, психическом и социальном плане очень быстро. Он проходит за короткое время путь от беспомощного новорождённого до младенца, умеющего смотреть, слушать и действовать, привлекать внимание, реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом. Он учится быстро устанавливать контакт со взрослым, хватать предмет и манипулировать; следит глазами за предметами, реагирует на различные звуки, в том числе и на голос взрослого.

Особенность новорожденного проявляется в том, что зрение и слух развиваются у него быстрее, чем движения тела. Взрослый становится для ребенка главным источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для его нормального нервно-психического развития. Таким образом, у ребёнка формируются эмоционально-двигательные реакции, направленные на взрослого, называемые комплексом оживления. Он характеризуется тем, что ребенок фиксирует свой взгляд на лице другого человека, улыбается; при этом энергично двигает ручками и ножками и произносит звуки. Комплекс оживления, необходимый для полноценного развития младенца, является залогом успешного социального развития личности.

Роль общения взрослого в развитии ребёнка велика.Он удовлетворяет как органические потребности: в приеме пищи, сне, движении,так и потребность в получении ярких эмоциональных впечатлений: младенец оживляется, когда его берут на руки, увидев большое количество предметов, начинает действовать с ними. В этот период формируется положительное отношение ребенка ко взрослому, который демонстрирует удовольствие от общения с ним, что способствует преобладанию хорошего настроения.

Характерное для начала младенческого возраста общение ради общения,трансформируется в другую форму: общение по поводу предметной среды, перерастающее в совместную деятельность взрослого и ребенка. Родитель знакомит ребёнка с предметным пространством, наглядно демонстрирует разнообразные способы действия с предметами, помогая выполнить необходимые действия с игрушкой, что создает фундаментальную базу для нормального психического развития.

Отсутствие возможности удовлетворить увеличивающуюся потребность в общении со взрослым способствует необходимости формирования понимания человеческой речи, а затем и овладевания ею.

Начиная с самого рождения взрослый все время должен разговаривать с ребенком при уходе за ним. Разговор с ним необходим для его полноценного развития, так как сама по себе речь развивает его слух и способствует установлению эмоционального контакта.

Большинство детей в данном возрасте различают тембр и модуляцию голоса и по-разному реагирует. При положительных эмоциях ребенок громко смеется, повизгивает, на сердитый голос он замирает и перестает улыбаться, складывает губки и разражается безутешным плачем. До первых 3 месяцев доречевая активность осуществляется независимо от использования слуха, затем малыщ произносит звуки под контролем слуха. Между ребенком и взрослым становится возможным полноценный «разговор-диалог». В период гуления важно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, всматривался в его мимику во время произнесения звуков и пытался повторить не только звуки, но и выражение лица.

Лепет для ребенка является игрой со звуками, он вслушивается в звукосочетания и пытается их воспроизвести, развивая интонации, с помощью которых выражаются различные эмоции. В свою очередь, эмоциональное состояние повышает общую активность, при этом ребенок много и с удовольствием лепечет, произносит различные слоги, подражает слогам, произнесённым взрослым. К концу первого года в сознании ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом; это выражается в поиске предмета и обнаружении его. Таким образом, формируется начальная форма понимания речи, которая становится одним из важнейших способов использования возможностей общения ребенка со взрослым.

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник