Условия для развития предметной деятельности ребенка

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

ГМО воспитателей групп раннего и младшего возраста

«Познавательное развитие в процессе и продуктивной деятельности детей раннего возраста»

Условия для развития предметно – игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5-2 года)

Сообщение из опыта работы

воспитателя МБДОУ «Детский сад №143»

 Бобыкиной Тамары Вячеславовны, 1 кв. категория

г. Дзержинск

2018 г.

Слайд 1 Приветствие, тема

Слайд 2 Актуальность

ФГОС ДО  особое внимание уделяет работе с детьми раннего возраста, созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Один из основных принципов дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов детства. В раннем возрасте, как известно, ведущим видом деятельности выступает предметная деятельность.

Многочисленные исследования показали, что при обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость и другие.

Слайд 3 Противоречие

Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша. С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. При таком подходе развитие ребёнка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера   ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением.  

 Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия определили тему нашей работы: «Условия для развития предметно-игровой деятельности в раннем возрасте».

Слайд 4 Теоретическое обоснование

Развитие предметной деятельности детально разработал и изучил  Д.Б. Эльконин. Согласно его исследованиям, основные постулаты процесса развития предметной деятельности:

-Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.

-На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

Слайд 5 

 Основные задачи, стоящие перед педагогом в области  развития предметной деятельности и познавательной активности  – это:

-Создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями;

-Стимулировать познавательную активность детей

-Организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов

-Создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности

Слайд 6  

Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию детей, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Создание предметно-игровой среды

2. Педагогическое руководство предметной деятельностью

3. Формирование интереса к предметно-игровой деятельности

Слайд 7

В нашей группе  организована развивающая предметно-пространственная среда,  созданы условия для   разнообразных игр и занятий, направленных на развитие предметной деятельности, а именно:

– становление орудийных действий;

– развитие наглядно – действенного мышления;

– развитие познавательной активности;

– формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Слайд 8 Орудийные действия.

Для овладения орудийными действиями нужны самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов:

– совочки, лопаточки;

– метелочки, грабельки;

– сачки для “вылавливания” игрушек из ванны;

– удочки с магнитом для “ловли рыбок”;

– игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

– кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Слайд 9 Наглядно-действенное мышление.

 Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

–  пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

– вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

– матрёшки;

– “коробки форм”, т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

– столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

–  крупные пазлы и мозаики;

–  кубики крупные пластмассовые и деревянные;

–  шнурок и бусины для нанизывания;

– народные игрушки с подвижными частями;

– желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

По мере взросления ребёнка количество и сложность игрушек возрастает.

Слайд 10 Познавательная активность.

Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия  и сюрпризный момент.

– коробочки с секретом;

– механические игрушки;

– клавишные игрушки;

– материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

В нас в группе оборудован специальный «уголок» для детского экспериментирования: для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами

Слайд 11 Целеустремлённость и настойчивость.

Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка раннего возраста осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

– фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

– пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

– составные игрушки – машинки, домики и пр.;

– строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

– шнуровки и застёжки.

Слайд 12

Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребенка. Взрослый делает эту среду доступной и понятной ребенку.

С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности является организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. При этом совместная предметная деятельность не должна навязываться ребенку. В данном возрасте актуален прием наглядно-действенного показа. Например, я ставлю перед ребенком пирамидку, показываю, как надо снимать колечки со стержня, приговаривая: «Снимем колечко, еще снимем»…и т.д.. После показа  каждый ребенок получает пирамидку и самостоятельно снимает и надевает кольца. Если я замечаю, что кто-то не справляется с заданием, я своей рукой направляю движения руки ребенка. В данном случае кроме наглядного,  действенный показ. Затем характер деятельности с предметами усложняется.  Я предлагаю малышу новые интересные занятия, подключаюсь к его игре, помогаю преодолеть затруднения. При этом не следует выполнять действия за малыша. Могу и подсказать, но нельзя сказать прямо: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По – моему, оно слишком большое». Нужно поощрять действия ребенка, хвалить его.

 Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.

Слайд 13

Формирование интереса происходит последовательно

Маленькие дети еще не умеют действовать с предметами совместно со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнѐра, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками.

Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребѐнка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать еѐ и создавать для игры условия. Организуя подгрупповые занятия, важно помнить, что у каждого малыша должна быть в руках своя игрушка.

 Вовлекать малышей в совместную предметную деятельность следует постепенно, побуждая  их наблюдать  за  действиями друг друга, присоединяться к ним.

Слайд 14

 Таким образом, предметная деятельность является ведущей на втором году жизни. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.

Источник