Условия для развития интеллектуальной готовности ребенка к школе

Школьное обучение опирается на определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Первоклассник сможет справиться с учебной нагрузкой при условии, что его познавательные процессы достигли необходимой ступени развития, а кругозор включает базовые знания об окружающем мире. И родителей с приближением поступления их дитя в первый класс интересует, больше всего, интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению
Многие родители уделяют пристальное внимание развитию интеллекта своего ребенка. Для этого окружают малыша соответствующими игрушками, учат анализировать и замечать признаки предметов и явлений, вовлекают его в логические рассуждения, рано обучают чтению. Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении.
Прослеживается важнейшая закономерность. Если ребенок уже имеет интеллектуальную подготовку, значит, это произошло благодаря возросшим возможностям его познавательных функций.
Если же познавательная сфера достигла определенного уровня, то дошкольнику по силам систематическая учебная нагрузка, которая ожидает его в школе.
С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами – следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот – если появился определенный уровень сформированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.
Не знания, которыми оперирует дошкольник, подтверждают, что он готов к школе, а способность к усвоению информации.
В связи с вышеизложенным обоснованием можем сделать вывод, что интеллектуальная готовность ребенка к школе это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью, и он является только частью психологической готовности к школе.
Компоненты интеллектуальной готовности к школе
Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.
Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.
В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:
- Зрелость познавательных процессов
- Речевое развитие
- Осведомленность
- Познавательный интерес
Актуальное развитие познавательных процессов
Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.
Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму. Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель.
Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.
Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку. Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы.
Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.
Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.
Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.
Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.
Речевая подготовка
Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.
Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из 4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?
Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.
Осведомленность и кругозор
Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое. Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь.
Интерес к познанию
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.
Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.
Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности
Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость.
Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:
- Усвоение правила действий.
- Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.
Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.
Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.
Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.
Источник
Особенности интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят передовые изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов занимает мышление.[1]
По мнению Ж. Пиаже, старший дошкольный возраст «относится к периоду конкретных операций. Связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению различных точек зрения. Логические операции, тем не менее, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными). Постепенно на протяжении этот период формируется у ребенка способность выполнять операции в умственном плане. Складывающаяся у ребенка примерно к 11 годам система операций подготавливает почву для формирования научных понятий». [2]
Старший дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Формируется активный и пассивный лексический запас. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.[3]
Новообразования в психике дошкольника формируются под влиянием ведущей для данного возраста деятельности- сюжетно-ролевой игры. Перечень этих новообразований в психолого-педагогической литературе достаточно обширный и различный в различных источниках. Чаще всего к психическим новообразованиям дошкольного возраста относят:
Возникновение создания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. На основе этого формируется очень важное для дошкольника в контексте его перехода на следующий возрастной этап (младший школьный возраст) стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (такой деятельностью является учебная деятельность).
Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).
Возникновение первичных этических инстанций: «что такое хорошо и что такое плохо».
Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение- это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что «в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы». На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, «появляется стремление управлять собой и своими поступками». [4]
Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок все что видит пытается привести в порядок, выстраивает свою картину мира. Л.Л. Коломинский замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей. Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем, перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка.[5]
Особенностью старшего дошкольного возраста является интеллектуальное развитие, а именно закономерности развития всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, речи, воображения.
В.С. Мухина считает, что «восприятие в возрасте шести лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия- наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов и отношении между нами. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений».[6]
Процесс обучения не возможен без достаточной сформированности такой психических функций. В дошкольном возрасте многие процессы носят непроизвольный характер, наблюдаются состояния повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, « это связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются».[7]
Таким образом, возможности развития произвольности к шести годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С. Мухиной, «универсальным средством организации мышления . Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать процесс планирования, учитывая характер предстоящей деятельности».
В этом возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.[6]
Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является начало использования различных приемов, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала, что является основой для логического мышления. ».[7]
Таким образом, в период дошкольного возраста мышление претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных процессов, не связанная с активным отношением к текущей деятельности.
По мнению Е.Е. Кравцовой, «любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. При возникновении некоторых задач дошкольник шести лет пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении».[8]
Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметом, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем детстве. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний либо их крайне мало.
В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предметов, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.
Исследование интеллектуального развития шестилетних детей, показало, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. Уровень развития логического же мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует успешность обучения (при высоком уровне развития такого мышления она практически не выше, чем при среднем). Образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен.
Развитие образного мышления способствуют, наряду с учебной, и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование). [1]
Таким образом, наглядно-образное мышление- основной вид мышления в старшем дошкольном возрасте.
Итак, исследование интеллектуального развития шестилетних детей показало, что «наибольшее значение для последующего обучения в школе имеет сформированность образного мышления». Уровень развития логического же мышления ребенка на данном этапе еще не гарантирует успешность обучения (при высоком уровне развития такого мышления она практически не выше, чем при среднем). Образное мышления позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен.
Переход от младшего к старшему дошкольному возрасту подготавливается на физиологическом уровне усилением регулирующей роли второй сигнальной системы, роли слова в поведении ребенка. Это выражается в интересе к обобщениям, правилам, отдаленным целям и планированию их достижений и наблюдается на пятом году жизни. В это время начинают нравиться подвижные игры с правилами. Для сюжетной игры подбирают определенные игрушки- дети планируют игру. У детей появляются главные цели и подчинение прочих желаний, то есть иерархия мотивов. Развиваются произвольные познавательные процессы. Все эти новообразования связаны речью и зависят от ее развития.[9]
При нормальном развитии в нормальных условиях такие новообразования в комплексе пробуждают функцию учения. В старшем дошкольном возрасте дети очень хотят учиться, узнавать, уметь- просят, чтобы взрослые научили их тому, что умеют делать сами. И важно развивать, поддержать эту функцию, не дать ей угаснуть до школы.[10]
Таким образом, старший дошкольный возраст- период всестороннего развития и формирования личности ребенка. Ведущей деятельностью этого периода остается игра. Под влиянием игры формируются новообразования в психике старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст относится к периоду конкретных операций, на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность. Активно развиваются высшие психические функции: наглядно-образное и логическое мышление, формируется словарный запас.
Список литературы:
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 238 с.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений/Л.С. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.С. Нисканен.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208с.
- Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство»/ под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.- Спб.: Детство-Пресс, 2010.-304с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 384с
- Коломинский Л.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/ Л.Л. Коломинский, Е.А. Панько.-М.,2008.-190с.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя/ В.С. Мухина.-2-е издание, исправленное и дополненное.- Москва: Просвещение, 1990.-175с.
- Мухина В.С. Детская психология./ В.С. Мухина-М.: Просвещение, 2012.-420с.
- Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: Просвещение, 2008.-187с.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.-М., 2007.-214с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, 3-е изд.-М., 2002.-263с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.н.- М.: Творческий центр ISBN, 2006.-175с.
Источник