Условия для развития интеллектуальной готовности ребенка

Условия для развития интеллектуальной готовности ребенка thumbnail

Школьное обучение опирается на определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Первоклассник сможет справиться с учебной нагрузкой при условии, что его познавательные процессы достигли необходимой ступени развития, а кругозор включает базовые знания об окружающем мире. И родителей с приближением поступления их дитя в первый класс интересует, больше всего, интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению

Многие родители уделяют пристальное внимание развитию интеллекта своего ребенка. Для этого окружают малыша соответствующими игрушками, учат анализировать и замечать признаки предметов и явлений, вовлекают его в логические рассуждения, рано обучают чтению. Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении.

Интеллектуальное развитие

Прослеживается важнейшая закономерность. Если ребенок уже имеет интеллектуальную подготовку, значит, это произошло благодаря возросшим возможностям его познавательных функций.

Если же познавательная сфера достигла определенного уровня, то дошкольнику по силам систематическая учебная нагрузка, которая ожидает его в школе.

С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами – следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот – если появился определенный уровень сформированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.

Не знания, которыми оперирует дошкольник, подтверждают, что он готов к школе, а способность к усвоению информации.

В связи с вышеизложенным обоснованием можем сделать вывод, что интеллектуальная готовность ребенка к школе это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью, и он является только частью психологической готовности к школе.

Компоненты интеллектуальной готовности к школе

Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.

Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.

В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:

  • Зрелость познавательных процессов
  • Речевое развитие
  • Осведомленность
  • Познавательный интерес

Актуальное развитие познавательных процессов

Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.

Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму. Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель.

Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.

Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку. Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы.

Готовность к школе

Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.

Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.

Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.

Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.

Речевая подготовка

Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.

Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из  4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?

Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.

Осведомленность и кругозор

Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое. Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь.

Интерес к познанию

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.

Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.

Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности

Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость.

Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:

  1. Усвоение правила действий.
  2. Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.

Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.

Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.

Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.

Источник

Вера Лаухина
Формирование интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста. Работа с родителями

Формирование интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста.

Добрый вечер, уважаемые родители. Я хотела бы обратить Ваше внимание на интеллектуальный компонент психологической готовности детей к школе.

СЛАЙД 1

Среди родителейбудущих первоклассников часто можно услышать такой разговор:

-Ну, что, вы готовы к школе? Умеете уже читать, писать, считать? Да? Ну, тогда конечно, готовы.

Родители считают, что ребёнок подготовлен к школе, если умеет читать, писать и считать. Но такое мнение часто бывает ошибочным. Иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе. Прежде всего надо понять, что развивать необходимо предпосылки к обучению, а не обучать тому, чему будут учить в школе. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать.

СЛАЙД 2

Я бы хотела процитировать высказывание известного психолога Александра Леонидовича Венгера:

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться.»

А для того, чтобы быть готовым всему этому научиться, ребёнку необходимо обладать определённым уровнем знаний и определённой широтой представлений о мире (в том числе образных и пространственных, а так же соответствующим уровнем речевого развития.

А всё вышеперечисленное и входит в понятие интеллектуальной готовности.

Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.

СЛАЙД 3

Итак, можно сказать, что интеллектуальная готовность – это определённый уровень развития речи, памяти, мышления, воображения.

Ведь овладение навыками счёта, письма, чтения невозможно без базового уровня сформированности этих основных процессов.

Память В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на такой очень важный процесс как память. От её объёма зависит многое.

Ребёнок дошкольного возраста запоминает всё яркое, интересное.

А к 7 годам завершается процесс формирования произвольного запоминания, то есть ребёнок способен запоминать не только то, что интересно, но и то, что требуется.

А как проверить память у своего ребёнка?

Можно предложить ему запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

Предлагаю всем вам сейчас попробовать выполнить такое задание.

Слушайте и запоминайте: лес, хлеб, окно, стул, конь, брат, вода, гриб, игла, мёд.

А теперь вспоминайте и считайте сколько слов вы запомнили. (Пауза)

Проверить себя вы можете, посмотрев на слайд.

СЛАЙД 4

Ребёнок в первый раз может повторить от 2 до 5 слов. А кто-то, возможно, и все 10 повторит. Всё очень индивидуально. Продолжайте называть слова ещё несколько раз и после 3-4 повторений ребёнок обычно запоминает белее половины слов.

Память можно и нужно тренировать. Для этого поиграйте со словами. А для лучшего запоминания объединяйте слова по смыслу, составляйте с ними рассказы.

Мышление. СЛАЙД 5

Ещё один из важнейших психических процессов – это мышление. Если в дошкольном детстве мышление наглядно-действенное (это манипулирование предметами, то к концу дошкольного периода формируется наглядно-образное мышление (это способность оперировать уже сложившимися образами и представлениями).

Для развития наглядно-образного мышления хорошо использовать игру

«Разрезные картинки» когда ребёнку даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение.

СЛАЙД 6

В 7 лет активно формируется логическое мышление. Дети способны уже находить причину и следствие какого-либо события (например, сезонных изменений в природе, на основе наблюдений делать простейшие выводы, устанавливать связи между предметами, анализировать, обобщать.

В этом возрасте дети уже могут понять что такое план комнаты.Полезны игры : «Найди клад» – когда с помощью схематичного изображения комнаты ребёнок ищет спрятанную игрушку, «Лабиринты».

Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра «Четвёртый лишний». Играйте со всем, что есть под рукой. Например, на столе лежат яблоко, помидор, кабачок и капуста. Что лишнее в этом ряду зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это форма, то лишний кабачок, ведь он продолговатый, а всё остальное – круглое. Яблоко лишнее, потому, что оно фрукт, а все остальные – овощи. Помидор лишний потому, что он красный, а остальное всё – зелёное.

Поможет научиться обобщать игра «Назови одними словом», когда Вы называете группу предметов и просите ребёнка назвать их одним словом. Например – чашка, блюдце, тарелка- это… посуда, стол, кресло, шкаф- это…. мебель.

Воображение СЛАЙД 7

В психическом развитии велико значение такого процесса как воображение.

Творческое воображение позволяет ребёнку создать новый образ. Воображение активно соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий, что очень важно в процессе обучения в школе.

Воображение выполняет познавательную функцию – позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. А также оно выполняет ещё одну важную функцию– защитную -предохраняет легко ранимую душу ребёнка от чрезмерно тяжёлых переживаний, связанных в том числе и со школой.

Развивать воображение можно, придумывая необычный конец к известным сказкам, сочиняя свои сказки.

Речь СЛАЙД 8 У будущего первоклассника должна быть хорошо развита разговорная речь. Это и способность выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал, и умение выделить главное в рассказе, пересказать рассказ по определённому плану.

Если ребёнок неправильно произносит звуки, то у него могут возникать ошибки при написании слов, пропуски букв.

Такая игра как «Прохлопай слово» поможет ребёнку научиться разделять слово на слоги по количеству гласных звуков при помощи хлопков.

Например «Шко-ла» или (рукой к подбородку «Шко-ла»)

Чтобы объяснить функцию какого-либо предмета, раскрыть смысл слова ребёнку нужно иметь достаточный словарный запас.

Можно использовать игру «Что за предмет?» – не называя предмет, нужно рассказать ребёнку с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребёнок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируются мыслительные процессы. Ребёнок подбирает новые слова, эпитеты, определения, глаголы.

Внимание СЛАЙД 9

Ещё хотелось бы отдельно упомянуть такое важное свойство нашей психики как внимание. Внимание – избирательная направленность сознания на какой –либо объект. Родители часто говорят «Да мой ребёнок много знает, но совсем невнимателен, торопится…». Ребёнок может внимательно или невнимательно запоминать, слушать, думать.

Если семилетний ребёнок не в состоянии сосредоточиться на неинтересной, но необходимой деятельности хотя бы 5- 10 минут, то это должно насторожить родителей.

Для развития внимания очень полезно предлагать ребёнку замечать перемены, произошедшие в природе, на улице, дома, возле детского сада. Поиграть в игры «Что нового появилось?», «Что изменилось?».

СЛАЙД 10

Также можно использовать такие игры как :

– выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур или узоров по образцу;

– рисование узоров по клеткам по образцу;

«Найди отличия» – сравнение двух картинок и нахождение отличий;

«Наблюдательность» – предлагается вспомнить и подробно описать путь из детского сада домой, площадку во дворе – то, что дети часто видели;

«Услышь слово и хлопни» – взрослый называет различные слова, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит, например, животное.

СЛАЙД 11

И, подводя итог, можно сказать что интеллектуальная готовность сформирована, если Ваш ребёнок:

называет своё имя, фамилию, отчество, свой возраст и дату рождения;

знает страну, город в котором живёт, домашний адрес;

знает имена, отчества родителей, их профессию;

знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года, части суток, дни недели;

ознакомлен с миром домашних и диких животных, их повадками, названиями их детёнышей;

называет овощи, фрукты, ягоды, виды транспорта, одежду, обувь, головные уборы, посуду;

различает и правильно называет геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник);

СЛАЙД 12

свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги (умеет находить верхний правый угол, нижний левый, середину и т. д.);

умеет внимательно, не отвлекаясь слушать;

запоминает и называет 6-10 предметов, картинок, слов;

свободно считает от 1 до 10 и обратно;

различает гласные и согласные звуки;

разделяет слово на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;

знает и умеет рассказывать сказки;

умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

Умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.

СЛАЙД 13 А в завершении хочется пожелать Вам и Вашим детям новых открытий и успехов в обучении в школе!

Источник

Анна Троицкая
Интеллектуальная готовность детей подготовительной к школе группы к школьному обучению

Интеллектуальная готовность детей подготовительной к школе группы к школьному обучению

Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее -это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе.

Л. С. Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. По мнению ученого, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира.

Интеллектуальная готовность, по определению Л. А. Венгера, это наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственньгх, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Н. Н. Поддъяков указывает, что центральным моментом формирования учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результат на способы мышления, что предполагает осознание своих действий, развитие произвольности и самоконтроля.

Таким образом, интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения) хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Психологи часто употребляют термин «знаковая функция сознания» для обозначения такого боле высокого интеллектуального уровня развития детей.

А связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, а можно обозначить их палочками и посчитать эти палочки -заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который мог бы представить условие задачи и решить ее на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки – чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает «знаковая функция сознания».

Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.

Как правило, только очень небольшое число детей справляется с диагностическими заданиями, требующими развития знаково-символической функции. Но те дети, которые демонстрируют ее сформированность, безусловно, являются более подготовленными к усвоению учебного содержания.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений,овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский.)

Но не следует, и переоценивать умственные возможности ребёнка. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, графическими моделями при конструктивной деятельности). Однако, даже приобретая черты обобщённости, его мышление остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». В дошкольные годы ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребёнка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование педагога А. П. Усовой обеспечивает ребёнку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребёнка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны.

В целом, можно выделить следующие показатели интеллектуальной готовности

Образный компонент:

Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.

Зрительная память на образной основе.

Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).

Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.

Эвристичность мышления.Вербальный компонент:

Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные.

Слуховая память на речевой основе

Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.

Развитие мыслительных операций классификации, анализа.

Критичность мышления.

Таким образом, под интеллектуальной готовностью ребёнка к школьному обучению понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Источник