Условия для индивидуального развития ребенка в доу

Светлана Калинберг
Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей

Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка дошкольного возраста и развития личности педагога.

Не секрет, что дети и сотрудники большую часть своего времени проводят в стенах этого учреждения. Мы стараемся создать наш «Дом радости» и быть одной семьей.

Именно в дошкольном возрасте основой областью познания мира является мир человеческих взаимоотношений. Как малыш сумеет понять эти взаимоотношения, зависит во многом от нас – администрации, воспитателей, специалистов и ото всех сотрудников учреждения. Необходимо создать благоприятные условия для развития и воспитания детей в детском саду.

В соответствии с ФГОС мы должны создать индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. А как это сделать правильно, когда в группах от 25 до 30 малышей?

Мы выработали свою концепцию. Работаем по нашей образовательной программе, как во всех ДОУ. Но мы разработали ряд проектов по всем направлениям.

На музыкальных занятиях дети занимаются все вместе. Мы видим детей, у которых в их возрасте удивительно поют, удивительно пластичные движения в танце. Педагоги создают вокальные и танцевальные коллективы. Музыкальный руководитель и воспитатели ставят номера, а потом приглашают воспитанников на концерт.

Руководитель по физическому воспитанию индивидуально подходит к каждому ребёнку, она понимает, кто из детей может выступать в тех или иных соревнованиях. Но в любом случае все праздники и досуги конечно для всех детей.

Это помогает создавать кружки по интересам детей, учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Воспитатели стараются найти к ребёнку индивидуальный подход. Кто – то великолепно рисует, кто-то артистичен, а кто-то увлекается историей и экологией.

Команды детей выступают и задействованы все, но с учётом их индивидуальных качеств. Это речь не об усвоении образовательной программы, это кружки по интересам.

Создание радостной, творческой атмосферы в детском саду невозможно без творческих и профессиональных педагогов. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения смогли раскрыть и развивать свои возможности.

В последнее время распространено корпоративное обучение сотрудников на базе своих учреждений. Я считаю, что для прохождения целевых программ прекрасный способ обучения. И на базе нашего учреждения мы проводили такое обучение. Моё мнение, что педагоги должны проходить курсы повышения квалификации по различным направлениям, учитывая и их индивидуальные возможности. Это помогает каждому специалисту и воспитателю развиваться в личном и профессиональном плане.

Мы создали проект для сотрудников «Педагог – личность творческая». Эмблема выбрана была солнышко и на нем 56 ДС. Удача! Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты детского сада стали выступать в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Огромный успех у танцевального коллектива, призовые места в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО.

Важным условием комфортного пребывания ребёнка в детском саду является выбор методов и подходов благоприятного общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.

Созданы творческие группы педагогов по всем направлениям образовательного процесса. В коллективе стало больше улыбок, больше идей, больше желания совершенствоваться в своей профессии. Это очень важно, ведь и дети получают больше добра, тепла, радости и знаний. Мы смогли заинтересовать родителей. Они стали участвовать во всех наших проектах. Проводят мастер – классы, уделяться с детьми своими увлечениями, строят скворечник, создают с детьми великолепные скворечники, болеют за наши команды! Выступают папы и мамы в соревнованиях, на каждом мероприятии стараются детям сделать сюрприз – песня под гитару, совместный танец. Детские глаза светятся от счастья!

Я надеюсь, что у нас много интересных проектов. Вот такой он наш «Дом детской радости»

Источник

Введение

Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)  обозначено как индивидуализация.

Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.

Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки –  поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.

Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.

Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.

В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.

Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.

Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.

Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.

Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»

2.  Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам

3.  Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника

4. Разработать методические рекомендации

Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цу­керман и др.

Методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

-анализ реального педагогического процесса;

-количественная и качественная обработка полученных данных

Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации  индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и  воспитателями ДОУ.

Глава I. Теоретические  основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития  дошкольников  в  современном  ДОУ

1.1  Сущность понятия индивидуализация обучения

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы  [18].

Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.

Читайте также:  Лучшая методика раннего развития ребенка

Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:

1) индивидуализации – поддержки и развития единичного, особого, своеобразного  потенциала личности;

2) социализации – адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.

Индивидуализация обучения – это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения.  Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.

Таким образом,   индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада

 В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода. 

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть  не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. 

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.

1.3  Условия  для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС

Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].

ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:

1) обеспечение эмоционального благополучия ;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Глава II.  Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ

2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации

Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.

Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.

Задачи:

– Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада

–  Количественная и качественная обработка результатов исследования

– Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ

Методы исследования:

– Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ

– Количественный и качественный анализ результатов

– Наблюдение реальным педагогическим процессом

На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:

1.Анализ РППС (Приложение № 1)

2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)

3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)

 4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)

5.Анкетирование воспитателей.  (Приложение № 5)

2.2 Методические рекомендации

Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:

«ПЛАНИРОВАНИЕ»

1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.

Заключение

В ходе изучения проблемы « Индивидуализация  как условие  воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:

Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.

Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода. 

Необходимость индивидуального  подхода  вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

В  теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 3 месяца развитие девочки

Цель и задачи исследования решены.

Источник

Консультация «Индивидуализация дошкольного образования»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.

Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы.

       Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и  интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе. 

            Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать  различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 Этап- анализ полученной информации;

3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;

4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.

На данный момент разработана:

* универсальная схема для регистрации наблюдения работы детей в центрах активности;

*карта наблюдения за ребенком;

*форма записи эпизодов;

*журнал наблюдений.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор- это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

* формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

* обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

* решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

* формирование мотивации к предстоящей деятельности;

* представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

* Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

         Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались.  Груп. сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать г.с. для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.

       В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий г.с.- после дневного сна.

               В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др.- все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки., чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор:

* звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиокассет);

* любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и постепенно собираются все дети;

* сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;

*д/игра из серии “Пазлы”, “Собери целое из частей”: это может быть любая картинка , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;

* п/игра “Паровозик”, “Поезд”: дети и вос-ль едут паровозиком по группе , собирают детей и приезжают на место г.с.;

* любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

* ребенок- дежурный по сбору детей на круг друзей.

Есть дети – непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора Некоторые приемы:

* обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..

* специальные не вербальные сигналы “Тишина”, “Внимание”;

*обращение к правилам группы: “Один говорит- все слушают”;

* игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.

Читайте также:  Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет скачать

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:

*П/игра “Поезд”: воспитатель и дети – “вагончики” двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;

*Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.

*Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.

*Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

*Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.

* Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.

*Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.

*Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, г.с. заканчивается и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов

К  групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для воспитателей.

Методы индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

        Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня я хочу вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наши педагоги строят свою работу в этом направлении.

          Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

          Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

       Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов. Н-р, выбрали вместе с детьми тему «Зимующие птицы». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

       Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.

И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

     Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных животных, причем такой сложности, как они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

     Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.

То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

     Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».

В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот методи помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

       Н-р, наблюдаем за ребенком, который выкладывает кубики на столе горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить пару кубиков. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

        Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: (1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 – действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 – действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».)

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

      Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.

       Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше ?