Условия для гармоничного развития ребенка
Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.
Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
1. Побуждаем к действию!
Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.
В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.
2. Хвалим правильно!
Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.
Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?
На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.
3. Показываем, как все устроено!
Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!
Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.
4. Переживаем неудачи!
Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.
Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.
5. Учимся взаимодействовать!
Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.
Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.
6. Принимаем нестандартные решения!
В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…
Хотите почаще выбираться с ребенком “в свет” и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?
Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых “развлекашек” для ребёнка!
Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.
Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).
Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru
Вам также может быть интересно:
Источник
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
Сама природа запрограммировала нас относиться к младенцам с особенным трепетом: они вкусно пахнут, выглядят как маленькие ангелочки и такие мягкие на ощупь. Вся семья бесконечно умиляется малышу, а мамы зачастую видят в нем очень хрупкое и абсолютно беспомощное создание. Однако новорожденные уже с первых моментов жизни обладают невероятной силой. Ни один взрослый после своего рождения не встречался в жизни с задачами, по сложности сопоставимыми с теми, что решал этот маленький человек последние 9 месяцев.
К моменту своего рождения малыш уже научился двигать ручками и ножками, прислушиваться к сердцебиению мамы и обзавелся собственными биологическими ритмами. Но после рождения многое поменялось, и теперь он попал в огромный мир и учится существовать как отдельный живой человек. На этом пути родителям очень важно создать условия для его развития и помочь малышу овладеть своим телом и установить самые важные в жизни социальные отношения.
Развитие человеческого потенциала
Сильвана Монтанаро, врач-психиатр, доктор медицинских наук и первый AMI-тренер в Монтессори-методе 0-3, в своей книге «Понимание человека. Важность первых трёх лет жизни» пишет, что новорожденный «уже обладает всеми задатками для развития гармоничной личности». Это значит, что наша задача создать условия уважения и принятия для полноценного развития этой личности. Давайте разберем 5 необходимых условий развития младенцев.
1. Чаще обнимайте и держите малыша на руках
Младенцам просто необходим физический контакт со взрослым. Инстинкты диктуют новорожденному быть как можно ближе к маме – ближе к комфорту, защите и материнскому молоку.
Биение сердца матери и звук её голоса – это единственные привычные ориентиры жизни, которые есть у новорожденного. Это те звуки, которые позволяют ребенку чувствовать себе в безопасности и комфорте.
Близость матери – это также необходимое условие для установления отношений привязанности, от которых так сильно зависит всё будущее развитие малыша. Как правило, у женщин также возникает инстинктивная потребность всё время видеть своего ребенка, держать на руках и касаться его. Иногда условия жизни, советы родственников и другие события отнимают у матери возможность следовать своим внутренним порывам. Семье важно помнить, что мамино время, проведенное в физическом контакте с младенцем, всегда будет важнее любых домашних хлопот.
Отношения с матерью – это первые отношения ребенка с другими людьми. Пусть малыш и не может рассказать нам что-то словами или жестами, у него всё равно в арсенале есть немало средств общения: движение тела, улыбка, плач. Именно с мамой ребенок впервые учится применять все эти средства, поэтому эти отношения станут моделью общения и с другими людьми.
Младенцам невозможно уделить слишком много внимания! Ребенок инстинктивно тянется к матери с первых секунд рождения, поэтому в первые месяцы его развития очень важно уделять ему необходимое внимание и наладить физический контакт.
2. Позвольте новорожденному спать и кушать в соответствии с внутренним ритмом
Новорожденные уже наделены своим уникальным режимом дня, благодаря котором они сами точно знают, когда и сколько им необходимо есть и спать. Любой жесткий распорядок дня, который так часто бывает в роддоме, не учитывает индивидуальные особенности новорожденного: это является насильственным вмешательством в способность ребенка управлять своими ритмами сна и питания и создаёт трудности с приспособлением к солнечному ритму. Голод и потревоженный сон может приводить к негативным реакциям младенца и осложненным отношениям с родителями.
Дайте малышу возможность прислушиваться к своим внутренним ритмам, старайтесь всегда иметь в доступе тихое место для сна и возможности для кормления. Доверьтесь инстинктам младенца!
3. Соблюдайте порядок действий, ухаживая за младенцем
Дети чувствительны к последовательности, а четкий и привычный порядок действий создаёт им ощущение безопасности на протяжении всего детства.
Ваш младенец естественным образом привыкает к чередованию дня и ночи, а ежедневно повторяемые действия (например, кормление, переодевание и купание) становятся первой системой ориентиров в жизни ребенка. Постоянно повторяющиеся последовательности и места дают возможность ребенку познакомиться со средой и выявить первые закономерности этого мира.
Если вы всегда меняете подгузник в одном и том же месте и совершаете одинаковую последовательность мелких действий, то малыш скоро сможет догадываться, к чему вы клоните, как только вы приступили к процессу. Аналогично, одна и та же колыбельная перед сном станет настолько привычной для малыша, что первых строчек будет хватать, чтобы отправиться в мир снов.
Ежедневно повторяющиеся ритуалы дают малышу ощущение комфорта и безопасности и позволяют начать исследование мира.
4. Дайте ребенку достаточно пространства для обзора и движения
Общеизвестно, что малыши рождаются близорукими, но мало кто знает, что у этого явления есть причина. Их зрение максимально настроено на восприятие материнского лица с близкого расстояния, именно того, на котором обычно находится лицо мамы во время кормления и ухода за ребенком.
Очень важно поддерживать и развивать способность новорожденного к концентрации и умение обращать внимание на разные предметы вокруг себя. Для этого, во-первых, старайтесь быть в контакте с ребенком во время любых процедур. Некоторые мамы во время кормления могут читать книгу или смотреть телевизор, чем лишают малыша моментов, когда он может исследовать форму и выражение её лица. Второй немаловажный аспект – это насыщение среды ребенка. Дайте малышу возможность рассматривать предметы в детской, старайтесь не занавешивать кроватку на долгое время.
Жизненной необходимостью для младенца является и движение. Возможность лежать на коленях у мамы или провести какое-то время на ковре позволяет ребенку поупражнять одновременно и мышцы своего тела, и органы чувств. И наоборот, пеленки, неудобная одежда и круглосуточное нахождение в маленьком замкнутом пространстве ограничивают движение малыша, а, следовательно, и его развитие.
Старайтесь не закрывать обзор ребенка на разные предметы в месте, где он проводит много времени. Не ограничивайте движения малыша, подбирайте ему комфортную одежду, следите за тем, чтобы у него было достаточно пространства для движения.
5. Стимулируйте органы чувств малыша
Малыши имеют все органы чувств, которые есть и у взрослых людей. Они восприимчивы к звукам, прикосновениям, температуре, свету, вкусам и запахам. Младенцы вполне могут испытывать скуку, если их органы чувств не получают новых сигналов в течение продолжительного времени. Скука вызывает у ребенка дискомфорт, и он начинает плакать. К сожалению, по непонятной причине взрослые считают, что любой крик ребенка должен быть связан с кормлением, и сразу пытаются накормить малыша или дать ему пустышку. Нетрудно представить, какие последствия могут быть у такого «заедания скуки».
Дети обладают удивительной любознательностью. Они любят вслушиваться в человеческие голоса и музыку, их привлекают предметы разных цветов и форм, они следят за двигающимися предметами, внимательно реагируют на то, как их лицо обдувает легкий ветерок.
Для ребенка с самого рождения очень важна стимуляция органов чувств – это необходимая основа его развития. Достаточно просто не изолировать малыша от внешнего мира: разнообразное питание мамы позволяет менять вкус грудного молока, разговоры родителей и фоновая музыка тренирует слуховое восприятие ребенка, прикосновения развивают тактильное восприятие, а достаточно хороший обзор стимулирует зрение малыша.
Выводы
Каждый младенец к моменту своего рождения уже проделал большую работу: он уже научился двигать своим телом, у него присутствуют все органы чувств, а сам малыш уже обладает большим количеством потребностей, которые могут удовлетворить только родители. Если обобщить, то малышу необходим контакт с внешним миром. Физический контакт с мамой создает самые первые социальные отношения в жизни ребенка и развивает тактильное восприятие малыша, возможность свободно двигаться продолжает это развитие, а насыщенная среда развития учит малыша перерабатывать информацию из разных каналов восприятия. В этом возрасте инстинкты и биологические ритмы играют ключевую роль в развитии, поэтому очень важно подстраиваться под ребенка, чутко реагируя на его потребности.
Заключение
Монтессори педагоги активно занимаются исследованиями младенчества. Они убеждены, что естественное развитие ребенка начинается с выстраивания отношений с мамой и требует плавного и постепенного включения новых мест и людей в жизнь ребенка. Однако буквально к 7-8 месяцу жизни малышу может быть полезна смена обстановки, дополнительное разнообразие видов деятельности и расширение круга знакомств. К тому же к этому возрасту малыш скорее всего уже научился сидеть и ползать, что открывает совершенно новые возможности для исследования окружающего мира. Именно для самых юных исследователей и их родителей созданы занятия для малышей до года в детских Монтессори-клубах «Созвездие». На них педагоги помогают развивать природную активность детей и делятся своими знаниями с родителями. На занятиях мы стимулируем развитие сенсорных систем и мускулатуры детей и подготавливаем малыша к речевой активности.
Узнайте больше о развивающих занятия для детей до года по методу Монтессори, посетив наше бесплатное пробное занятие!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник