Условия для физического развития ребенка раннего возраста
Надежда Тишина
Организация условий для физического развития детей раннего возраста
Организация условий для физического развития детей раннего возраста.
Одной из главных задач детских дошкольных учреждений является поддержание и укрепление здоровья детей. Эта задача является важной для достижения определяющей цели – формирование гармонически развитой личности, как со стороны физического, так и духовного развития ребенка. От чего зависит здоровье? Считают,что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
• Наследственность – 20%
• Окружающая среда – 20%
• Уровень медицинской помощи – 10%
• Образ жизни – 50%
Из этого следует, что формировать позитивные отношение к здоровому образу жизни необходимо с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития; высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
У нас в детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические мероприятия: соблюдается режим дня, организуется полноценное питание, ежедневные пребывания на свежем воздухе, проводятся закаливающие мероприятия. Согласно расписанию по понедельникам, средам и четвергам проводится нормативно-образовательная деятельность – физическое развитие. Занятие организуется в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка» и др.). Физкультурные занятия и подвижные игры сопровождаем музыкой, чтением стихов, потешек – это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например: мяч, обруч, развивается координация, внимание. Помимо спортивной деятельности проводится физминутки, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика; проводим подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и на прогулке. Также проводим физические упражнения после сна – это ходьба босиком по пуговичным дорожкам, для профилактики плоскостопия.
Для реализации задач и целей здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в группе раннего возраста я использую современные нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей.В процессе работы мною были поставлены главные цели и задачи: забота о здоровье; эмоциональное благополучие и создание в группе атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам. Что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными; воспитание культурно-гигиенических навыков; привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
Для развития спортивных навыков и физических качеств мы совместно с родителями приобрели мягкие модули, дуги для подлезания, игровой конструктор. Игровые модули предназначены для организации игровых занятий и развития двигательной активности детей. Посредством игры взрослый дает задания, которые не только поддерживают интерес к игре, но и активизируют познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки. Модули так же способствуют развитию координации движения, повышает уровень двигательной активности, учат ориентироваться в пространстве. С мягкими модулями могут играть сразу несколько детей, что способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию умения договариваться, уступать.
Родители не только наблюдают за своими детьми, но и участвуют в спортивных мероприятиях,таких как: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мы – смелые, умелые»; активно оказывают нам свою помощь в приобретении пособий для физкультуры, подвижных игр (делают своими руками массажные коврики с использованием пуговиц, авторучек, ракушек; разноцветные мешочки с песком, которые очень эффективно помогают нам в работе по закаливанию детского организма).
В группе создан спортивный уголок,он включает:
• Спортивный инвентарь (мячи, обручи, ленточки)
• Спортивные атрибуты (флажки, погремушки)
• Настенную мишень для бросания мячей
• Массажные коврики, массажные мячи
• Картотека подвижных игр, пальчиковые игры
Весь инвентарь и картотека используются в свободное время; дети находят всему применение.
На занятиях у нас нет прямого обучения, малыши усваивают движения в результате многократного повторения движений. Упражнения хорошо развивают внимание, проводятся в игровой форме,с использованием предметов или игрушек: «Иди по дорожке к мишке», «Пройди по мостику к мишке».
Воспитатель заранее знакомит малышей со свойствами предметов.Например: мячик подскакивает, катится. При многократном повторении малыши с заданием успешно справляются. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационного характера. Взрослый выполняет упражнение вместе с детьми.
Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время игр-занятий стараемся не только приучать детей активно выполнять задания, но и заинтересовать, увлечь их, развиваем выдержку, самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя.
Выполнение нового упражнения,которому обучают ребенка должно быть доступным ему: внимание со стороны воспитателя, поддержка, помощь, положительные эмоции является основным в работе с детьми 2-3 годов.
Предлагаю вашему вниманию игры-занятия, где малыши учатся ходить в определенном направлении,менять способ и скорость и направление движений:
«Ходим вереницей», «Слоны и мыши», «Идем в лес», «Идем по лесенке» и т. д.
Прыжки: «Лягушата и жучок», «Ловкие котята», «Ручеек» и т. д.
Бег: «Вертушки», «Лошадки», «Птички летают», «Самолеты», «У медведя во бору».
Общеразвивающиеигры с использованием спортивного инвентаря: мячей, обручей, гимнастических скамеек, стенки и др.: «Догоните мячики», «Воротца», «Деревья большие и маленькие», «Обезьянки».
Дыхательные упражнения,которые мы с малышами проводим несколько раз в день: «Пыхтим как ежики», «Ветерок», «Радуга улыбается», «Солнышко и луна».
Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию ребенка.
Источник
Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки!
Физическое воспитание детей является важнейшей частью системы воспитания человека. Оно напрямую связано с сохранением и укреплением здоровья детей, основы которого, как известно, закладываются с детства.
Здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего возраста. Именно поэтому, этот период – ранний и дошкольный возраст – является важным и ценным. В это время у ребенка формируются важнейшие двигательные навыки, создаются предпосылки дальнейшего развития личности, закладываются основы здоровья. В детстве определяются для ребенка основные ценности, формируется отношения с окружающим миром, себя в нем, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществления себя в них, накапливается опыт.
В настоящее время, сохранение и укрепление здоровья детей, является важной задачей как семьи, так и общества, государства. Для взрослого поколения, занимаясь воспитанием детей, нельзя упускать этот период и необходимо прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Только здоровое молодое поколение сможет обеспечить рождаемость здоровых детей, создать здоровый потенциал на будущее.
Рассматривая сегодняшний день, хочется обратить внимание на многообразие развивающих занятий для детей разного возраста и разного направления. Они пользуются большим успехом и популярностью у родителей. Практически в каждой семье ребенок ходит на такие занятия как иностранный язык, шахматы, изобразительное искусство, компьютер и так далее. Все это способствует развитию умственных способностей ребенка, повышению его интеллекта. Но на второй план уходит физическое развитие, меньше внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка.
К сожалению, статистические данные не радуют своими показателями. Известно, что:
- физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
- 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
- только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
- 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%- находятся в «третьем состоянии»;
- возросла общая заболеваемость детей на 21.6 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения за 5 лет.
Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание. По определению, оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.
Процесс физического воспитания, как комплекс мероприятий, направленный на развитие растущего организма, его функций, является приоритетным и актуальным во всей воспитательной работе детского дошкольного учреждения.
Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
К задачам физического воспитания относятся:
- оздоровительные;
- образовательные;
- воспитательные.
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
- всестороннее физическое совершенствование функций организма;
- повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса и потребности в знаниях физическими упражнениями;
- разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
При помощи средств физического воспитания достигаются определенные цели. Приложение 1.
Физическое воспитание в группе Ранний Возраст
В ГБДОУ детский сад №69 Марина Красногвардейского района физическое воспитание осуществляется по экологически оздоровительной программе Вячеслава Семеновича Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Данная программа является результатом теоретических исследований в области различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста. В течении 6 лет проводились работы и накопление опыта в рамках программы « К здоровой семье через детский сад» по восстановлению семейных традиций воспитания детей. Была создана «Школа родителей» детского сада №111 и женской консультации №22 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Программа « К здоровой семье через детский сад» нацелена на переориентацию детских дошкольных учреждений к системе «Школы родителей» – системе совместного воспитания родителей и детей с помощью высококвалифицированных специалистов (педагогов и работников медицины) и методического обеспечения садов. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.
Программа « К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы. В ее основе и рекомендациях заложены исследования не только в области медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики, но и экологии. Как известно, дети наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды.
В программе В.С.Коваленко раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактический технологий. Нацелена программа на повышение функциональных резервов организма и обеспечение безопасности физических тренировок.
Экологически оздоровительная программа для детей включает в себя девять основных разделов:
- диета
- закаливание
- физическое воспитание
- стоматологическая профилактика
- обеспечение экологической безопасности
- повышение сопротивляемости организма
- вакцинотерапия и вакцинопрфилактика
- нормализация психологического микроклимата
- консультирование ребенка, родителей, персонала.
Физическим воспитанием детей в детском саду занимается педагог по физическому воспитанию, а также воспитатели группы. Для поддержания интереса детей к занятиям по физкультуре широко используются сюжетные и игровые формы, дыхательные упражнения. Систематическое проведение занятий способствует:
- всестороннему физическому развитию детей,
- формированию и совершенствованию навыков основных движений,
- формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия,
- воспитывает хорошую привычку заниматься спортом.
Физическое развитие детей в группе Ранний Возраст выполняется в соответствии с режимом двигательной активности. Приложение 2.
Каждый день воспитанники группы Ранний Возраст приглашаются на утреннюю гимнастику в музыкальный зал совместно с другими группами. Занятие проводит педагог по физкультуре под музыку. Выполняются основные физические упражнения (наклоны, приседания, повороты и т.д.). Дети с удовольствием занимаются, стараются, возвращаются в группу довольными и бодрыми.
Согласно расписанию, по вторникам, средам и четвергам, проводится нормативно-образовательная деятельность – физическое развитие. Дети совместно с педагогом по физическому воспитанию отправляются «поездом» из игровой в музыкальный зал. Занятие организуется в игровой форме, используется спортивный инвентарь, сопровождается музыкально. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например, мяч, обруч), развивается координация, внимание.
С наступлением лета, занятия из музыкального зала переносятся на открытый воздух – проводятся на улице.
Помимо спортивной деятельности, проводимой педагогом по физической культуре, физическим воспитанием детей в группе Ранний Возраст занимаются непосредственно воспитатели группы. Ими проводятся физкультминутки. Чаще всего это пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения. Они, соответственно, направлены на развитие мелкой моторики и развитию дыхательного аппарата, подбираются по сезону, по темам. Очень нравятся детям. Проводятся чаще в минуты ожидания каких либо режимных моментов (например, перед раздачей обеда). Иногда воспитанникам группы предлагается самостоятельно проводить такие упражнения, что находит активную поддержку с их стороны. Приложение 3.
Согласно режиму двигательной активности все дети сразу после пробуждения проходят тренажерный путь. Он состоит из нескольких колючих ковриков разного формата и валиковой дорожки. Проходят его босиком, переходя из спальни в игровую. Отзывы детей при этом самые разные! Совершая тренажерный путь происходит массаж стоп, активация соответствующих центров на них, ускоряется процесс просыпания.
Кроме тренажерного пути после сна воспитателями группы проводится в помещении игровой гимнастика – Комплекс Воробьева. Она занимает около 7 минут времени, проводится без обуви. В результате этой гимнастики улучшается кровообращение, нормализуются обменные процессы. В ее завершении дети благодарят друг друга.
Для развития спортивных навыков и физических качеств воспитанников в игровом зале силами воспитателей и под содействием педагога по физической культуре создан спортивный уголок. Он включает:
- спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие; мягкие ленточки с кольцом, обручи);
- спортивные атрибуты (флажки, погремушки);
- настенную мишень для бросания мячей;
- массажные коврики, массажные мячи, а также самодельные массажные тренажеры из киндер-яиц, соединенных в цепочку – используются детьми для массажа спины друг другу;
- картотеку пальчиковой, глазной, дыхательной гимнастик и картотеку подвижных игр;
- следы детских ног на полу, ведущие к спортивному уголку и следы детских ладошек на стене, следуя по которым дети тянуться вверх.
Весь инвентарь, приспособления и картотека спортивного уголка активно используется в свободное время, дети находят всему применение. Приложение 4.
В рамках расписания организуется совместная деятельность по физической культуре. К ней относят физкультурный досуг – в музыкальном зале педагогом по физкультуре проводятся эстафеты, спортивные конкурсы для детей младшей группы. Мероприятие непродолжительное по времени, но очень интересное. Проводится 1 раз в месяц.
День здоровья проводится обобщенно с другими группами с участием каких либо героев (например, микробы, фея чистоты). Педагогами подготавливается сценарий, согласно которому организуются эстафеты, конкурсы, задания разного характера. Акцент делается не только на развитие физических качеств, но и укрепляются и расширяются познания детей о гигиене, о строении тела, о пользе и вреде для нашего здоровья разных факторов воздействия. В игровой форме дети с наибольшим вниманием проявляют интерес и участие к информации такого типа, активно соревнуются.
Самым интересным и захватывающим зрелищем являются спортивные праздники с участием родителей! Праздник проходит по сценарию, главные роли играют воспитатели группы с участием педагога по физическому воспитанию. Очень запомнился праздник, приуроченный ко Дню защитника отечества, – дети соревновались вместе с папами! (или со ˝спортивными˝ мамами). Восторгу детей и родителей не было предела! Пройдя спортивные испытания совместно со своим родителем, каждую семью награждали грамотой и маленьким подарком.
Анализируя работу педагога по физической культуре и труд воспитателей группы Ранний Возраст, наблюдается положительная динамика в развитии детей, усваиваются многие физические навыки, развиваются физические качества, укрепляется здоровье, улучшается осанка, происходит закаливание организма, прививается интерес к спорту. Например, многие дети впервые попадая в группу не умеют ходить «поездом» держась друг за друга- со временем получается освоить хоровод. Многие научились прыгать на одной ножке, ловить, катая по полу мяч, крутить обруч на руке. Такие маленькие для каждого ребенка победы стоят многих усилий, как самих детей, так и воспитателей и педагогов. Хочется, чтобы все это нашло поддержку и со стороны родителей, которые всегда беспокоятся за своего ребенка, за его здоровье. Хочется, чтобы они чаще находили возможность посещать детские мероприятия, были ближе к жизни ребенка в детском саду, к нему самому!
Приложения
Приложение 1
Средства физического воспитания
Средства | Цель | Условия применения |
Физические упражнения: гимнастика(основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения); игры (подвижные, сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта); спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, скольжение и т. д.); простейший туризм (пеший, лыжный) – основное специфическое средство физического воспитания | Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания | Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка |
Психогигиенические факторы: общий режим занятий, питания, отдыха, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения – дополнительное средство физического воспитания | Повышают эффективность воздействия физических упражнений | Психофизиологический комфорт ребенка |
Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода | Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используется для закаливания организма | Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе |
Приложение 2
Режим двигательной активности
Организованные формы двигательной деятельности | длитель ность | понедельник | вторник | среда | четверг | пят ница |
1половина дня: Физическое развитие | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
1половина дня: Художественно- эстетическое развитие «музыка» | 5 | 5 | 5 | |||
Физкультминутки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Утренняя гимнастика | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Гимнастика после сна Комплекс Воробьева | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Тренажерный путь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Прогулка (подвижные игры и физические упражнения 1 половина дня 2 половина дня | 10 10 | 10 10 | 10 10 | 10 10 | 10 10 | 10 10 |
Продолжение приложения 2
Продолжение приложения 2
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность | Длительность | Особенности организации |
Физкультурный досуг | 10-15 | 1раз в месяц |
Спортивные праздники | 20 | 2-3 раза в год |
День здоровья | – | 1 раз в 2 месяца |
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика.
1.Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
( складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
( отправляем щепотку в рот и приговариваем : “Ням-ням!”)
2. Колыбельная
(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик лишь уснул,
Этот крепко, крепко спит
Тихо носиком сопит…
3. Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.
Приложение 4
Список литературы
1 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
2 Деркунская В.А. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.- Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009
3 Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,- 2002
4 Научно-методический журнал Детский сад: теория и практика №5 2013
5 Интернет-ресурсы
6 Сборник рабочих документов Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», Санкт-Петербург, 2000
Источник