Условия для благоприятного развития ребенка в школе

Условия для благоприятного развития ребенка в школе thumbnail

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

           «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.

Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим.

 Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:

1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти..

2) исключение чрезмерной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования

3) обеспечение благоприятного климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,

4) “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.

    Cледующие задачи воспитательной деятельности:

  Развитие познавательных, интеллектуальных способностей интереса к учебе;

 Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-∙ нравственных ценностей гражданина России;

  Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие -навыков здорового образа жизни;

 Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

 Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности,

 Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей,  

  Формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям. При составлении плана воспитательной работы были учтены все виды деятельности.

 Приоритетами направлениями воспитательной работы стали:

1.Интелллектуально-познавательная деятельность.

 2. Основы гражданского и патриотического самосознания.

3. Личностное развитие. Основы социализации и общения.

4. Трудовая деятельность.

 5. Спортивно-оздоровительная деятельность; основы жизнеобеспечения. 6.Творчество и досуг.

 На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Главная идея- это идея успеха. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно. В связи с этим вся работа  направлена на всестороннее развитие детей, а вместе с тем на учёт состояния и, соответственно, на укрепление здоровья ребёнка.

 По каждому из указанных выше направлений была проделана определенная работа. В основу тематики мероприятий была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, формирование у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие определенных отношений к тому, что он осуществляет. Воспитательная работа заключалась в педагогически целесообразной организации жизни детей. Невозможно воспитать в ребёнке какое – либо качество, не обладая им самому. Таким образом, педагога – воспитателя школы должны отличать следующие личностные качества и характеристики:

 – гуманизм – любовь к детям, построение отношений на гуманистической основе, приверженность идеям гуманистической педагогики;

– профессионализм:

 а) педагогическая готовность: способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность;

 б) методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспитательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых; знание современных воспитательных технологий и т.д..

 в) технологическая готовность: знание психологии как науки, возрастной психологии, психологии общения, творчества, развитие в себе рефлексивной культуры, умение видеть, чувствовать, анализировать состояние другого человека;

 – креативность – способность к творчеству, умение находить нестандартные решения, новые подходы в деятельности, желание создавать новое, лучшее;- саморазвитие – способность к адекватной самооценке, самопознанию, саморегуляции, самоанализу, самоконтролю, самообразованию; – патриотизм – любовь к своей малой родине, любовь к Отечеству, ответственность за подрастающее поколение, за судьбу Родины;

. В ходе проведения воспитательных мероприятий, учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Они учились жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки.

Большое место в воспитательной системе занимает внеурочная деятельность. Цель – развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.

Внеурочная деятельность включает следующие направления: 1) эстетическое – в этом направлении работают школьные кружки: вокальные группы «Светлячок», «Капельки», «Весёлые нотки», «Сделай сам». Занятия в кружках способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации в современном обществе. Детям интересно там, где они могут показать свои знания и умения. Практический выход кружка должен быть как можно чаще, чтобы учащиеся видели результаты своего труда.

Читайте также:  Подходы к духовно нравственному развитию ребенка

Ведётся  индивидуальная работа с каждой семьёй, детьми. Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы  о воспитании ребенка. В системе проводятся   родительские собрания. В школе созданы все условия для творческого развития личности, благоприятная среда для дружбы и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

 Цель- создание условий для формирования человека – гражданина,  умеющего ориентироваться в современных социальных условиях, здорового, физически развитого.

 ЗАДАЧИ:

1. Нацеливание учащихся на получении глубоких и прочных знаний с постановкой перспективных задач через систему внеурочной деятельности. 2. Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в школе и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Источник

Создание благоприятного психологического климата в классе

Создание благоприятного психологического климата в классе – залог эффективного преподавания во время урока.

“Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть 
всегда достоин своего места и роли”.

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. И поэтому, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.

Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому ребенок развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым и отстраненным.
Последнее время большое значение обращают эмоциональному миру, в котором ребенок существует и развивается.
С научной точки зрения психологический настрой-это эмоциональный фон отношений
между участниками группы, который появляется благодаря симпатии друг к другу, общим интересам.
Благоприятная обстановка характеризуется коммуникабельностью, уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, создает комфортные условия для совместной деятельности, показывает возможности, заложенные в ребенке. Недоброжелательная обстановка тормозит рост развития ребенка, подвергая его в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Шаталов писал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Важно – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Так, педагогу во время своего урока важно наблюдать и контролировать эмоциональное состояние классного коллектива, ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию индивидуальности ребенка.
Благоприятное эмоциональное настроение обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и способствует активному вовлечению в общее дело и проявлению творчества. Отсюда преподавателю необходимо шире применять многообразные формы своей работы, оказывающие влияние на творчество и отношения между нами одноклассниками. Музыка будет одной из таких форм, подбираемых специально на разных уровнях деятельности и учебных занятий. 
Доброжелательность, внимание, оформление, обстановка, мебель, музыкальные паузы, многообразие интересных форм работы в урочной деятельности и вне урока, элементы природы, речь, пластика и мимика – это те приемы, благодаря которым будет создан положительный эмоциональный настрой коллектива.
Положительная атмосфера в течение занятия определяется и другими аспектами.
Учителю не следует забывать, что положительное отношение к уроку формируется за пределами занятия. Главная составляющая доброжелательной обстановки во время урока – это отношение наставника со своими подопечными. Как учитель относится к своей деятельности, манера поведения с учащимися, со своими коллегами, радуют ли его достижения учеников и как он их воспринимает, как показывает свои эмоции, умеет ли контролировать себя – все это оказывает воздействие на отношение наставника с учениками. 
Существует несколько факторов, которые помогают создать доброжелательную эмоциональную атмосферу:
– педагог должен заходить к детям с прекрасным настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагог должен желать общаться с ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.
– каким бы ни было настроение учителя, он должен держать себя в руках и быть деликатен и вежлив. 
– знание психологии детей любого возраста, педагогическая наблюдательность, сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту или иную обстановку на своем уроке – это одни из немногих требований, которым должен соответствовать современный учитель.
Каждый педагог определяет те средства работы, которые положительно скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей. И такие средства помогают детям получить физическую и психологическую зарядку. 

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Читайте также:  Условия для нормального психофизического развития ребенка

В понятии психологического климата выделяются три “климатические зоны”:

  • Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

  • Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

  • Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это в первую очередь, постоянная практическая задача классных руководителей. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагогам необходимо знать характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество и т.п.

  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  4. Члены коллектива пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива.

  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

  7. В трудных случаях класс не способен объединиться; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

  8. Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе, классным руководителем могут использоваться различные психолого-педагогические приемы и методы.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

  • если есть свободное время – привлекать ребят проводить его вместе;

  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно – положительных отношений между учителями и учащимися;

  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

  • развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе:

1. Игра-тест “Альпинист“. В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: “Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист – это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) – Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров – 10 километров! Теперь представьте, что пик – это вершина горы – это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются… Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов – это твои одноклассники… (от 1 до 10), подумайте и ответьте”.

hello_html_5ae31fe0.png

Учитель подходит к ребятам, узнаёт их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект “Символика моего класса”

“Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Читайте также:  Центр развития ребенка улан удэ

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг – триколор, герб – двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем – Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз – краткое изречение, выражающее суть нашего объединения – класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие – они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап “Объединение”: Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 – быстрота объединения в группу и 2 – вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников – это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;

  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

  • символ класса.

Главное условие – проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение “Создание правил и законов нашего класса”.

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом “мозгового штурма” разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования – записать на листе ватмана и поставить подписи.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. “Атомы”. Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже “на вылет”.

3. “Гусеница – класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

ПАМЯТКИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Делай, что исповедуешь!

Дэвид Мейстер

  1. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

  2. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

  3. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

  4. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

  5. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

  6. Забудьте о покровительственном тоне.

  7. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9. Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

  • В заключение можно привести несколько правил, благодаря которым будет обеспечен психологический комфорт на занятии:

  • заходя в кабинет, необходимо «оставить за дверью» все отрицательное.

  • имя – вот что самое приятное для человека.

  • тщательно подготовьте свое занятие, продумав все до мелочей.

  • не забывайте, что «плохой ученик» не значит «плохой человек».

  • нельзя сравнивать успехи отдельных учеников.

  • не повышайте голос, а тем более не унижайте достоинства детей в любой ситуации.

  • хвалите ученика при всех, а прощайте наедине.

  • в любое время создавайте ситуацию успеха.

  • корректность поведения педагога снижает напряжение в общении.

Не зря говорил Н. А. Добролюбов: справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Источник