Условия активизации развития ребенка раннего возраста

Нина Николаевна Семёнова
Консультация для родителей «Условия активизации речевого развития детей раннего возраста»

Первые три года жизни – определяющие для развития ребёнка. Именно поэтому раннее речевое развитие важно для формирования его личности, развития мозга и основой к усвоению учебной программы в школе.

С 1 года 6мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, формирование нового вида общения. На основе интенсивного развития речи малыш усваивает 350 слов и более.В это время начинается бурное вторжение в жизнь: первые «почемучки», познание всего через вопросы, обращённые к маме, папе, бабушке.

Домашние упражнения включают в себя следующий комплекс профилактических мероприятий: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, слуховые и мыслительные разминки c помощью игр. Кроме того, их просто необходимо проводить совместно с родителями, это поможет родителям научиться взаимодействовать с малышом.

Специализированная помощь детям предполагает самомассаж лица и головы.

1 Массаж верхней губы:

– продольное поглаживание указательными пальцами от основания

носа к уголкам рта;

– поперечное поглаживание (от основания носа к верхней губе);

– продольное разминание;

-разминание сдвиганием;

– разминание надавливанием;

– вибрация поколачиванием.

2. Поглаживание лба.

От средней линии лба к волосистой части.

3. Поглаживание щёк.

От спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.

4. Поглаживание и растирание ушных раковин.

Методика массажа лица позволяет в короткие сроки восстановить функции лицевых мышц, отвечающих за речь.

Для того, чтобы произносить звуки правильно язычок д. б. гибким и сильным. Поэтому нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

• Упражнения проводятся ежедневно 2 – 3 раза в день.

• Перед началом занятия у ребёнка создать положительный эмоциональный настрой.

• По окончании обязательно похвалить ребёнка за старания.

Артикуляционные упражнения рекомендую проводить в доступной для раннего возраста форме – сказке.

Одним из важных этапов в формировании произношения является работа над правильным речевым дыханием (вдох – носом, выдох – ртом). Правильное речевое дыхание – основа здоровья дошкольников.

Рекомендую начать с простых и забавных игровых упражнений без участия голоса:

-дуть через соломинку в стакан с водой;

– надувать воздушные шары;

-дуть на цветные ветрячки, султанчики, ленточки, трубочки;

– играть на игрушечных духовых музыкальных инструментах;

– пускать мыльные пузыри;

– дуть на одуванчики весной.

Доказано, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. Играя пальчиками, развиваем речь, Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывается сила и точность движений. Вот почему так полезно играть в традиционные пальчиковые игры «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока – ворона», «Пальчики».

Сорока- ворона Этот пальчик – дедушка,

Кашу варила, Этот пальчик – бабушка,

Деток кормила. Это пальчик – мамочка,

Этому дала, этому дала, Этот пальчик – папочка,

Этому дала, этому дала, Этот пальчик – я.

А этому не дала.

Он в лес не ходил, Читая стихи, можно массировать пальчики,

Дров не рубил, загибать и разгибать.

Воду не носил,

Печь не топил,-

Нет тебе кашки.

Обращение к устному народному творчеству д. б. постоянно. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и пробуждения речевой активности.

Для активизации биологически активных точек перед упражнениями необходимо растереть руки до появления теплоты.

Помимо игр хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую стороны (по 10 р.).

Способствует развитию пальцевой моторики собирание мелких предметов,палочек в коробочки, нанизывание бус. Одевание и раздевание куклы, застёгивание пуговиц, кнопок. При этом взрослый помогает малышу. После подобной тренировки дети смогут уже эти навыки применить на себе. Речь хорошо развивается и при рисовании, обводке предметов, лепке с пластилином и тестом, конструировании.

Пальчиковый театр оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка, помогает убрать напряжение с пальцев, развивает кисть. Главное – активное участие взрослого! А сколько эмоций вызывает у маленького ребёнка такое занятие в виде игры, да ещё если можно поделиться радостью с мамой! Попробуйте, и вы испытаете колоссальное удовольствие, Нет ничего прекраснее, чем из занятия в занятие видеть, как растёт в ребёнке желание общаться. А разве этого мало!

Постоянно разговаривайте с ребёнком, пойте ему. Побуждайте малышек к проговариванию работы с объектами живой и неживой природы. Так как в речевом развитии сначала важно действие, а ужу потом его смысловое выражение. При ознакомлении с предметами необходимо добиваться от ребёнка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой – нибудь маленький стишок, напр.: «Водичка, водичка умой наше личико».

С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи.Нет никаких: ням – ням, топ – топ, би – би. Обращённая к ребёнку правильная речь полезна для речевого развития.

Побольше читайте и обсуждайте прочитанное, потом обыгрывайте сюжет, затем сюжетное рисование с комментированием, разыгрывание сценок с игрушками. Подробно описывайте картинки, нарисованные на странице. Учите ребёнка самостоятельно переворачивать страницы. Больше заучивайте наизусть, с движениями соответственно тексту. Ведь это воспитывает в нём уверенность в себе. Главное – вызвать ребёнка на общение, поощрять малейшую попытку к речи.

Развитие произносимой речи можно начать с звукоподражаний голосам животных, используя картинки, напр., «Корова мычит: му – му –му. Повтори, как мычит корова?». Курочке зёрна искать нелегко,кудахчет она :ко – ко – ко.

Игры на выделение изолированных гласных звуков. Поезд гудит (звук [ у ], «Медведь» (звук [э], «Жеребёнок» (звук [ и ], ребёнок плачет: а – а – а. Дальше можно проводить операции со словами (покажи куклу Машу, повтори, дай куклу Машу, повтори, посади куклу на стул, повтори и т. д.).Подавая то, что родители попросили принести,он должен обязательно произнести: «Вот, на». Взрослые не должны давать ребёнку просимое им,пока он не скажет: «Дай!».

Чтобы воспользоваться тем или иным советом нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интерес, знать его характер.

Речь ребёнка – важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной!

Источник

Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности

Опыт работы

2017-2018 г.

Актуальность

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-ролевой игры во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства.

В педагогической литературе часто встречается суждение о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни.

Именно в раннем детстве у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. В 2,5 года у детей в речи появляется слово «Я». Ребенок уже может брать на себя роль. Примерно к трем годам появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок уже самостоятельно может проявить себя – показать свое «Я». И чтобы это произошло, взрослые должны вовремя помочь ребенку: научить отображать действия взрослых, научить играть сначала в парах, а затем в группах.

В наше время педагоги и психологи, врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья.

В семьях созданы некоторые условия для игры, но уровень взаимодействия детей и взрослых в игровой деятельности невелик. Когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.

Таким образом, воспитатель в детском саду должен играть с детьми целенаправленно, систематически, а также в детском саду должны быть созданы условия для игровой деятельности детей соответственно возрасту ребенка.

Воспитатель должен просвещать родителей о значении игры в развитии ребенка, научить руководить деятельностью своих детей.

Чтобы сюжетно-ролевая игра, а в последующем ролевая игра не обошла детей стороной, воспитатель должен научить детей своей группы играть. Играть вначале рядом, затем в парах через сюжетно-отобразительные игры, а потом сюжетно-ролевые игры.

В теорию игры значительный вклад внесли многие ученые, педагоги, психологи: Д.Б.Эльконин, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Запорожец, Л.С.Выготский, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Е.В.Зворыгина, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова.

Руководство сюжетной игрой ученые понимают по-разному. Е.В.Зворыгина, И.О.Ивакина, С.Л.Новоселова рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и общение взрослого с детьми.

Г.Н.Година, Н.Я.Михайленко, Э.Т.Пилюгина предлагают для развития игры показывать и объяснять простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту, закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.

Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности

 (опыт работы)

Изучив теоретические вопросы по игре, разные подходы ученых к организации сюжетно-ролевой игры, за основу своей работы я решила взять рекомендации ученых Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой. Основываясь на рекомендации, программу детского сада, учитывая возраст детей, поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития игровой деятельности детей, создать развивающую предметную среду в группе.
  2. Формировать умения детей осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами.
  3. Научить детей связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.
  4. Дополнять, продолжать по смыслу действие, начатое партнером- взрослым, а затем и сверстником.
  5. Подготовить детей к восприятию роли.
  6. Привлечь к решению проблем родителей.

Согласно задач и перспективного плана я начала работу по данной теме вначале с создания развивающей среды. Правильная организация предметно-игровой среды формирует самостоятельную игру детей. Однако, без тактичного участия взрослых в игре детей, сами игрушки не обеспечивают поэтапное усложнение и развитие сюжетной игры.

После завершения адаптации детей я начала работу по формированию предметного взаимодействия между детьми, учила детей играть друг с другом. Чтобы свести детей в пару, я использовала игры с «катающимися» предметами (мячиками, машинками), а так же игры с пирамидками, кубиками («Совместная постройка башни», «Сбор пирамидки»). Всегда показывала, объясняла детям, как играть. После нескольких показов дети усваивали схему парного взаимодействия и с удовольствием играли. Каждый раз организовывала игру с 2-3 парами детей. Организация игры таким образом позволяет обеспечить большую самостоятельность детей, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.

Параллельно с обучением в парах я старалась формировать игровые умения детей через совместные игры с детьми сначала с сюжетными игрушками. В этих целях развертывала сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол и др.сюжетные игрушки. Например, это игры: «Машенька проснулась», «Зайка хочет есть», «Уложим куклу Катю спать». Сначала показывала игры с 1 сюжетной ситуацией (кормила куклу или укладывала спать). Затем я проводила игры с 2-3 сюжетными ситуациями, связанными друг с другом (поила кукол чаем, потом мыла посуду; варила кашу, затем кормила ею кукол, а потом укладывала спать).

Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекало внимание детей. Малыши наблюдали за моими действиями, подключались к игре по желанию. Так же я сама вовлекала в игру детей, наиболее расположенных к общению со мной. Проводила игры на известные, понятные детям сюжеты: «Напоим кукол чаем», «Зайка проснулся, приготовим Зайке салат», «Кукла Катя поела и хочет спать».

Игры с 2-3 сюжетными ситуациями позволяли мне вовлекать детей в игру таким образом, чтобы мои игровые действия не просто повторяли, но и дополняли, продолжали. Чтобы позволить детям ощутить успех при достижении игровых целей, я одобряла приготовленную ими еду, хвалила их, включалась в игру и играла с ними наравне. Вместе радовались оригинальным действиям.

Как только дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, перешла к реализации следующей задачи по формированию у детей игровых действий с предметом-заместителем. Когда вводила в игру предметы-заместители, не только показывала игровые действия с ними, но и словесно указывала на условное значение и смысл производимого с ним действия («Это у нас как будто мыло» кирпичик), «Ножиком разрежем арбуз на кусочки» (палочка, мячик). А затем и детей побуждала комментировать вслух игровые действия. Специально создавала ситуации, позволяющие детям применять в игре предметы-заместители так, чтобы у них возникла необходимость поиска подходящего предмета взамен недостающего. Так, например, в игре «Кукла Катя хочет спать, а кровати нет», заранее убирала из группы кроватку, вносила куклу Катю, которая очень устала и хочет отдохнуть. Дети находили выход из создавшейся ситуации, составляли кроватку из двух стульев. В сюжетной игре «Кукла проснулась, хочет есть» убирала со стола игрушечные ложки. Дети находили палочку и кормили куклу. В дальнейшем стала использовать много разных предметов-заместителей (пробки, шарики, колечки, кружочки и др.). Этим мы развиваем у детей фантазию, творчество, мышление.

В совместных играх расширяла круг действий с предметами-заместителями: придавала одному и тому же предмету различное условное обозначение (кирпичик сначала был использован как мыло, затем как телефон, пульт). После этого дети стали не только использовать предложенные взрослыми предметы-заместители, но и сами выбирали и договаривались, что они будут обозначать. Так, например, кубик обозначал запеканку, кирпичики – вафли, шоколадки.

К двум годам, когда ребенок усваивает действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметами-заместителями и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (брать воображаемые конфеты, ягоды и т.д.). Например, во время игры предлагала детям тарелку с воображаемыми ягодами. Они охотно принимали мое предложение и ели «понарошку» эти ягоды вместе со мной.

На каждом этапе формирования игры старалась направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельным играм. Сохраняла предметно-игровую среду, иногда специально ее организовывала. Подбирала игрушки, которые использовались в совместной игре с детьми. Создавала условия так, чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушить, затем гладить, кормить кукол, сажать на коляски и водить гулять.

После того, как дети овладели условным игровым действием с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, начали самостоятельно включаться в простейшую игровую ситуацию, т.е. усвоили «азы» сюжетной игры, стала переходить от совместной игры с 1-2 детьми к такой игре, где можно было включить большое количество детей – всех желающих. Старалась объединять отдельные играющие группы общим сюжетом. Для этой цели предлагала детям игры типа «В гости», «Поездки на транспорте(поезде, пароходе, автобусе)», которые очень увлекали детей. В начале роль шофера, капитана выполняла сама, показывая игровые действия. При этом учила детей выполнять действия по просьбе воспитателя. Например, начинаю строить поезд из стульев. Дети подходят, с интересом спрашивают: «Что это?» «Давайте, – говорю я, – построим поезд и поедем вместе в лес на прогулку». Малыши охотно помогают мне в строительстве поезда, затем берут ведерки, корзинки (вначале по предложению воспитателя), усаживаются, и поезд отправляется. По пути в лес с детьми поем песни, играем в пальчиковые игры. В лесу собираем воображаемые ягоды, грибы, едим ягоды и т.д. На остановках напоминала детям правила, что выходить надо по очереди, спокойно, не толкать друг друга. Включала в игру воображаемых зверюшек, либо сюжетные игрушки, предлагала разные подвижные игры.

В играх стремилась заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть. Для этого вносила в игру «сюрпризные» моменты, моменты неожиданности (телеграмма от обезьянки; в лесу под елочкой встречают зайку или медведя и играют с ними в игры).

Так как у детей уже имелся опыт совместных действий, они уже были ориентированы друг на друга, я направляла игру таким образом, чтобы ребенок дополнял по смыслу действия сверстника, как бы «замыкала» детей друг на друге.

Действия с предметом понарошку подготавливает возможность понятия ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным – понарошку мамой, доктором, т.е. подготавливает детей к принятию роли. Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.)

При организации игры «Больница» вначале познакомила малышей с работой медсестры. Ходили с детьми в медицинский кабинет, показала шкаф, где хранятся вата, бинты, коробочки со шприцами. Объяснила детям, что врач и медсестра заботятся об их здоровье, делают прививки, чтобы дети не болели. Прочитала детям отрывки из сказки К.И.Чуковского «Айболит». Смотрели иллюстрации с профессией врача. Познакомила детей с атрибутами для игры, с их назначением, показала, как нужно с ними обращаться. Сначала роль врача выполняла сама. После этого роль врача предлагала сыграть сначала активным, затем и менее активным детям.

В группе создаю благоприятные условия для самостоятельной игровой деятельности детей. Вместе с родителями изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Родители сшили постельное белье, одежду для кукол, прихватки, фартуки, изготовили рули и штурвалы.

Играю с малышами постоянно на протяжении всего года, чтобы поддерживать у них интерес к игре, чтобы вовремя усложнить ее содержание.

Вызываю детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие речи. Тем, кто играет неактивно, даю совет, помощь, указание чаще с использованием наводящих вопросов, а не по прямому подсказу, чем заняться, создаю «проблемные ситуации».

После проведенной работы диагностика детей по игровой деятельности показывает хорошие результаты. 60% детей имеют нормальный уровень игры. Слабый уровень игры имеют 40% детей, с задержкой в развитии на 1 эпикризисный срок. Из диагностики видно, какими игровыми действиями и умениями овладел ребенок, а над какими надо еще работать.

Я провела соответствующую работу по данной теме с родителями. Родители мало играют с детьми, мало знают по данной теме. На родительском собрании рассказала им о значении игры в жизни ребенка. Подготовила материал с разъяснением этапов развития игровой деятельности детей.Так же родители оказали нам помощь: пополнили группу игрушками, дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и другим оборудованием.

В результате проделанной работы у детей:

  • обогатились игровые действия;
  • увеличилась длительность игры;
  • выросла самостоятельность игровых действий, их независимость от взрослого;
  • дети научились действовать с предметами-заместителями, воображаемыми предметами;
  • дети научились объединяться в небольшие подгруппы для совместных игр;

Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть и ненадолго, заняться полезным для себя делом.

Играйте с детьми, ведь вместе можно сделать игру веселой и интересной!

Перспективный план работы по теме

«Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности»

Содержание работы

Сроки

I ч. Организационные вопросы

1

Подбор методической литературы, статей из журналов, интернет-сайтов по вопросам игровой деятельности детей раннего возраста

в течение года

2

Изготовление пособий, атрибутов для предметных игр

в течение года

3

Обогащение среды для игровой деятельности детей

в течение года

II ч. Работа с детьми

4

Игры в адаптационный период детей:

«Я вас всех спрячу от дождя»,

«Я иду к вам в гости с подарками»,

«Загляни ко мне в окошко, я вам что-то покажу, я вас чем-то угощу»

сентябрь – декабрь

2017 года

5

Игры в парах с «катающимися» предметами(мячики, машинки),

Игры с пирамидками, кубиками (совместная постройка башни, сбор пирамидки),

«Уложим куклу Катю спать»,

«Кукла проснулась»,

«Зайка хочет есть»

январь – март

2018 года

6

«Кукла проснулась и хочет есть»,

«Кукла Катя поела, хочет спать»,

«Напоим кукол чаем»,

«Расставим мебель в кукольной комнате»

апрель – май

2018 года

7

«Кукла Катя хочет спать, а кроватки нет»,

«Успокоим куклу»,

«Зайка проснулся, приготовим Зайке салат»,

«Кукла Маша испачкала платье»

сентябрь – октябрь

2018 года

8

«Чем покормить кошку»,

«Искупаем куклу»,

«Постираем куклам одежду»,

«Наряжаем кукол»,

«У лисички нет домика»

ноябрь – декабрь

2018 года

9

«В гости»,

«Поездка в лес»,

«К обезьянке в гости»,

«Больница», «Парикмахерская»

январь – февраль

2018 года

10

«Поездки: в магазин, в лес, в зоопарк, на море»,

«В гостях у кукол, у Зайки»,

«День рождение куклы Маши»,

«Поликлиника», «Парикмахерская»

март – май

2018 года

11

Диагностика детей

в течение года по срокам

III ч. Работа с родителями

12

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка»

декабрь 2018г.

13

Консультации по темам «Какие игрушки предпочитают малыши?», «Детский уголок дома»

март 2018 г.,

сентябрь 2018 г.

14

Выпуск папки-передвижки «Этапы развития игровой деятельности детей»

март 2018 г.

15

Оказание помощи в изготовлении атрибутов, пособий для сюжетных игр

в течение года

Источник