Условий для развития одаренного ребенка

Семашко С.И., Орлова Е.Н., Санкт-Петербург

Создание условий для развития одарённых и

талантливых детей дошкольного возраста

Если не верить в себя самого, нельзя быть гением.

Бальзак О.

      В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. А выявление и психолого-педагогическая поддержка таких неординарных личностей необходима с раннего возраста.

     Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – это несформированная личность. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть задатки одарённости, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.

     Одарённые дети, или вундеркинды ( от нем. Wunderkind, дословно – чудесное дитя) – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам – становятся чемпионами.

     Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, способностей её развития являются положения о том, что одарённость проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.С.Лейтес), и что одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности (С.Л. Рубинштейн, Н.С.Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев).

    Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.

     Одарённых детей, как правило, отличают психофизиологические особенности такие, как:

  • Высокая любознательность;
  • Исследовательская активность;
  • Повышенная биохимическая активность мозга;
  • Эмоциональность;
  • Вспыльчивость;
  • Особая речь, моторика и восприятие.

     Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы родителей, педагогов, психологов развитие способностей ребёнка невозможно.

    Современные условия решения проблемы развития одарённых детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке и переподготовке воспитателей, учителей, которые работают с одарёнными детьми. В развитии человека, его одарённости огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.

     Чтоб одарённые дети не «терялись» в образовательном процессе, им необходима помощь и поддержка воспитателей, учителей, психологов.

     Одарённый, талантливый ребёнок – это, прежде всего ребёнок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Поэтому необходимо создание среды, которая обеспечит успешное развитие ребёнка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым. Всегда важно найти время радоваться ребёнку. Одарённому или талантливому ребёнку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

     Одарённому ребёнку нужна дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Одарённый ребёнок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьёзным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

     Одарённый ребёнок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать  их, не причинив при этом ущерба здоровью одарённого ребёнка.

     Но помочь ему поверить в свои силы может только взрослый, находящийся рядом с ним. Поэтому необходима реализация программы обучения одарённых и талантливых детей дошкольного возраста, которая должна учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Необходимо развивать их творческие способности, продуктивность мышления и навыки его практического применения, интеллектуальную инициативу, готовность рисковать, навыки межличностного общения, лидерские качества, настойчивость  и стремление доводить дело до конца, прививать умение к приобретению новых знаний, поощрять инициативу и любознательность, самостоятельность в развитии и учёбе. Программа должна быть ускоренной, усовершенствованной и усложнённой, способствовать развитию абстрактного мышления. Творческий поиск ребёнка обязательно должен поощряться, стимулироваться желание выразить своё собственное мнение, свои собственные мысли, должно быть, погружение детей в ситуацию исследования и решения проблем, чтобы способствовать полноценному раскрытию личности. Стимулировать процессы более высокого уровня. Ребёнку необходимо иметь навыки общения и сотрудничества.

     Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трёх взаимосвязанных этапов:

  • Постановка задачи и сбор информации
  • Рассмотрение задачи с разных сторон
  • Доведение начатой работы до завершения

     При развитии творческих способностей, необходимо особое внимание уделять дивергентному мышлению (быстрота, гибкость, оригинальность и точность).

     При этом необходимы безоценочное принятие и доброжелательная атмосфера, стимулирование любознательности, использование личного примера творческого подхода к решению проблемы, поощрение активности.

    Чтобы активизировать творческие способности с помощью активизации фантазии, мы в своей  практике используем историю «Мальчик с монетой», чтобы активизировать творческое мышление в процессе изучения геометрических форм – «Волшебные очки». Для развития высших форм мышления используем блоки «Весна», «Насекомые»  и др. Для развития навыков исследовательской деятельности – «Животное», «Выращивание лука», «Представьте, а что если …», «Смешивание красок». Также очень важно стимулировать активизацию мыслительных процессов высшего уровня, включая ключевые слова и фразы (соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите) (из книги «Одарённые дети» ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого).

     Необходимо помнить, что даже самый талантливый и одарённый ребёнок не может быть одарён всесторонне, его талант проявляется обычно в одной или нескольких областях. При работе с таким ребёнком, необходимо всё же учитывать и его возрастной критерий. А самое главное – нужен индивидуальный подход, чуткое отношение к таланту, ведь одарённые дети ещё и ранимые дети.

    Одно из главных направлений работы в детском саду – создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование.  «Педагогика», 1982
  2. Джумангулова Т.Н., Соловьёва И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание. С-Пб, Речь 2009
  3. Елена Туник: Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления . Издательство Питер 2013 г.
  4. Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох, уж эти одарённые дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. Санкт0Петербург, 2010
  5. Одарённые дети. Москва, Прогресс, 1991// Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого
  6. Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей, классические тексты/ под ред. А.М.Матюшкина, А.А. Матюшкина. Москва, Омега –Л, 2008
  7. Юркевич В.С., Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Просвещение, учебная литература 1996.

Источник

Мария Каримова
Создание условий по развитию одаренных детей дошкольного возраста

«Одарённость человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать

за ним, сделать всё необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность занимает одно из ведущих мест.

«Одарённые дети» – это дети, «опережающие сверстников в развитии», это потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно.

Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Создание условий, способствующих развитию одарённости детей ещё в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты.

Известный японский исследователь проблемы ранней детской одарённости М. Ибука считал, что начинать развивать творчество детей следует с младенчества. Для этого, например, можно дать ребенку карандаши и огромный нестандартный лист бумаги. «Стандартная бумага для рисования – стандартный человек, нестандартная бумага – оригинальное мышление». Ребенок, начиная примерно уже с 8 месяцев, по мнению М. Ибука, может удержать карандаш. Не следует покупать готовых игрушек, придумывать и делать игрушки надо вместе с ребенком, развивая его фантазию и моторику. Разрешить ребенку активно действовать столько, сколько ему захочется, ведь для ребенка важен не результат его деятельности, а процесс.

Раннее развитие нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребенку или научить читать, писать в раннем возрасте. М. Ибука выступает против этого, справедливо считая, что важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Не навязывать ему чтение книг, а просто окружить ими ребенка с раннего детства.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.

Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.

Выступая против попыток искусственной акселерации, А. В. Запорожец в противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А. В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер.

Специфические детские виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника.

Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть.

Неравномерность развития как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий:

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей.

Задача педагогов, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность.

М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

• теоретические знания по вопросу одарённости;

• наличие практического опыта;

• позитивная Я – концепция;

• целеустремлённость и настойчивость;

• зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

• эмоциональная стабильность;

• креативность.

• наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

(обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создание условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий);

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

(предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем; не сдерживание инициативы ребенка, отсутствие четких наставлений, помощь в независимых действиях, не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно);

– важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход;

• наличие образовательной системы.

Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.

Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств, стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ребенка. При диагностике одарённости можно исходить из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок,продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для определения уровня развития способностей у детейвозможно использование следующих методик:

№ п/п Название методики Ответственный

1 Методики диагностики универсальных способностей для детей (Приложение №2) Психолог

2 Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) Психолог

3 Методика В. С. Юркевич. Дерево желаний (Приложение №3) Воспитатели, психолог

4 Фигурные тесты П. Торренса (Приложение №5) Психолог

5 Оценка психомоторной одаренности. (Приложение №6) Инструктор по физической культуре

6 Диагностика музыкальных способностей детей. Н. А Ветлугина, О. П. Радынова. (Приложение №7) Музыкальный руководитель

7 Тест «Не прозевайте вундеркинда (Приложение №8) Воспитатели, родители

8 Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов) (Приложение №9) Воспитатели, родители

На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости у детей.

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников,которое предполагает:

– составление индивидуального маршрута развития;

создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

– осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

– содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

3. Помощь одарённым дошкольникамв самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познавательное развитие». Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие, как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ.

6. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя (беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ, родительские клубы, индивидуальные консультации психолога, детско-родительские проекты).

Основная цель работы с родителями – помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка

Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А. М. Матюшкин, Ю. С. Багимов и другие). Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье.

Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

7.Работа с педагогическим коллективом: педагогическое проектирование; открытые показы, семинары-практикумы, обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми, как «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду», «Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости (школой, городским выставочным залом, детской библиотекой, школой искусств, проявляющееся в участии в совместных акциях, конкурсах, проектах, соревнованиях; обучение в школах, учреждениях дополнительного образования одарённых детей, посещающих детский сад. Партнерство – это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.

Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче. Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.

Задача дошкольного учреждения в процессе воспитания и обучения детей не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а научиться видеть и развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития. безусловное понимание и уважение к его личности. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Источник