Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.

«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».

Аристотель

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.

Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.

В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.

Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:

повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:

задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:

Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.

Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

Читайте также:  Игры для развития личности ребенка дошкольного возраста

сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.

Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.

Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.

Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К экзогенно-функциональным причинам относят:

нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;

социально-психологические причины:

воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;

познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;

психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.

Эндогенные факторы

– общая физическая ослабленность,

– незрелость,

– различные заболевания внутренних органов,

– рахит, нарушения обмена веществ.

– леворукость

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании

с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.

Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений

– принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.

– реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.

– создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.

– ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.

На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:

– тактильная стимуляция губ,

– развитие слухового внимания,

– стимуляция гуления.

Второй этап (4-8 месяцев)

предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.

На третьем этапе (9-18 месяцев)

развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.

На четвёртом этапе (18-36 месяцев)

привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка глен доман epub

По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.

Источник

Создание специальных образовательных условий

 для детей с речевой патологией

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является  индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей.

Процесс индивидуализации образования требует особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Алгоритм создания специальных образовательных условий:

1. Получение медицинского заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.

2. Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование на ТПМПК, получение заключения и рекомендаций.

3. Определение ПМПк ОУ характера, продолжительности и эффективности создания специальных условий.

4. Составление программы коррекционной работы.

5. Выстраивание системы оптимального взаимодействия специалистов образовательного учреждения.

Важнейшей стороной развития ребенка является овладение языком как средством общения, мышления и регуляции поведения. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей (Выготский Л.С., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е., Леонтьев А.А., Филичева Т.Б., Флерина Е.А. и др.).

Значительная роль в процессе зарождения речи не только генетических возможностей ребенка (его биологических особенностей), но и факторов внешнего воздействия, проявляемых в общении со взрослыми [4].

Для детей с речевой патологией типичными являются значительные внутригрупповые различия по уровню речевого развития. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у значительной части детей отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

Социальное развитие большинства детей с патологией речи происходит неполноценно в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

Таким образом, речевая патология у детей не только вызывает коммуникативные трудности,  но и является причиной школьной  и социальной дезадаптации.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи – дети с выраженными речевыми (языковыми, коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) сопутствующих нарушений.

Этиология речевой патологии может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

Психолого-педагогическая характеристика развития ребенка с  нарушениями речи существенно отличается от характеристики нормально развивающегося ребенка.

Приоритетным направлением  деятельности по реализации права на образование детей с ОВЗ (в том числе и с тяжелыми нарушениями речи) является «выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении [2]».

Правильно  организованное  коррекционное  обучение  и    воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального развития [10]. 

       При изучении детей  должны быть учтены следующие принципы: онтогенический, этиопатогенический (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития [9].

Читайте также:  Ведущая деятельность как условие развития психики ребенка

       В процессе изучения  необходимо выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности [10]. 

При   выявлении  речевых  дефектов  необходимо     проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи развитием  лексического запаса  и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной  речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохраненных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

По результатам диагностики определяются формы и методы коррекционно-развивающей работы [10].

Основными задачами логопедической работы являются:

– осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;

– предупреждение нарушений устной и письменной речи;

– развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

-воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

-совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника и школьника;

-пропаганда логопедических занятий среди педагогов, родителей (лиц их замещающих) и воспитанников;

-возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе (классе) с получением специализированной помощи в развитии речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи проводится по нескольким направлениям:

– всесторонняя коррекция речи (звукопроизносительной стороны, слоговой структуры, лексико-грамматической и др.);

– развитие неречевых процессов;

– формирование личности ребенка в целом.

        К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, относятся:

  • выявление  детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе  речевого развития;
  • организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов  дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и  преодоление отклонений речевого и личностного развития;
  •  получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности  речевой патологии;
  • непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;
  • создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние  психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей  и коррекции  речевых нарушений;
  • осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
  • возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;
  • обеспечение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации дефекта, нормализации соматического здоровья;
  • индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • проведение постоянного мониторинга результативности обучения и сформированности жизненной компетенции обучающегося, уровня и динамики речевого развития;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за  речью;
  • возможность обучения на дому (дистанционно) при наличии медицинских показаний;
  • расширение образовательного пространства, увеличение социальных контактов с целью профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации; обучение применению  коммуникативных навыков.

Социализация детей с ОВЗ будет наиболее успешной при создании следующих условий:

  • комплексный  подход к решению проблем, возникающих в процессе коррекционно-развивающей работы и  социальной адаптации детей;
  • взаимодействие специалистов, педагогов, родителей;
  • организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ;
  • стимулирование заинтересованности ребенка;
  • обеспечение ребенка условиями для принятия оптимального решения;
  • организация содержательной деятельности, направленной на развитие социальных качеств личности.

Таким образом, логопедическое воздействие обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.

Литература:

  1. Волосовец Т.В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.» М., 2002г.
  2. Зеленкова Т.В., Селезнева Е.В., Солдатов Д.В., Солдатова С.В. «Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой при обучении в Московской области». – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. – 194 с. УДК 373.2
  3. Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями г. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014 г.-180с
  4. Назарова Е.В. «Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи» Дис…канд. пед. наук, М., 2000г.
  5. «Современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья»: материалы науч.-практ. Конф. 10-13 мая 2011г.- М.:ГОУ Пед. акад., 2011г.-260с / статья М.Ю.Криворотовой «Особенности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»; с.13-14.
  6. Туманова Т.В. « Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи» Автореф. Дис. Канд.пед.наук, М., 1997г.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  8. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» «Дети с проблемами в развитии»№1, Спб., 2004г.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. «Устранение общего недоразвития речи  у детей дошкольного возраста», М., 2004г.
  10. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М., 2003г.

Источник