Условием психического развития ребенка по выготскому является

 

По материалам лекций по курсу “Общая психология” и “Детская и возрастная психология” кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education – Розен (Удовенко) Марины Викторовны

Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С 

*** зоне актуального развития

*** зоне ближайшего развития…

Короткая справка, делюсь:

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней за­нимает.

Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием домини­рующей в сознании функции.

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Школьный возраст

восприятие

память

мышление

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Высшие психические функции возникают первоначально как коллектив­ная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями са­мого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

  • сначала как функция коллективного поведения,
  • как форма сотрудничества или взаимодействия,
  • как средство социального при­способления,

то есть как категория интерпсихическая.

А затем вторично

  • как способ индивидуального поведения ребенка,
  • как средство личного приспособ­ления,
  • как внутренний процесс поведения,

то есть как категория интрапсихическая».

Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего раз­вития, после чего становится формой актуального развития субъекта.

Другие статьи  на сайте b-t.com.ua

==============================================

все статьи атовра Типатов Николай  в группе Онлайн тесты, психология и самопознание

другие статьи автора в группе:
Онлайн-тесты

  • Тест Герчикова – мотивационный профиль
  • Тест Пушкин или нет?
  • Кейсы для управленцев от Соловьева
  • Стиль поведения в конфликте – тест К.Томаса
  • Арт-тесты! Где путешествовал фотограф?
  • Методика Реана – Мотивация успеха и боязнь неудачи / МУН
  • У шизофреников нет иллюзий?
  • Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности`
  • Тест Соловьева. Сравнительный анализ 
  • Тест-тренажер `Кратковременная память`
  • Статистика теста `16 ассоциаций` / 32465 респондентов
  • Тестирование для бухгалтеров
  • Тест-тренажер по немецкому языку – `Немецкие артикли`
  • Методика «перекрестного опроса»
  • Текущее психологическое состояние человека
  • Визуализация – Тесты с результатами
  • Способности к языкам
  • Тесты-тренажеры по английскому языку
  • Тест `Языковые Барьеры`
  • Тесты для дайверов – эндемики
  • Тест: Неправильные глаголы
  • Опросник удовлетворенности браком
  • Онлайн-тест для дайверов – “Угадай рыбу”
  • Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет
  • ИТО – Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик)
  • Жесты дайверов под водой
  • Тест `Крутящаяся девушка` (на доминирующее полушарие)
  • `Тревожность, ригидность, экстраверсия (Моудсли)`
  • `Исследование склонности к риску Шмелева`
  • Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
  • Тесты Здоровья
  • Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)
  • Родитель-Взрослый-Дитя
  • Оценка структуры мотивации к работе`
  • `Оценка мотивации к работе
  • Диагностика социально-психологических установок – тест Потемкиной
  • Тестовые задания – Социология
  • Стиль поведения в конфликте Томаса
  • Тест Херцберга (гигиенические /мотивационные факторы
  • АРТ-Тест `Великие крепости Украины`
  • Арт-тесты! Лидирует Денис Чернов

Психология

  • Трансакционый анализ
  • Уроки Конфуция, или переводим негатив в позитив
  • Конфликт как развитие
  • Психологическая деформация программистов
  • Mark Gungor о мозге мужчины и женщины
  • Без работы: Как держать себя
  • Ловушки на собеседовании
  • Руководитель – творческим человеком?
  • Шизофрения – Игры с архетипами
  • Как заставить сотрудников учиться
  • Обсуждение Компетенций: Ответственность
  • Вижу, слышу, понимаю…
  • Аутистам свойственна низкая религиозность?
  • «…Не под седлом и без узды»
  • Почему на тренингах не вырабатывается навык
  • Графический тест Вартегга
  • «Простое» манипулирование
  • Исследование уровня субъективного контроля
  • Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
  • Малые разговоры по Сидоренко
  • О чем поведают наши рисунки
  • Акцентуации личности
  • Настоящий Люшер
  • Интервью с Бертом Хеллингером
  • Определение ценностных ориентаций
  • Функция историй
  • Введение в позитивную психологию и психотерапию
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи – иллюстрация
  • Поймайчик Агао с планеты Лютчей

Социология

  • Вопросы к немецкой памяти
  • Визуальная антропология | Женщина в роддоме
  • Визуальная антропология | Образ учителя в советском кино
  • Традиции семьи
  • «Я – домашний козёл» фильм, наполненный символами
  • Россияне не любят профессии: депутат, полицейский
  • Разные семейные традиции
  • Казань, музей Соцбыта – 2
  • Казань, музей Соцбыта – 1
  • Можем влиять на дату смерти?
  • Неформальные группы внутри организации
  • Семейные ценности в России
  • Исследования религиозной самоидентификации
  • Женщины всё чаще первыми делают предложение

Маркетинг, продажи, тренинги

  • Пример креативной рекламы
  • Что не так с соцсетями и маркетингом в них
  • Методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Различие Facebook и ВКонтакте
  • Социальные сети повышают избирательную активность
  • Теория «лайков»
  • Почему людей притягивают социальные сети
  • Креативный алгоритм: ролевое моделирование
  • Миф о сетевом маркетинге
  • Переговоры – техника ухода от спора
  • Отношение к возражениям

Интересно

  • Истории происхождения знаков «!», «?», «#», «@»
  • Как появляются крылатые выражения
  • Спасибо вам Аркадий и Борис Стругацкие
  • Смайлики из прошлого века 🙂
  • Шкала вселенной – путешествия от микромира до макромира!
  • Флэшки для настроения
  • Реальные левитации
  • Перечитать тексты фильмов
  • Пародии на Отца / почти юмор
  • Против курения
  • Бутан – ремикс из местных звуков
  • Работа над ошибками от Яндекс
  • Ложь во спасение
  • Заставь Его убирать
  • Икра слов от автора мемов
  • Сергей Петрович Капица
  • Иллюзии – перевертыши
  • Учение Хуана Матуса – концентрат
  • Птицы – Позитивное видео
  • Интересные видео о природе
  • Свинка и печеньки – Видео
  • Англия. Пространство и я
  • Найдите 14 лошадей на картике
  • Быть иль не быть
 

Дети

  • Теория психического развития Л.С.Выготского
  • Что такое развивающее обучение для детей?
  • Недоношенные дети после кесарева сечения
  • Возрастная периодизация по Эльконину
  • Тренируем мышление дошкольника
  • Игры, игрушки, гаджеты… и дети
  • Выделяем ребенку карманные деньги
  • Какой ребенок в семье талантлив?
  • Что делать с гневом на детей?
  • Об ответственности и работе над ошибками
  • Новые роли: дети играют в родителей
  • Какие мультики показывать детям?
  • Профессор помог разобраться маленькой леди
  • Зачем ребенку музыка?
  • Песни, раскраски детям
  • Развивающие игры с ребенком
  • Дебби помогает девочкам стать инженерами
  • Пальчиковые краски – самому
  • Рисовать пальчиковыми красками?
  • Кружки и секции: – развитие ребенка
  • Ребенок и библиотека
  • «Косвенная» подростковая агрессия выгоднее прямой
  • Отношение к детям в русской культуре
  • Мой ребенок – самый лучший!
  • О детях, родителях и электронных устройствах
  • Не судите
  • Как научить ребенка быть семьянином?
  • Воспитание «вдруг»
  • Готы, эмо: о чем не знать нельзя
  • Можно ли устать быть мамой?
  • Темные краски детства
  • Сложные детские вопросы…
  • Если рабочий день отца не нормирован?
  • Дети и компьютерные игры

Фото, видео, походы

  • На байдарках по Белому – 2
  • На байдарках по Белому – 1
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Рыбалка
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Дети
  • Карелия 2012, видео: природа, закаты, скалы
  • Водные походы в Карелию – 2012
  • Фото от Михаила Псарева. Крым в ноябре
  • На байдарке по Волге в сентябре
  • Дно Белого моря
  • История одной любви

Песни для души

  • Автор одной песни / Аркадий Мадатов
  • Александр Иванов – ХАНДРА
  • Песни Александра Суханова
  • Маленький фонарщик в легендах
  • Юрий Визбор – песни диалоги
  • Поэт – математик
  • Автор одной песни / Сергей Шалденков
  • Песни бардов – Владимир Васильев
  • Песни бардов – Валентин Ламм
  • НЕпечальные песни
  • Песни бардов… ответы на вопросы
  • Автор одной песни – Александр Решетько
  • Автор одной песни – Обещанное Тубо
  • Три станции: Мечта, Любовь, Разлука
  • Ах какая пропажа – Юрий Визбор
  • Сегодня дождь со снегом
  • Песни бардов – не любивший меня
  • Песни бардов… ответы на вопросы?

Обсуждение

  • Документальный фильм Клеймо
  • Пасхальный кулич – христианский символ или языческий?
  • “Закон бумеранга” в образах
  • Толстая и неправильная? Чьи стандарты красоты?
  • Клакер – кто хлопает за денежку
  • Голосование «А кого бы оставили вы?
  • Мальчики и девочки – отдельно?
  • А вы когда-нибудь стояли у окна?
  • Ошибка в локализации телефона оборвала жизни
  • Господин Немо: снежинка может согнуть лист бамбука
  • Добро это или зло?
  • Брак со знаком неравенства?
  • `Мельница кота` Путь к себе
  • Про светофор, Мэрилин Монро и грязную посуду
  • Будда и ученик
  • Притча “Куда ты идешь?”
  • Притча “А может быть, это он мессия?”
  • Три мудрых совета
  • Притча “Поставь на 37!”
  • Sprechen Sie Türkisch?
  • Суррогатное материнство
  • Английские песни при изучении английского
  • Синдром опустевшего гнезда
  • Мои самокопания благодаря водителю
  • Изменить `НЕ Хочу` при изучении английского?
  • Правила семейных отношений
  • Дайверы поют под водой – О жестокости человека
  • Казка Про Богиню Мокошу
  • Притча: оставь подарок себе
  • Суббота (проба пера)
  • Человек с ножом во сне, как его победить?
  • Цепочка любви
  • Далеко по соседству… или глазами 50-летнего
  • `Притяжению вопреки` закрыли
  • `Мельница кота` о Пути к себе
  • Раскрути девушку… ?
 
Читайте также:  Развитие ребенка на последнем месяце

+

14.12.2013 , обновлено  11.03.2016

В избранное

Пожаловаться

Просмотров: 164073  

Источник

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Читайте также:  Детский сад 117 центр развития ребенка

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Л. С. Выготский впервые (1927) выдвинул положение о том, что именно исторический подход должен стать ведущим принципом построения психологии человека. Он критиковал биологические, натуралистические концепций человека, противопоставив им свою теорию культурно-исторического развития. Им была выдвинута идея преобразования психических процессов. Преобразование это понималось Л. С. Выготским как необходимый результат усвоения человеком продуктов человеческой культуры в процессе его общения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский положил в основу своих исследований две следующие гипотезы: гипотезу об опосредствованном характере психических функций человека и гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической».

Согласно гипотезе интериоризации психическая деятельность первоначально происходит из внешней деятельности путем интериоризации (вращивания внутрь) и хранит важнейшие ее черты, к которым относятся орудийность и социальность.

Читайте также:  Психологическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста

«Поиск» этих двух важнейших черт в содержании психической деятельности привели Л. С. Выготского к формулировке указанных гипотез и закона формирования высших психических функций. Высшие психические функции (речь, произвольное внимание, произвольная память, предметное восприятие, понятийное мышление) он называл историческими, произвольными и опосредованными. Произвольность понималась при этом, прежде всего, как целенаправленность: в процессе онтогенеза ребенок учится управлять своей психической деятельностью, запоминать что-либо или обращать внимание на что-либо мало интересное в соответствии с целью (запомнить, обратить внимание). Но что позволяет ребенку овладеть своей психической деятельностью? Л. С. Выготский говорил о наличии внутреннего орудия или средства овладения, под которым понимал знак, фиксированный, прежде всего, в слове, значение слова. Речь же Л. С. Выготский рассматривал как универсальную знаковую систему, дающую возможность ребенку овладеть всеми другими познавательным функциями.

Таким образом, согласно первой из гипотез, специфически человеческие особенности психики возникают вследствие того, что прежде непосредственные, «натуральные» процессы превращаются в опосредованные благодаря включению в поведение промежуточного звена («стимула — средства»). Например, при опосредованном запоминании замыкающиеся элементарные связи структурно объединяются посредством мнемотехнического знака. В других случаях эта роль осуществляется словом.

Принципиальное значение имела и вторая гипотеза, одновременно выдвигавшаяся Л. С. Выготским, согласно которой опосредованная структура психического процесса первоначально формируется в условиях, когда посредствующее звено имеет форму внешнего стимула (и, следовательно, когда внешнюю форму имеет также соответствующий процесс). Это положение позволило понять социальное происхождение новой структуры, не возникающей изнутри и не изобретающейся, а необходимо формирующейся при общении, которое у человека всегда является опосредованным.

Л. С. Выготский писал, что все внутреннее в высших формах первоначально было внешним, т. е. было для других тем, чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития. Сказать о процессе «внешний» — значит сказать «социальный». Всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения людей. Сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального. Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия — одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функцию общения. Таким образом, согласно этому закону психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, развитой его учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия, через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю, т. е. собственно саморазвивающиеся психические процессы.

Интериоризация происходит путем «присвоения» психикой структур внешней деятельности, её овладения в ходе совместно распределенной работы с «другим» (где «другой» составляет не внешний момент, а важнейшую структурную составляющую данного процесса), при развивающейся активности личности, ее самодвижении, саморазвитии. Именно это саморазвитие внутренних структур деятельности образует тот реальный психологический фон, на котором ставится воспитание как формирование личности. Так, в соответствии с идеями Л. С. Выготского, развитие психики в онтогенезе можно представить как процесс присвоения ребенком общественно-исторических способов внешней и внутренней деятельности.

В заключение анализа культурно-исторической концепции Л. С. Выготского приведем основные ее положения, тезисно изложенные его учеником и последователем А. Н. Леонтьевым. «Опосредованная структура психических процессов всегда возникает на основе усвоения индивидуальным человеком таких форм поведения, которые первоначально складываются как формы поведения непосредственно социального. При этом индивид овладевает тем звеном («стимулом — средством»), которое опосредствует данный процесс, будь то вещественное средство (орудие), или общественно выработанные словесные понятия, или какие-нибудь другие знаки. Таким образом, в психологию вводилось еще одно капитальное положение — положение о том, что главный механизм психики человека есть механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Так как при этом деятельность может происходить только в ее внешнем выражении, то допускалось, что усвоенные в их внешней форме процессы далее преобразуются в процессы внутренние, умственные».

Источник