Условие развития ребенка это в психологии
Условия развития – те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Это окружающие предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними. Материальные условия влияют на познавательное развитие, социальные – на развитие личности поведения. От условий зависят индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех задатков, которые имеются от рождения, качественное своеобразие и сочетание психических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.
Условия психического развития: наследственность _ свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом; среда _ окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; активность _ деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются темперамент и задатки способностей. Природные свойства ребёнка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами качества возникают благодаря социальному наследованию (в процессе обучения и воспитания).
Генетические факторы _ потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление развития.
Помимо наследственности, биологический фактор, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Во время пренатального развития нарушения физического и психического равновесия у матери могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка. Примеры таких нарушений:
- – недостаточное питание матери;
- – заболевания матери в период беременности;
- – употребление лекарств и других веществ.
В пользу значимости среды в психическом развитии ребёнка говорят исследования, доказавшие, что те участки мозга ребёнка, которые не упражняются в результате достаточного количества внешних впечатлений, контактов и т. д., перестают нормально созревать и могут потерять способность к функционированию.
В психологии развития известен термин «госпитализм» _ двигательная и эмоциональная заторможенность, резкое снижение активности. Это явление наблюдается при недостатке, дефиците необходимых и значимых для ребёнка контактов со взрослыми (в первую очередь, эмоциональных).
Социальная среда — понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей. Социальная среда _ это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики. Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определённых социальных условиях семьи, ближайшего окружения (микроситуация); социально-экономических, политических и т. д. (макроситуация).
В психологии широко известна модель экологических систем, предложенная американским психологом У. Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны человек сам способен изменить (реконструировать) свою жизненную среду. С другой стороны – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.
Вся эта экологическая среда состоит из четырёх составляющих:
Макросистема – сам субъект и его ближайшее окружение (семья, детский сад, сверстники по школе и т. д.) – оказывает непосредственное влияние на ход развития.
Мезосистема – взаимоотношения между микросистемами (события в школе, семье и связи между ними или связи между школой и группой сверстников).
Экзосистема – элементы среды, в которых субъект не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние.
Макросистема – установки, нравы, традиции, ценности окружающей культуры. Эта система влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на развитие и поведение.
Одним из ключевых понятий идей Л. С. Выготского выступает социальная ситуация как основной механизм психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находится с окружающей действительностью (прежде всего, социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные типы и формы деятельности, _ основное условие личностного развития.
Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация может быть стабильной или изменяющейся. Вхождение ребёнка как социального существа в жизнь общности (социализация) предполагает прохождение трёх фаз:
- – адаптация (к действующим нормам, формам взаимодействия, деятельности);
- – индивидуализация (как удовлетворение «потребности в персонализации», т. е. поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности);
- – интеграция личности в общность (обусловлена противоречиями между стремлениями субъекта представить свои особенности в общности и потребностью этой общности одобрить лишь те из них, которые соответствуют её ценностям и способствуют успеху совместной деятельности и т. д.).
Источник
Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, в самых различных аспектах Ее взаимодействия с окружающей средой (бытием). Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия. Решение их является основой развития, определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов, свидетельствует о возможности опосредованного управления им.
Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для ее социализации средства
(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.). В процессе взаимодействия с окружающими создается индивидуальная ситуация развития, приводит своеобразие каждой личности и в значительной степени определяет путь ее развития.
Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития. Внешними условиями природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, обучения и труда, для реализации возможностей развития. Они оказывают влияние на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде. От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развития.
Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие. Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним. Внешнее не прямо становится внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований. Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру. Происходит интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношение к ним, екстериоризуваты их.
Соотношение внутреннего и внешнего меняется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах. Так, внутренние условия постоянно обогащаются за деятельность ребенка. Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов становится возможным ее новое, содержательное отношение к внешнему миру. То, к чему ребенок был равнодушным, становится для нее значимым и привлекательным.
Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение. Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка. Из-за неадекватности понимания соотношения биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые порой возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизма, наркомании).
По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов. Однако это не дает никаких оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натальному (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организации .
Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде всего их убеждения о конфронтации биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека. Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.
Итак, в развитии человека генетически противопоставляется социальному. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему возможностями развития. Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе программой.
Генотип – совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей.
Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека. В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоения языка. Это так называемая консервативная наследственность. Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, адаптируется к специфическим социальных условий жизни. Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше количества людей, уже жили и живут сейчас.
Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейробиологических и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структуры. Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов. Они являются естественной основой активности человека, его способности развиваться, учиться и воспитываться.
Одним из естественных предпосылок развития есть задатки человека. Задатки – это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются в жизни человека с помощью созданных обществом средств. При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиваться.
Генотип приводит признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены. В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, родовые травмы. Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью. Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основе различных типов нервной системы развиваются схожие по характеру личности. Это зависит от индивидуальной ситуации развития.
Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система. Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований. Центральная нервная система выполняет и обратную функцию – опосредует влияние среды на реализацию генетической программы развития.
Независимо от уровня актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов. Однако главная особенность таких сенситивных периодов – это предопределенность развития окружением. Поэтому одна из важнейших их характеристик – специфичность опыта индивида. Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые “пропускают” одни влияния окружения и блокируют другие. Они могут быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краски).
Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям. Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генетических факторов, а несколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны отчаянным, генотипом или одновременно тем и другим. Эти различия могут быть значительными. Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту – почти втрое, а некоторые показатели темперамента – более чем в ЗО раз. Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда крупнее групповые.
В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется. Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% – с влиянием окружения; у детей 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю воздействий генотипа, которые в 4 года обнаружены не были. По результатам исследований, индивидуальные различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность растет.
На ранних этапах онтогенеза человека прежде всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена. Индивидуально-специфические особенности поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружающими. Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом. Например, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения. При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения матери в
общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта. У детей с высокой эмоциональностью такая связь есть.
Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства. Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, например музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиков.
Соотношение между генотипом и окружением может быть разное. Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и наклонностей, то такое соответствие между генотипом и окружением является пассивной. Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ему в этом. Бывают ситуации, в которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу). В общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружение и активности ребенка.
Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена последовательностью развертывания генетической программы. Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития. Генотип приводит возможности, границы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий и активности ребенка.
Окружение ребенка – это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, язык, духовные ценности. Но не все то, что окружает, является окружением (ситуацией) ее развития. На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми она вступает в активную связь, в которых она действует. Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается содержательно. В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельности.
Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка. Это влияние зависит от уровня его культуры,
взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка. В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка.
Источник
Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.
Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.
Общение – не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Потребность в общении – это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.
На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем – стремление к сотрудничеству с ним, затем – потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.
Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.
Ситуативно-предметное, деловое – к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.
Вербальное, познавательное общение – вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов – появляется с развитием речи.
Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.
Внеситуативно-деловое – в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.
Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.
Активность личности – также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:
- беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
- манипуляции ребенка с предметами;
- ориентировочная исследовательская активность;
- активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
- виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.
Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность – базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.
Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше – там исторические места, памятники искусства, а у моря – пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой – Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.
Источник