Ускоренное развитие ребенка до года

Ускоренное развитие ребенка до года thumbnail

Однажды мне встретилась одна молодая мама, которая была очень обеспокоена тем, что ее ребенок одного месяца от роду еще не удерживал головку. Не знаю, почему она решила, что ребенок к этому возрасту должен это делать, но нервничала мама очень сильно, что тут же отразилось и на её ребенке.

Многие молодые мамы не находят себе места по аналогичному поводу. Когда ребенок должен поползти, когда пойти, когда он должен узнавать родителей? Вопросов возникает масса. Постараемся ответить на некоторые из них – при помощи рекомендаций психологов по развитию младенца.

Ускоренное развитие ребенка до года

Первый месяц. В сидячем положении у ребенка головка еще падает, но, лежа на животе, он недолго головку удерживает. Ручки его еще «скручены» – это сохраняется подобие эмбрионального положения.

Ребенок уже обращает внимание на звуки; впервые с ним устанавливается прямой зрительный контакт – он смотрит в глаза (это происходит примерно к 3-5 неделям).

Младенец перестает плакать, когда его берут на руки; его плач и крик приобретают сигнальное значение (призыв на помощь).

Второй месяц. Ребенок на животе недолго удерживает головку и делает самостоятельные попытки ее приподнять. Он соединяет ручки перед собой (что происходит в хаотичной активности после освобождения из тугих пеленок) – это важный шаг к осмысленной координации движения.

Лежа на спине, младенец поворачивает головку, что связано со зрительным и слуховым вниманием. Делает свободные движения ручками и ножками.

В сидячем положении он недолго удерживает головку. Может (но это не обязательно) непрерывно смотреть на что-нибудь в течение нескольких секунд и тянуться к ближайшим предметам. Ребенок уже улыбается в ответ на вашу улыбку, затихает на знакомый голос. Он активно слушает речь взрослого, прекращая другую деятельность, издает гуканье в промежутках речи взрослого.

На втором месяце возникают положительные эмоции в ситуациях, когда берут на руки, играют, купают.

Улучшается зрительное и слуховое восприятие. Ребенок уже проявляет небольшую исследовательскую активность и явно оживляется перед кормлением. Младенец изучает движения своих ручек.

Третий месяц. Лежа на животе, ребенок достаточно уверенно держит головку. А в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку. Совершает активные движения руками и ногами вместе. Активно старается дотянуться до ближайших объектов (особенно ярких, блестящих, звучащих), но пока безуспешно. Когда его поддерживают, он упирается ногами в опору – «пляшет».

Ваш малыш улыбается, смеется при виде лица близкого взрослого; поворачивает головку на разговоры и пение. Узнает маму. Ребенок старается привлечь внимание окружающих и протестует, когда остается один.

Впервые у малыша проявляется память – пока, правда, по отношению к известным предметам. Он долго сопровождает какой-либо предмет глазами, но может переводить взор с одного предмета на другой. Малыш исследует свое лицо и другие части тела с помощью рта и рук.

При этом молодым родителям надо знать: если ребенок не сможет проявлять активность, у него возникнут негативные эмоции, что сразу же проявится в капризах.

Рекомендации психолога (от рождения до трех месяцев)

Проводите как можно больше времени с ребенком и не просто так, а в содержательной совместной деятельности.

На крик и плач ребенка обязательно надо прийти на помощь, так как эти сигналы говорят о какой-то потребности или дискомфорте.

Обязательно держите ребенка на руках – это укрепляет вашу эмоциональную связь, а также расширяет пространство, которое видит ребе­нок.

Нужно всегда предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (пение, содержательные разговоры).

Создайте ребенку условия для формирования положительной самооценки, поощряя его минимальные достижения. Если, например, малыш поворачивает головку на звук погремушки, а мама гремит еще сильнее, улыбается и ласкает его, целует, то развитие ребенка пойдет гораздо быстрее.

Поощряйте всяческую любознательность вашего малыша.

В течение дня несколько раз выкладывайте ребенка на животик и сажайте его на руки – мир перед ним открывается иначе, он лучше осваивает окружающую обстановку.

Давайте много игрушек в кроватку. Как можно больше говорите с ребенком – это ускорит осознанное восприятие речи. Включайте хорошую (классическую) музыку.

Попробуйте такое упражнение: привяжите к ножкам или ручкам ребенка колокольчики – это очень полезно для развития его координации.

Четвертый месяц. Ваш ребенок уже сидит с поддержкой (в подушках), и в это время может прямо удерживать головку. Лежа на спине, также может поднимать и удерживать головку. Малыш тянется к ближайшим объектам руч­ками (родители должны помнить, что это происходит в общении ребенка со взрослым, когда взрослый привлекает внимание ребенка к новым предметам).

Улыбается людям быстро, легко и открыто, а также громко смеется. Он уже должен узнавать маму, папу и поворачивать голову на знакомые голоса. Возникает гуление, т. е. тихие, протяжные гласные звуки, имитирующие интонации взрослого человека.

Здоровый малыш проявляет в этом возрасте постоянную готовность к исследованию окружающего мира. Все, что попадается ему на глаза, – интересно, все надо попробовать «на зубок». Улучшается память, прошлый опыт дольше сохраняется.

Пятый месяц. Малыш уже переворачивается с животика на спину, лежа на спине приподнимает головку и плечи, сидит с поддержкой, сохраняя спину прямой. Он может быть поставлен на ножки и сохраняет позицию стоя с поддержкой. Начинает дотягиваться и схватывать объекты, а также перекладывать объекты из руки в руку.

Инициатива и активность ребенка все увеличиваются. У малыша возникают реакции страха и гнева (реакция страха на маску или незнакомый предмет, реакция гнева на ограничение активности или потребностей). Возрастает инте­рес к игрушкам, желание манипулировать с ними (даже в отсутствии взрослого).

Увеличиваются периоды бодрствования. Младенец начинает различать знакомые и незнакомые объекты и людей, причем незнакомые объекты вызывают у ребенка умеренный страх, а знакомые – положительные эмоциональные реакции. В речи наряду с гласными появляются некоторые согласные (б, д, м), взрывные, звонкие. Малыш прослеживает путь движения предметов на значительном расстоянии (и не только тех предметов, которые держит взрослый).

Читайте также:  Программы помощи семье с ребенком с нарушениями развития

Шестой месяц. Малыш сидит почти без поддержки практически самостоятельно. Лежа на животе, начинает ползти вперед или назад (для этого можно поставить впереди яркую, звучащую игрушку и положить ребенка на животик). Возникают первые простейшие действия с предметами.

Ребенок часто улыбается изображению в зеркале, реагирует на свое имя. Возникает положительная эмоциональная реакция на других детей. Малыш может волноваться и пугаться в обществе незнакомых людей – это считается нормальным. Он начинает подражать выражению лица и интонациям голоса взрослого. К шести месяцам у ребенка возникает большой интерес к разного рода играм, особенно к звуковым.

Малыш рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время, использует пальцы и руку для исследования окружающих объектов, может начать сравнивать одновременно 2 объекта – постукивать предметом о предмет. Он дотягивается и схватывает видимые предметы, начинает тянуться и за упавшими. В речи появляются многие согласные и гласные.

Рекомендации психолога (от четырех до шести месяцев)

Играйте в различные игры, не ограничивайтесь крепким прижиманием к себе ребенка. Попробуйте следующие игры: прятки, щекотание, поглаживание, подкидывание, подбрасывание ребенка; имитационные игры – взрослый делает какое-либо движение, а ребенок повторяет (стих или песня помогают организовать движение).

Дайте вашему ребенку свободу передвижений. Увеличивайте жизненное пространство малыша: чаще сажайте на стульчик, совершайте больше прогулок.

Больше разговаривайте с ребенком, чтобы обогатить его слуховое восприятие различными звуками. Давайте ему как можно больше игрушек. Стимулируйте развитие подражания, то есть сначала сами подражайте каким-либо действиям ребенка для того, чтобы научить его подражанию.

Седьмой месяц. Малыш уже смело переворачивается со спины на живот и, наоборот, хорошо сидит с минимальной поддержкой, может садиться в кроватке с поддержкой. Начинает ползать. Иногда и стоит с поддержкой. Возникают повторяющиеся действия, например, постоянные бросания предметов из кроватки – таким образом ребенок устанавливает причины и следствия своих простейших действий.

У малыша часто возникает страх по отношению к незнакомым людям. Он уже понимает различные интонации голоса и впервые понимает «нет», «нельзя». В зачаточном виде появляется и чувство юмора. Проявляется большой интерес и удовольствие от игрушек и от общения с близкими.

Ребенок может различать расстояния – близко или далеко (к дальним предметам не тянется). Начинает понимать свою причастность к результатам и последствиям действий (через повторяющиеся действия). Малыш все больше подражает звукам речи взрослого, возникают первые слова (ма-ма, ба-ба, па-па), но это лишь «псевдослова», то есть это устойчивые звуковые комплексы, не имеющие предметной отнесенности. Дальнейшее развитие памяти – на повторение событий прошлого возникает яркая эмоциональная реакция.

Восьмой месяц. Малыш сидит без поддержки и хорошо стоит с поддержкой. Часто и сам поднимается в положение стоя, используя опору (но сесть обратно не может, падает и зовет на помощь). Он умело хватает маленькие объекты, используя «клешню», то есть уже развито хорошее противопоставление большого пальца остальным. Сам может есть печенье, сухарь, баранку, что говорит о сложной высококоординированной деятельности.

Что касается эмоциональных проявлений, малыш продолжает бояться чужих и одновременно усиливается привязанность к маме и страх разлучения с ней. В отсутствие внимания взрослых кричит, плачет. Повышается интерес к отражению в зеркале, пытается обнять его, хлопает, целует. Постоянно возникают реакции огорчения, обиды на ограничения активности. Увеличивает­ся интерес к игрушкам, к игре.

Ребенок может решать простейшие проблемы, например, прослеживание траектории предмета, скрытого за ширмой. Подражает достаточно сложному поведению взрослых – хлопкам, указательному жесту. Понимает значение некоторых слов: мама, свое имя, бутылочка, любимая игрушка.

Девятый месяц. Малыш хорошо сидит на стуле без поддержки длительное время. Он успешно ползает, может даже ползать, держа в руке игрушку. Может заползать вверх по лестнице, но спуститься еще не может. Ребенок может манипулировать, держа в каждой руке по объекту.

Явно выражено стремление получить одобрение взрослого. Малыш начинает реагировать на словесную реакцию взрослого на свои поступки. Возникает избирательность к игрушкам в результате опыта манипулирования ими, то есть появляются более и менее любимые игрушки. Ребенок начинает защищать свои игрушки, не отдает их, гневается.

У малыша углубляется понимание причин и результата простейших его действий. Он может следовать простейшим инструкциям взрослого. Может смоделировать простейшие пространственные отношения – поставить кубик на кубик, например. Родители должны обратить внимание на то, что малыш начинает скучать при повторении одних и тех же игр.

Рекомендации психолога (от семи до девяти месяцев)

По-прежнему важно – свобода передвижений! Разрешайте ребенку больше ползать не только по всему дому (конечно, предварительно обеспечив его безопасность), но и по телу взрослого.

Обогащайте эмоциональное общение с ребенком: взрослый не должен ограничиваться речью, надо больше играть, манипулировать с предметами, петь песни, читать стихи.

К концу девятого месяца возникают частые смены настроения ребенка, не надо стремиться постоянно поддерживать у ребенка хорошее настроение, надо дать ребенку элементарную свободу выражения.

Помните, что боязнь чужих взрослых – это достаточно нормальное явление в таком возрасте, но в будущем это должно постепенно проходить.

Надо позволить ребенку получить негативный минимальный болевой опыт, слово «нет» должно связываться с этим опытом, а не с наказаниями взрослого.

Десятый месяц. Малыш стоит с минимальной поддержкой, перемещается, держась за опору, может садиться из положения стоя. Может залезать и слезать с низкого стула. Умело перекладывает предметы из одной руки в другую (не глядя). Возникают действия с двумя предметами, в которых соотносятся их размеры, – действие вкладывания одного предмета в другой, например.

Малыш еще по-прежнему боится незнакомых людей. Часто привлекает внимание взрослых с помощью предметных манипуляций. Наблюдается быстрая смена настроений, а также быстрая реакция на одобрение или неодобрение взрослых (выражается в мимике, прекращении или возобновлении действия, различных звуках). Обнаруживаются первые признаки ревности, особенно по отношению к другим детям.

Читайте также:  Характеристика речевого развития ребенка с ффн

Ребенок может схватывать предмет без зрительного контроля, ищет предмет за спиной. Начинает выполнять инструкции типа «Дай мне!», но понимание носит ситуативный характер (с опорой на жесты и смысл ситуации). Возникают ассоциации между словами и действиями, например, на слова «хлоп – хлоп» ребенок хлопает.

Одиннадцатый месяц. Малыш стоит вполне самостоятельно, а также ходит самостоятельно с минимальной поддержкой, держась за руку или палец. Начинает ходить по лестнице вверх. Пытается правильно использовать ложку. Умеет держать карандаш и производить различные каракули. Может собирать очень маленькие предметы.

В это время ребенок становится очень зависимым от мамы, постоянно ищет одобрения, провоцирует родителей для привлечения внимания. Проявляет эмоции наслаждения, когда целуют, обнимают, прижимают. Выражает много разных эмоций и понимает их у других людей.

Ребенок имитирует сложные жесты, действия, движения. Начинает ассоциировать предметы и слова, например, собачка – «ав-ав». Малыш понимает значения многих слов и произносит некоторые из них. Он рассматривает картинки в книжке и может даже называть некоторые из них. В книжке сам переворачивает страницы, может развязывать шнурки, умеет снимать носки, шапку, варежки.

Двенадцатый месяц. Малыш ходит самостоятельно, поднимается и спускается по лестнице, начинает вылезать из кроватки, манежа, коляски. Легко переходит из положения стоя в положение сидя и наоборот. Ребенок более умело держит карандаш, ложку; начинает помогать раздевать себя.

Ближе к году возникают негативные проявления типа упрямства, отсутствия готовности к сотрудничеству, ребенок не хочет соблюдать режим дня. Повышается эмоциональная неустойчивость.

Малыш решает проблемные ситуации путем проб и ошибок, а в ряде случаев – и путем внезапной догадки. Начинает группировать предметы по разным признакам: размеру, цвету. Проявляет большую активность в поисках спрятанного предмета. Все более улучшается память – узнает очень давние ситуации. Ребенок может сказать несколько слов и даже предложения в повелительном наклонении; выполняет значительное число простейших инструкций взрослого.

Рекомендации психолога (от десяти до двенадцати месяцев)

Способствуйте расширению активности и самостоятельности на основе самостоятельного передвижения и различных действий с предметами.

Играйте в игры: прятки (поиск спрятанного предмета), «пойди и принеси», конструкционные игры (кубики, пирамиды), вкладывание одного предмета в другой (игра стимулирует восприятие размеров предметов), предметно-манипуляционные игры (с карандашом, ложкой, посудой).

Старайтесь ставить перед ребенком заведомо достижимые цели для формирования положительной самооценки.

Сократите число ограничений и запретов для ребенка, но все же оставьте самые необходимые.

Обязательно поощряйте за достижения, но используйте не материальные стимулы (конфеты), а слова, хорошо выражающие положительное эмоциональное отношение и любовь к ребенку.

Анна Лукасик

Источник

ребенок сидит с погремушкамиЗдравствуйте мои дорогие мамы-читательницы!

Сегодня я хочу поговорить с вами об очень важных этапах в жизни вашего ребенка, проходящих в первые 12 месяцев после его рождения.

Они могут быть не совсем простыми для вас, но, в то же время, в итоге, принесут вам максимальное наслаждение и радость.

Итак, скачки роста у детей до года — когда их ожидать, как распознать и что делать вам в эти важные в жизни вашего малыша периоды.

Скачки роста — что это такое?

Скачками роста называют периоды в первый год жизни малыша, когда происходит молниеносное физиологическое и психологическое развитие организма.

Стремительно растут все внутренние органы, увеличиваются нейронные связи, что приводит к появлению у ребенка новых навыков буквально на глазах.

Авторы идеи скачков роста являются Вандерейт Хетти, Плой Франс. И свою идею скачков, а также подробное описание каждого этапа развития они описали в своей книге «Капризничает? Значит развивается!»

Встав утром вы можете увидеть то, что малыш не делал ещё вчера вечером и обнаружить, что он подрос на пару сантиметров. Кстати, последнее вполне доказанный факт.

После каждого скачка роста вы будете наблюдать появление нового физического и интеллектуального навыка у своего ребенка.

В эти периоды головной мозг и центральная нервная система малыша работают на своём пике.

Психика ребенка перегружена и в какой-то момент не может справиться с нагрузкой. В это время включаются защитные механизмы. Это проявляется в изменении поведения малыша.

Появляются определенные симптомы скачков роста, свидетельствующие о наступлении очередного этапа развития. Ребенок становится капризным, не слезает с ваших рук, постоянно требует к себе повышенного внимания и т. д.

В каком возрасте происходят скачки роста и как они проявляются?

Существует календарь скачков роста, по которому вы сможете определить наступление этого периода в жизни вашего ребенка.

1,5–2 месяца

Первый скачок роста у детей происходит на 5 недели жизни. В этот период идёт активное развитие нервной системы ребенка и его органов чувств.

Это вызывает стресс у малыша. Он понимает, что в прежний мир – утробу матери, где было так комфортно, возврата не будет.

Поэтому, в это время ваш ребенок становится особенно капризным. Он не слезает с рук, виснет на груди, требует постоянного вашего присутствия и внимания.

С помощью мягкого ухода и удовлетворения базовых потребностей ребенка кризис проживается быстро и легко, не оставляет никаких последствий.

Смотрите курс Счастливое материнство: методика мягкого ухода для детей от 0 до 3 месяцев.

2 месяца

Следующий скачок развития наступает в 8 недель. В это время малыш начинает активно познавать мир и впитывает информацию как губка.

Читайте также Что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>

Психика ребенка не справляется с таким нахлынувшим потоком нового. Это приводит к эмоциональной перегрузке и итогом становится частый плач малыша.

В этот период:

  1. У малыша резко увеличивается окружность головы.
  2. Ребенок начинает интересоваться своим телом — изучает свои ручки, ножки и т. д.
  3. Капризы могут быть очень частыми.
  4. Нарушен сон.
  5. Малыш часто отказывается от еды или, наоборот, его аппетит повышен.

По этим признаки вы сможете распознать очередной наступивший кризис.

Читайте также:  Развитие монологической речи у ребенка

Как помочь малышу спать спокойно, легко засыпать и не плакать, смотрите в интернет-курсе Спокойный сон малыша 0–6 месяцев>>>

3 месяца

Время следующего скачка развития — 12 недель. На этой стадии ваш ребенок осваивает новые физические навыки. Он учится управлять своими движениями, начинает менять положения тела.

Также идёт активное речевое развитие. Малыш лепечет и издаёт различные звуки. Освоение этого нового этапа даётся ему непросто и его поведение меняется. Он начинает:

  • требовать вашего внимания больше обычного;
  • стесняться при встрече с чужими людьми;
  • больше капризничать;
  • хуже засыпать.

Если вы замечаете за своим ребенком все эти изменения, значит наступил очередной этап в его развитии.

Подробнее о том, как правильно выстраивать отношения с подрастающим малышом, не превращаясь в круглосуточного аниматора, помогать малышу развиваться естественно и гармонично, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания до года>>>

5 месяцев

В 19 недель вы опять столкнетесь с изменениями в поведении своего малыша. Признаки будут примерно такими же: требования вашего постоянного внимания, ухудшение сна, беспричинные капризы и плач.

В этом возрасте происходят колоссальные изменения:

  1. Малыш уверенно держит голову и умело управляет её движениями.
  2. Появляются первые попытки ползания (читайте подробнее статью Когда ребенок начинает ползать>>>).
  3. Ребенок уверенно переворачивается со спины на живот и обратно.
  4. На появление родных людей малыш реагирует улыбкой, а услышав строгий тон его лицо становится хмурым.
  5. Малыш выделяет для себя любимые вещи и отдает некоторым игрушкам особое предпочтение.
  6. Ребенок крепко удерживает игрушки и самостоятельно берёт их в руки.
  7. Ребенок внимательно прислушивается к разговорам родных.

Конечно же, все дети разные и у каждого ребенка процесс роста проходит индивидуально, но именно в этот период вы будете наблюдать изменения в физическом и интеллектуальном развитии вашего малыша.

5–6 месяцев

В районе 26 недели жизни вашего ребенка произойдет очередной скачок роста. В этот период вы можете столкнуться с тем, что:

  • Малыш может отказываться быстро засыпать на дневные сны (читайте полезную статью Грудничок плохо спит днем>>>).
  • Ребенок будет постоянно искать вас и плакать при появлении чужих людей.
  • Если вы хотя бы ненадолго выйдите из комнаты, малыш сразу же начнет вас искать глазами и капризничать.
  • У вашего ребенка может, как увеличиться аппетит (так организм восполняет большие энергетические затраты, связанные с интенсивным развитием), так и пропасть.

В этот период ребёнок начинает активно ползать и его познания об окружающем мире растут со стремительной скоростью.

В 6 месяцев — время введения прикорма, важно  чтобы малыш получал все необходимые витамины.  Как правильно ввести прикорм, избежав чрезмерной нагрузки на ЖКТ, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>

8–9 месяцев

В 36–37 недель вы заметите, что мелкая моторика вашего малыша вышла на новый уровень. Он уже умело берет предметы и подолгу их рассматривает.

Время и место для экспериментов ребенок находит всегда и везде, в том числе и во время еды. Он раздавливает в руках кусочек пищи и внимательно наблюдает, что из этого выйдет.

Читайте также Что должен уметь ребенок в 9 месяцев>>>

Признаки нового скачка те же, что и для во всех предыдущих периодах активного развития.

Малейший повод может вызвать у малыша истерику. Он хочет быть постоянно на ваших руках. Происходят изменения в режиме сна, увеличивается или наоборот уменьшается аппетит.

10 месяцев

Это самый продолжительный скачок развития. Он может длиться от 3 до 7 недель. Его пик приходится на 46 неделю. В этот период ребёнок осваивает навыки ходьбы. Его физические и интеллектуальные умения возрастают в разы.

Читайте также Что должен уметь ребенок в десять месяцев>>>

О новом этапе свидетельствуют частые смены настроения. Сейчас малыш может плакать навзрыд, а через пару минут вы с удивлением будете наблюдать за тем, как он спокойно сидит и играет со своей любимой игрушкой.

Как вести себя родителям?

В период скачков роста у детей до года материнская поддержка, забота и внимание важны для них, как никогда.

Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди.

Берите ребенка всё время на руки. Крепко обнимайте его и целуйте. Это поможет малышу справиться с переменами.

Всё должно происходить в игре. Познать своё тело ребёнку помогут пальчиковые игры. Превратите умывание, приём пищи, чистку зубов в увлекательную историю, которая происходит с малышом здесь и сейчас.

Читайте полезную статью Как научить ребенка чистить зубы>>>

На прогулках постоянно разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте всё происходящее вокруг. Сейчас ваш малыш — это впитывающая губка. Всё, что вы заложите в него в это время, станет крепким фундаментом для его дальнейшего развития.

Несмотря на сбои во сне, старайтесь сильно не уклоняться от основного режима. Скачи роста требует колоссальных энергетических затрат, которые обязательно должны быть восполнены. Отдых — одно из лучших и главных средств для этого.

Как наладить сон ребёнка старше 6 месяцев, научиться укладывать малыша быстро, без слез, а также сократить количество ночных пробуждений и кормления, смотрите в интернет-курсе по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Запомните, за каждой трудной минутой, когда ваш ребенок постоянно капризничает и утомляет вас, стоит новое достижение и умение малыша.

Наберитесь терпения и проявите максимальную материнскую заботу и ласку.

После бессонной ночи вы будете обязательно вознаграждены и забудете про свою усталость, когда увидите, что ваш ребенок самостоятельно построил башенку из кубиков или сделал свой первый в жизни шаг.

Счастливого материнства!

Читайте также:

  • Как научить ребенка переворачиваться?
  • Когда ребенок начинает агукать?
  • Когда ребенок начинает улыбаться?

Источник