Ускорение физического и психического развития ребенка называется

Ускорение физического и психического развития ребенка называется thumbnail

2.3. Ускоренное психическое развитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.

При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.

Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».

Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.

Вернуться к Содержанию

Источник

Вариант 1.

Часть 1. Выбери один вариант ответа

1. Беременность у человека в среднем длится
1) 50 недель 2) 24 недели

3) 40 недель 4) 10 недель

2. После оплодотворения яйцеклетки и первых делений образовавшейся зиготы зародыш человека внедряется в слизистую оболочку матки через:

1) несколько часов 3) 6-7 дней

2) 1-2 дня 4) несколько недель

3. В процессе индивидуального развития человека:

1) увеличивается его масса тела 2) происходят его качественные и количественные изменения 3) увеличиваются его размеры 4) восстанавливаются признаки предков

4. Процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы называют:

1) оплодотворением 3) размножением

2) делением клетки 4) индивидуальным развитием организма

5. Женские половые железы называют:

1) яйцеклетки 3) яички

2) яичники 3) маткой

6. Ускорение физического и психического развития детей называется;

1) гиперфункция 3) половое созревание

2) акселерация 4) социализация

7. У ВИЧ-инфицированных и заболевших СПИДом людей

1) быстрее, чем у здоровых, происходит свертывание крови

2) вырабатывается невосприимчивость к инфекциям

3) разрушается иммунная система организма

4) увеличивается число эритроцитов в крови

8. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:

1) использовании одежды больного

2) нахождении с больным в одном помещении

3) использовании шприца, которым пользовался больной

4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

9. Какое инфекционное заболевание передается половым путем?

1)туберкулез 3) коклюш

2) гонорея 4) дизентерия

Часть 2. Охарактеризуйте клетки человека ( в 1 колонке), для этого подберите им характеристики (из II, III, IV колонок)

I

II

III

IV

А) сперматозоид

Б) яйцеклетка

В) зигота

1. оплодотворенная яйцеклетка

2. мужская гамета

3. женская гамета

4. хромосом 22

5. хромосом 46

6. хромосом 23

7. пассивное передвижение

8. активная, подвижная клетка

9. дробление и образование зародыша

Часть 3. Выпишите номера правильных суждений.

1. Оплодотворение происходит в маточной трубе.

2. Плацента образуется из слизистой оболочки матки

3. Все органы плода формируются к 9 месяцам

4. На формирование и развитие зародыша влияет не только здоровье его матери, но и состояние окружающей среды.

5. Зародыш человека в своем развитии кратко повторяет исторический путь развития хордовых животных.

6. Период развития ребенка от 2 месяцев до 1 года называется ясельным.

Вариант 2.

Часть 1. Выбери один вариант ответа

1. Овуляцией называется:

1) выход яйцеклетки из фолликула 2) продвижение яйцеклетки по маточной трубе

3) погружение яйцеклетки в слизистую оболочку матки 4) начальная стадия деления яйцеклетки

2. Формирование плаценты у человека полностью заканчивается:

1) сразу после оплодотворения 3) к 12-й неделе развития зародыша

2) после погружения зародыша в матку 4) к концу беременности

3. Оплодотворение происходит при:

1) делении яйцеклетки 3) слиянии сперматозоида и яйцеклетки

2) передвижении сперматозоидов 4) проникновении сперматозоида в полость матки

4. В половых клетках содержится хромосом:

1) столько же, сколько в клетках тела 3) в два раза меньше, чем в клетках тела

2) в два раза больше, чем в клетках тела 4) в четыре раза меньше, чем в клетках тела

5. Мужские половые железы:

1) семенники 3) сперматозоиды

2) яичники 3) мужские половые гормоны

6. Беременность – это процесс:

1) оплодотворения 3) развития плода и рождения

2) внутриутробного развития плода 4) родов

7. Наиболее часто заражение ВИЧ происходит при:

1) вскармливании младенца грудным молоком

2) поцелуях

3) рукопожатии больного человека

4) инъекциях нестерильными шприцами

8. Заболевание СПИДом влечет за собой:

1) резкое повышение содержания тромбоцитов в крови

2) резкое повышение содержания гемоглобина в эритроцитах

3) отсутствие иммунитета

4) разрушение головного мозга

9. Какое инфекционное заболевание передается половым путем?

1) туберкулез 3) коклюш

2) сифилис 4) дизентерия

Источник

03 сентября 2010
16:41

Вести ФМ

За последние несколько десятилетий ускоренное физическое развитие детей стало очень распространенным. Называется это явление акселерация. Оно включает самые разные анатомические и физиологические проявления – как увеличение веса и роста новорожденных, так и сокращение сроков полового созревания. Ученые видят в этом опасность. Оказывается, ускоренное развитие может стать причиной различных заболеваний. О том, насколько серьезная эта опасность, “Вести ФМ” поговорили с руководителем лаборатории нейроморфологии Российского кардиологического научно-производственного комплекса Вадимом Швалевым.

“Вести ФМ”: Вадим Николаевич, добрый день. Долгое время мы радовались тому, что наши дети обгоняют нас по росту, а вот теперь врачи забили тревогу?

Швалев: Дело не только в росте. Тут, скорей всего, дело заключается в том, что и для детей, и для юношей, и для девочек нужно обязательно просвещение в отношении здоровья и, в частности, нервной системы. Между тем, все-таки в целом ряде учреждений этого абсолютно не делается.

“Вести ФМ”: А почему это важно?

Швалев: Просвещение я имею в виду об образе жизни и о здоровье. Например, в педагогическом университете удается вначале рассказать о женском, мужском организме, об его возрастных изменениях, затем современные представления о стрессах, а затем уже, в следующем семестре, речь идет о целом ряде вредных привычек, которые, к сожалению, сейчас имеют место, особенно – курение.

“Вести ФМ”: Есть фраза “все болезни от нервов”. Вот сейчас она находит свое подтверждение?

Швалев: Дело не в этом. Дело в том, что было сделано открытие, когда мы работали вместе с американцами, что даже у здоровых людей, когда человек достигает в здоровом состоянии возраста 35-40 лет, начинаются изменения нервной системы. Но природа мудро компенсирует эти изменения и человек может жить очень долго, потому что на смену вот этим нервным влияниям приходит так называемое гуморальное влияние, влияние со стороны крови. И очень обидно и досадно, что в некоторых вузах были прекрасные кафедры биологии здоровья, например, в университете Дубны, в хорошем губернаторском университете, и вдруг в этом году, увы, кафедру закрывают из-за отсутствия штата.

“Вести ФМ”: А от этих кафедр были какие-то практические результаты? Ведь объяснять правила здоровья можно было и через Интернет, есть масса средств, как донести информацию?

Швалев: Вы правы. Но в данном случае студенты настолько вовлекаются в эти занятия, что, например, в этом университете, о котором я упомянул, мы определяли состояние и нервной системы, и состояние сердца при помощи специальных приборов. И надо сказать, что если молодой человек или девушка интересуются и этим занимаются, то Интернет и так далее – это не то, что им нужно для воспитания. Для воспитания нужен непосредственный контакт с молодежью.

Комментарии Вадима Швалёва слушайте в аудиофайле.

Источник

Акселерация: почему физическое развитие современных детей пугает

Ускорение физического и психического развития ребенка называется

Первые фиксированные наблюдения, касающиеся скорости развития человека в младшем возрасте, были сделаны в середине ХХ столетия. Тогда немецким ученым Э. Кохом было замечено, что за последние сто лет люди изменились в физиологическом строении в сторону укрупнения. [С-BLOCK]

Так, среди признаков акселерации были впервые выделены следующие:

Увеличение массы и длины тела

В настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки — на 14,8 см. В разных странах, видимо, в силу климатических условий, эти показатели разнятся.

Так, в Голландии за последние 150 лет мужское население выросло на 14 см, а в странах Южной Европы всего на 2-3 см.

Кстати, наблюдения за ростом и весом людей проводились отнюдь не в стенах университетских лабораторий, а были впервые замечены случайным образом — по записям военных комиссий, годами взвешивающих и измеряющих рост новобранцев.

Половое взросление

Не все социальные процессы можно объяснить культурной пропагандой и насаждением извращенных ценностей. Подростки сегодня, как доказала наука, действительно взрослеют раньше.

Половое развитие мальчиков и девочек в развитых странах заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, а за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев. Акселерация делает людей более активными во всех отношениях. Так, имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет.

У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Психическое развитие

Акселерация при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником возникновения смысловых барьеров, конфликтов и девиантных форм поведения. Иными словами, психика не поспевает за физиологией, что вызывает внутриличностные конфликты и сложности в социальной адаптации. Однако такая картина не является правилом.

Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.

С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной — и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.

Какие причины

Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.

Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.

Сторонник первой обозначенной теории, Т.

Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда.

Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.

Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.

Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития. [С-BLOCK]

Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела. [С-BLOCK] Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.

Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида. [С-BLOCK]

Эволюция неизбежна, она не знает финала — она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.

Революция в коммуникации

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов — экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.

По мнению ученого, время постоянно ускоряется — человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека.

По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт.

Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно. [С-BLOCK]

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти. [С-BLOCK]

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем — можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

Источник: https://news.rambler.ru/other/39424323-akseleratsiya-pochemu-fizicheskoe-razvitie-sovremennyh-detey-pugaet/

Ускоренное психическое развитие

Ускорение физического и психического развития ребенка называется

2.3. Ускоренноепсихическоеразвитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием.

Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями.

Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной.

Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива.

Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей.

Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении.

Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др.

При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются.

В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении).

В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.

При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью.

Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных.

В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.

Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь.

В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию.

Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».

Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.

Вернуться к Содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/kniga-psikhiatria-det-i-podr/uskorennoe-psihicheskoe-razvitie

Источник