Ушинский о значении природы в развитии личности ребенка

Ушинский о значении природы в развитии личности ребенка thumbnail

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу как один из “могущественных агентов в воспитании человека” [1, с.54]. К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к “Детскому миру” К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и “прежде даже созерцать, чем думать”.

В “Родном слове” – книге для учителя К.Д. Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Все первоначальное обучение отечественному языку он разделяет на три совместно идущие занятия: 1) наглядное обучение; 2) приготовительные упражнения к письму; 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению. К.Д. Ушинский считает, что, и изустная речь так же основана на мышлении. Следовательно, первая задача первоначального обучения – дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль в слове. Дитя мыслит “формами, красками, звуками, ощущениями вообще”. Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку.

Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на “естественной истории” для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. “…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей”, — пишет он. “Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы [1, с.56]

Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает К.Д. Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение К.Д. Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.

К.Д. Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ума ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.

Считая, что ум – это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. “…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучать дитя рассуждать… живыми и верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов”. Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.

В первой книге “Родного слова”, предназначенной для чтения при первоначальном обучении, К.Д. Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Первая группа предметов, с которыми знакомятся дети, — учебные вещи и игрушки, затем мебель и посуда, платье, обувь и белье.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок чаще всего и, прежде всего, встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с “животными четвероногими и птицами”. При этом указан важный признак, по которому животные разделяются на классы. Четвероногие животные в свою очередь разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы – на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются “гады, рыбы, насекомые”. Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам. В определенной группировке предстают перед детьми растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которой дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные, ягоды и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

Читайте также:  9 месячный ребенок развитие режим

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

Материал второй части “Родного слова” так же представлен в системе. Основание для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении – место, во втором – время.

В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, “все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс”.

Определяется время как основание для “порядка” во втором отделе, К.Д. Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и “природу со всеми годовыми переменами”, труд людей, события из детской жизни и т.д. Однако этот материал К.Д. Ушинский в значительной степени насыщает религиозным содержанием.

Вместе с тем дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности.

Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он сделан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? И т.д. Но тут же К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет. Педагог предлагает переходить к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).

Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Однако дошкольников необходимо учить сравнению.

Источник

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников.

К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека».[23] Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без этого аспекта всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».[24] К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений — вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

В своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород – Северской гимназии» К.Д. Ушинский рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное месторасположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт рано развили у Ушинского любовь к родной природе. «Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, — пишет он, — когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки… проталины в саду, земля… прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного недремлющего внимания». Форма и чинность, мучительная бессмыслица, официальный гул или молчание, царящие в учебных заведениях больших городов, — во всем этом исчезает личность. К.Д. Ушинский противопоставляет этому волю, простор, природу. Воспитание высоких чувств и душевного благородства К.Д. Ушинский неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы.

Читайте также:  Пятый месяц развития ребенка в утробе матери

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности.

Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

В «Родном слове» – книге для учителя К.Д. Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Все первоначальное обучение отечественному языку он разделяет на три совместно идущие занятия: 1) наглядное обучение; 2) приготовительные упражнения к письму; 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению. К.Д. Ушинский считает, что, и изустная речь так же основана на мышлении. Следовательно, первая задача первоначального обучения – дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль в слове.

Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку.

К.Д. Ушинский полагал, что верность наших заключений зависит от верности данных и от верности вывода. Отсюда задача: учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые становятся элементами его мыслительного процесса.

Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на «естественной истории» для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. «…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», — пишет он. «Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».[25]

Загрузка…

Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает К.Д. Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение К.Д. Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.

К.Д. Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ума ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.

К.Д. Ушинский определяет и требования отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. Он останавливает выбор не на «заморских диковинках», а на предметах и явлениях природы, окружающих ребенка и наиболее ему близких и знакомых. «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно… знакомить дитя, а, напротив, — приучать его находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…».[26]

В этом Ушинский видит связь науки (учения) с жизнью. Эти мысли воплотились, прежде всего, в «Родном слове» и в «Детском мире».

Считая, что ум – это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. «…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучать дитя рассуждать… живыми и верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов». Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.

В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, К.Д. Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Уже это первоначальное ознакомление с окружающим не проходит как описание изолированных предметов и явлений. Он группирует предметы, используя для этого разнообразные основания. К.Д. Ушинский исходит, прежде всего, из опыта ребенка. Первая группа предметов, с которыми знакомятся дети, — учебные вещи и игрушки, затем мебель и посуда, платье, обувь и белье.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок чаще всего и, прежде всего, встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан важный признак, по которому животные разделяются на классы. Четвероногие животные в свою очередь разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы – на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам. В определенной группировке предстают перед детьми растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которой дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные, ягоды и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

Читайте также:  Роль матери отца в развитии ребенка раннего возраста

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

Материал второй части «Родного слова» так же представлен в системе. Основание для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении – место, во втором – время.

В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, «все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс».

Определяется время как основание для «порядка» во втором отделе, К.Д. Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и «природу со всеми годовыми переменами», труд людей, события из детской жизни и т.д. Однако этот материал К.Д. Ушинский в значительной степени насыщает религиозным содержанием.

Вместе с тем дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

В целом естественнонаучный материал «Родного слова и «Детского мира» был на уровне передового естествознания того времени. Но он не свободен от ряда биологических ошибок, связанных и с уровнем естествознания и с некоторыми философскими позициями К.Д. Ушинского. Так, описывая многих животных, К.Д. Ушинский подчеркивает, что они как бы специально созданы, чтобы облегчить труд человека. В премудрости бога К.Д. Ушинский видит объяснение многих явлений. Например, он считает, что «творец защитил глаза многими средствами защиты, которые помогают сохранить нам зрение».

Естественнонаучный материал, предлагаемый К.Д. Ушинским, в значительной части устарел и не отвечает данным современного естествознания. Но многие из очерков и рассказов К.Д. Ушинского могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История яблоньки», «Проказы старухи зимы» занимательны и месте с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.

Большое место в книге «Родное слово» отведено сказкам и рассказам – миниатюрам о природе. Одни из них написаны автором, другие являются народными. Язык их образен и лаконичен (см. приложение).

В 10 разделе «Птицы домашние, хищные и певчие» кроме названия птиц по родам и видам помещен разнообразный по содержанию и жанрам литературный материал. Здесь и стихотворение А.С. Пушкина «Два ворона», и народная присказка «Сорока», и народная песня «Лебедь и сокол».

Ведущую роль в обучении К.Д. Ушинский отводил развитию родного языка, т.к., по его мнению, в языке отражается родная природа, вся история духовной жизни народа.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности.

Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он сделан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? И т.д. Но тут же К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет. Педагог предлагает переходить к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).

Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Однако дошкольников необходимо учить сравнению.

Источник