Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи ребенка

Марина Цыбина Казакова
К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Исследователи психики ребенка, его первых попыток общения и дальнейших поразительных успехов в овладении языком и речью всегда проявляли интерес к факторам речевого развития.

В данной статье нам хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

Первый фактор – это потребность общения. В процессе обучения необходимо предусмотреть такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать. Вот что мы находим у К. Д. Ушинского:

«Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в поря-док, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным…» [3, 383]

«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого инте-реса и взятое только силою принуждения, хотя бы она черпалась из лучшего источника, – из любви к воспитателю, – убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…» [5, 429]

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это следующий фактор, способствующий развитию речи ребенка.

Постепенно накапливая в памяти материал слышимой речи, выделяя в этом материале слова, словообразовательные модели, словоформы, соотнося форму единиц языка с их повторяющимися значениями, ребенок запоминает аналогии форм и значений. Эти аналогии становятся для него правилами, разумеется, лишь в тех случаях, когда они регулярно воспроизводятся в сходных ситуациях дискурса. Накапливаясь, они и составляют систему правил языка, что служит основой языковой интуиции.

В школьной методике обучения фактор речевой среды «работает» при чтении и изучении художественной литературы, в соблюдении режима культуры речи, во влиянии образцовой речи учителя, в посещении театра, изучении фольклора. К. Д. Ушинскийдает по этому поводу интересные рекомендации:

«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной…души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со своими живописными особенностями…».[2, 567]

«…Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла, я по-местил затем, чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка…». [2, 569]

«Загадки я помещал…для того, чтобы доставить уму ребенка полезные упражнения, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные». [2,569]

Следующий фактор – речевая активность самого ребенка.

Чтобы научиться говорить, да еще хорошо и свободно, надо говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи.

К условиям развитияактивности можно отнести:

– общую активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

– умение преодолевать скованность, застенчивость;

– способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обду-манной спланированной речи.

Следует обратить внимание и на такой фактор, как изучение языковой теории. Этот фактор, в отличие от других,стал действовать сравнительно недавно: примерно с конца 18 века, ибо до этого времени, если и давались теоретические сведения, то в незначительном объеме.

Современный курс родного языка включает в себя изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, все более настойчиво вводится словообразование, давно изучаются морфология и синтаксис.

Как же влияет это изобилие на речевое развитие детей?

Во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышле-ние.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. «…Развить в детях дар слова – значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления…». [2,29]

В логическом, речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами. Значение слова помогает ребенку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических структурах, позволяя выражать связи, отношения между понятиями. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Правильные языковые структуры придают мысли четкость, строгую логику.

«…язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив – органиче-ское ее создание…так что тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность…». [4,58]

Через язык мысль, порождаемая индивидуально, переходит в сферу обще-ния, становится достоянием социума. Язык и речь дают предпосылки для мысли, развития мышления каждого человека. Вот что по этому поводу можно найти в работах К. Д. Ушинского:

«Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность ее отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение…». [2,29]

Во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому ана-лизу образцовых текстов. Особенно важен в этом отношении анализ выбора слова, построения фразы, использования метафор, сравнений и т. д.

«Точное понимание слов и оборотов, употребленных писателем, с одной стороны, вводит дитя в более и более сознательное обладание его собствен-ных словесных богатств, а с другой – пополняет и исправляет эти богатства и дает, наконец, детям хорошие словесные привычки…».[2,702]

Завершая данную статью,нам хотелось бы еще раз обратиться к выдающемуся педагогу: «…Десятилетнее или одиннадцатилетнее дитя, поступив в заведение, прежде всего нуждается в том, чтобы его хоть немного приучили правильно глядеть на самые простые окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, словом, чтобы его приготовили к учению…».[3,382]

На основании выше сказанного можно сделать следующий вывод.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, когда наука развивается ускоренными темпами,уже нельзя ограничиваться лишь усвоением определенной суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в потоке информации. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого члена общества, речь во всех ее видах (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Читайте также:  Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью схема по музыке

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1953.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. Вопросы обучения. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1954.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. –М: Педагогика, 1954.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2., изд. АПН РСФСР, 1948.

5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.

Источник

В работе рассмотрены взгляды Ушинского К. Д. на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.

Ключевые слова: культура речи, общение, развитие, ребенок, речь, язык.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» [1, с. 557].

Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей в старшем возрасте кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.

Изначально дети усваивают речь подражанием в соответствии с тем, что слышат вокруг. В этом отношении они непревзойденные мастера, соответственно проявления речевых особенностей взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Осознавая значение собственного примера родителям необходимо соблюдать языковую норму, выбирать и употреблять языковые средства в соответствии с требованиями коммуникативного, этического компонента культуры речи, учитывая их социальный характер.

Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда безупречен: «богатый в одном

отношении, он бывает иногда чрезвычайно беден в другом, испещрен неправильностями, недомолвками, варваризмами. Кроме того, в язык ребенка входит множество уродливостей из окружающей его среды: в низшем классе – это провинциализмы, а в высшем — чужеземные слова и обороты» [5, с.124].

Ушинский отмечал, что в процессе общения со своими детьми родители передают им гораздо больше, чем просто слова, предложения. Они показывают им пример взаимодействия с другими людьми, умение решать определенные ситуации с помощью вербальных и невербальных средств общения. На основании этого опыта у ребенка формируется представление об окружающем его мире, осознание своего места в нем.

Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

Язык является одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ребенка как личность.

Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ребенка формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [4, с.356].

Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» [4, с.240]. У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка, так что множество слов и оборотов, уже усвоенных дитятей в виде следов механической памяти, в виде нервных привычек, еще не сделалось вполне его духовным достоянием» [5, с.122]. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той

легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная» [5, с.124]. Необходимо заботиться о том, чтобы ребенок сознательно усваивал все богатейшие возможности русского языка.

К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Язык — это органическое создание мысли, «коренящееся в ней и постоянно из нее вырастающее» [3, с.19]. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью, ученым считал, вредным. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли» [3, с.124]. В этом отношении много зла приносит детям излишняя снисходительность родителей к детской

Читайте также:  Новые технологии в раннем развитии ребенка

болтовне и слишком раннее изучение иностранных языков. Родители не должны допускать речевые ошибки детей, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для ребенка.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи воспитанников, т. е. точность, полноту, логичность выражений. «У нас же по большей части довольствуются тем, если угадывают мысль в бессвязном, заикающемся

ответе; а учителя других предметов и вовсе не обращают внимания на язык. Это положительно дурно»[6, с.77]. Сознательное изучение законов слова — это, по Ушинскому, есть единственный путь, который поможет ребенку сознательно постигнуть законы деятельности своей собственной души.

Первоначально дитя усваивает язык подражанием, но язык создан не подражанием, а самосознанием. «Способность самонаблюдения, или иначе самосознание, находит себе прямое выражение в слове, и где мы не находим такого выражения, там не имеем никакой причины предполагать и самосознания» [2, с.434]. Задача педагога в том, чтобы дети вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова, которое они усвоили подражанием, полусознательно, а иногда даже вовсе бессознательно, механически. По этой причине дети часто употребляют слова и обороты, не понимая их точного значения. Эта работа должна начинаться «с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главных работ воспитания» [5, с.123].

В этом отношении грамматическое изучение языка имеет чрезвычайную важность. Многие науки обогащают только сознание ребенка, давая ему новые факты. Грамматика,

преподаваемая логически, расширяет самосознание человека, поэтому К. Д. Ушинский относил грамматику к числу наук, очеловечивающих человека.

Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Наставник, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка, по утверждению ученого, — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Ушинский отмечал, что язык народа является полным отражением его духовной жизни, и для ребенка — это лучший «истолкователь» окружающей его действительности. «Слово есть плоть духа. В каждом человеке дух должен воплотиться в слово, — иначе он не только не принесет плода, но не будет и сам развиваться, — вымокнет, как зерно под водой» [6, с. 76].

Материал взят из: Казанская наука. №1 2013г

(Visited 5 102 times, 1 visits today)

Источник

                                                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ВОПРОСЫ:

1. К.Д. Ушинский об общем 
педагогическом, социальном и культурном
значении родного языка.

2. Подобрать детскую книгу 
– проанализировать содержание,
художественное оформление с точки зрения
педагогических требований (описание
для какого возраста, содержание, соответствующее
возрастным особенностям).

3. 2 конспекта занятий по развитию
речи.

1. К.Д. Ушинский 
об общем педагогическом, социальном 
и культурном значении родного 
языка.

ПЛАН:

Введение

1. Жизнь и педагогическая деятельность
К. Д. Ушинского.

2. Место родного языка в воспитании 
и обучении детей.

3. Значение родного языка.

3.1. Педагогическое 
значение

        
3.2. Социальное и духовное значение родного
языка

        
3.3. Культурное значение родного языка

Заключение

Литература

                                           
Язык есть самая живая, самая обильная

                                                                                                          
и прочная связь,

           
соединяющая отжившие, живущие и будущие
поколения

                                     
народа в одно великое историческое живое
целое.

                                                                                                                К.Д. Ушинский

                                              
Введение

Ушинский – самая значительная
фигура в русской педагогике. Он
явился основоположником педагогической
науки в России.  Ушинский дал 
развернутую разработку основных вопросов
педагогической теории, использовав для
этого разнообразные науки, смежные с
педагогикой.

Ушинский в основу разработанной
им системы воспитания положил идею народности.
Из этой идеи, Ушинский большое значение
в воспитании придавал родному языку.
Чувство народности принадлежит к самым
святым и благородным чертам человека:
«Поля родины, ее язык, ее придание и жизнь
никогда не теряют непостижимой власти
над сердцем человека». Народность, по
мнению Ушинского, – это единственный
источник, из которого отдельный человек
может черпать силы для себя и для общественной
жизни. Ушинский протестует против аристократически-высокомерного
отношения к народу, свойственного «высшим»
слоям общества. Он высоко ставит и глубоко
уважает «простой» народ, заявляя, что
именно «это грубая серая масса народа»
является источником огромной творческой
силы, гениальных, неумирающих ценностей.
«Из этой же самой серой, невежественной,
грубой массы льется чудная народная песня,
из которой почерпает свое вдохновение
и поэт, и художник, и музыкант, слышится
меткое, глубокое слово, приводящее в изумление
своей истиной и глубиной всякого философа
и филолога».

Самым сильным и ярким 
выражением народного духа является
язык. В народном языке, в его «светлых,
прозрачных глубинах» одухотворяется
весь народ, вся его родина, вся история
его духовной жизни.

1. Жизнь и педагогическая
деятельность

К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский
(1824—1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного
дворянина, и провел свое детство и отрочество
в имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил 
в Новгород-Северской гимназии. В 1840г.
К. Д. Ушинский поступил на юридический
факультет Московского университета,
где слушал лекции выдающихся профессоров
(Грановского и др.). В студенческие годы
Ушинский серьезно интересовался литературой,
театром, мечтал о распространении грамотности
среди народа. Он стремился самостоятельно
разобраться в тех спорах, которые велись
среди передовых русских людей о путях
исторического развития России, о народности
отечественной культуры.

По окончании университета
22-летний К. Д. Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора
Ярославского юридического лицея. В своих
лекциях, производивших глубокое впечатление
на студентов, Ушинский призывал студентов
к изучению жизни, потребностей народа,
помощи ему. Но, профессорская деятельность
молодого ученого продолжалась очень
недолго. Начальство сочло такое направление
его деятельности вредно влияющим на молодежь,
подстрекающим ее к протесту против существующих
порядков, и вскоре он был уволен.

Для Ушинского начались трудные 
годы лишений и борьбы за существование.
В течение нескольких лет он служил
чиновником, занимался случайной, мелкой
литературной работой в журналах.
Все это не удовлетворяло его,
мечтавшего о широкой общественной
деятельности на благо своей родины.
“Сделать как можно больше пользы
моему отечеству — вот единственная
цель моей жизни; к ней-то я должен направить
все свои способности”,— говорил молодой
Ушинский.

Общественно-педагогическое
движение 60-х годов способствовало
оформлению педагогического призвания
К. Д. Ушинского. Работая в 1854—1859 гг. старшим
преподавателем русского языка, а затем
инспектором классов Гатчинского сиротского
института, он провел ряд мероприятий
по улучшению в нем учебно-воспитательной
работы.

С 1859 по 1862 г. К. Д. Ушинский работал 
в качестве инспектора классов Смольного
института благородных девиц, в котором
также провел коренные реформы: объединил
самостоятельно существовавшие отделения
для дворянских и мещанских девиц, ввел
преподавание учебных предметов на русском
языке, открыл педагогический класс, в
котором воспитанницы получали подготовку
для работы в качестве воспитательниц,
пригласил в институт талантливых преподавателей,
ввел в практику работы совещания и конференции
педагогов; воспитанницы получили право
проводить каникулы и праздники у родителей.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад г усинска

Прогрессивная деятельность
К. Д. Ушинского в Смольном институте
вызвала большое недовольство у придворных,
руководивших учреждением. Ушинского
стали обвинять в атеизме, в том, что он
собирается воспитывать из дворянок “мужичек”.
В 1862 г. он был уволен из института. Тогда
же ему было предложено выехать за границу
под предлогом изучения постановки начального
и женского образования и составления
учебника по педагогике. Эта командировка
была замаскированной ссылкой.

Все, перенесенное в России,
тяжело отразилось на здоровье Ушинского,
обострило давнюю болезнь легких.
Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно
работал за границей: тщательно и критически
изучал женские учебные заведения, детские
сады, приюты и школы Германии и Швейцарии,
написал и издал в 1864 г. замечательную
учебную книгу “Родное слово” и “Руководство
к “Родному слову” для учителей и родителей”.
В 1867 г. Ушинский написал главное свое
произведение “Человек как предмет воспитания”,
явившееся ценным вкладом в педагогическую
науку.

Тяжелая болезнь, напряженная 
общественно-педагогическая работа, вызывавшая
резко отрицательное отношение 
правящих кругов, подорвали силы талантливого
педагога и ускорили его смерть. Накануне
ее, оказавшись на юге, он получил некоторое
удовлетворение, увидев, как высоко ценит
его учительство.

К. Д. Ушинский скончался 22 декабря
1870 г. Похоронен он в Выдубицком монастыре
около Киева.

2. Место родного 
языка 

в воспитании и 
обучении детей

Константин Дмитриевич Ушинский
был человеком высокой образованности,
он свободно владел английским, французским,
немецким языками, в оригиналах читал 
Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона,
Канта, Гегеля и других мыслителей и хорошо
владел родным языком, его высоким нравственным
слогом.

По мнению Ушинского, родной
язык “является величайшим народным
наставником, учившим народ тогда,
когда не было еще ни книг, ни школ”,
и продолжающим учить его и 
тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной
язык “есть единственное орудие, посредством 
которого мы усваиваем идеи, знания,
а потом передаем их”, К. Д. Ушинский
считал главной задачей элементарного 
обучения – овладение родным языком. “Эта
работа постепенного сознавания родного
языка должна начаться с самых первых
дней учения и по своей первостепенной
важности для всего развития человека
должна составлять одну из главнейших
забот воспитания”.

К. Д. Ушинский упорно боролся 
за осуществление воспитания и обучения
детей в семье, детском саду и 
школе на родном языке. Это было передовым 
демократическим требованием. Он доказывал,
что школа, обучающая на чужом языке, задерживает
естественное развитие сил и способностей
детей, что она бессильна и бесполезна
для развития детей и народа.

Родной язык в народной
школе, по мнению Ушинского, должен составлять
“предмет главный, центральный, входящий
во все другие предметы и собирающий в
себе их результаты”.

Ушинский много работал 
над тем, чтобы определить основное
направление и содержание курса 
начального обучения и улучшить методику
первоначального обучения родному 
языку в народной школе, чтобы 
превратить его в учебный предмет,
способствующий умственному, нравственному 
и эстетическому воспитанию детей.

К.Д. Ушинский страстно боролся 
с формализмом в обучении родному 
языку. Развивать речь отдельно от мысли,
считал он, невозможно, а преимущественно
перед мыслью – вредно. Отсутствие реального
содержания в речи, равно как и увлечение
одной лишь формой передачи мысли, приводит
к формализму, а формализм в развитии языка
и в развитии мысли при обучении языку
одинаково вреден, мешая воспитанию правильного
мышления у учащегося.

Высказывания Ушинского 
о народной школе, обучающей детей
на родном языке, имели огромное значение
для строительства русской народной школы
и школьного дела нерусских народов, боровшихся
в условиях царской России за обучение
детей на родном языке, за развитие национальной
культуры.

Обучение родному языку
должно развивать у детей дар слова, прививать
сознательное овладение его формами, умение
правильно пользоваться им, обеспечить
усвоение грамматических законов, т.е.
логика языка.

К.Д. Ушинский научно разработал
методику развития речи детей. Рассуждая
о связи языка в мышления, он исходил из
того, что они образуют единство, поэтому
развитие речи тесно связывал с умственным
воспитанием ребенка. Развивать у детей
дар слова, подчеркивал он, значит то же
самое, что развивать у них логичность
мышления. Усваивая родной язык, ребенок
усваивает на только слова, их формы, сочетания,
но и понятия о предметах, явлениях действительности,
логику мышления.

Согласно К.Д. Ушинскому,
развитию речи учеников в значительной
степени способствует вдумчиво подобранный
дидактический материал. Вот почему в
одни учебники он включал такие материалы,
которые обеспечивали бы всестороннее
развитие мысли и речи детей: сказки, басни,
загадки, пословицы, поговорки, которые
своей формой и содержанием возбуждают
мысль учащихся, заставляют их размышлять,
делать выводы.

Прекрасным материалом для 
развития речи и мысли являются образы,
непосредственно воспринятые из
внешнего мира. В связи с этим
К.Д. Ушинский выступал горячим сторонником 
наглядности в обучении. Детей, говорил 
он, надо учить наблюдать, сравнивать,
сопоставлять и группировать предметы.
Необходимо давать им упражнения, возбуждающие
мысль и порождающие выражение этой мысли
в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять
и получать полные и яркие образы о предметах
окружающей среды обеспечит сознательное
усвоение знаний.

К. Д. Ушинский создал учебную 
книгу в двух частях «Детский мир 
и хрестоматия» (1861), предназначенную 
для классного чтения на уроках родного 
языка в первых классах Смольного 
института. В книге содержался значительный
для тех лет естествоведческий,
исторический и литературно-художественный
материал. На этом материале автор стремился
помочь развитию речи у учащихся начальных
классов.

К. Д. Ушинский составил еще 
одну замечательную книгу для 
классного чтения «Родное слово»
(1864–1870). Обе учебные книги являются
образцом богатства содержания, совершенствования 
языка ребенка. Они пользовались заслуженным
успехом и широко распространялись в дореволюционной
России: первая часть «Родного слова»
выдержала 150 изданий. На этих книгах воспитывались
многие поколения русских школьников
младших классов.

Простота, образность, эмоциональность 
изложения, прекрасный язык, сочетание
образовательного и воспитательного элементов
— таковы достоинства «Детского мира»
и «Родного слова» в педагогическом отношении.

 
3. Значение родного 
языка

3.1. Педагогическое
значение

Особое место в педагогической
системе К. Д. Ушинского занимает
родной язык. Русский язык он рассматривал
как составную часть жизни народа. Без
языка невозможна человеческая жизнь,
существование человеческого общежития,
без него не могла бы развиваться ни одна
отрасль научных знаний. Родной язык он
рассматривал как ни с чем несравнимую
духовную ценность. В подготовительных
материалах к «Педагогической антропологии»
он раскрывает вопрос происхождения языка,
связь языка и мышления, изучения иностранных
языков, их взаимоотношениям с русским
языком и особую роль придавал русскому
языку в формировании личности человека.

К.Д. Ушинский подмечает, что
родной язык — этот удивительный педагог
— «учит удивительно легко, по какому-то
недосягаемо облегчающему методу». Он
считал, что преподавание русского языка
помогает развить в детях дар слова, сознательно
овладеть сокровищами родного языка, а
затем усвоить его грамматические законы
в их логической системе.

Усваивая родной язык, ребёнок 
усваивает слова, понятия, множество 
мыслей, чувств, художественных образов,
логику и философию народного сознания.
Ушинский ставил три основные цели изучения
отечественного языка: развитие у ребёнка
«дара слова», овладение сокровищами русского
языка, усвоение логики этого языка (т.
е. грамматических его законов в их логической
системе). Так Ушинский развивал гуманистическую
сущность педагогики. Главными в педагогике
является сам ребёнок и раскрытие его
внутренних глубинных сил.

Источник