Уровни сопровождения развития ребенка в доу

Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения: -отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности; -недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения; -педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей; -усложнение образовательных программ без учета возможностей детей. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.
Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг
– отслеживаем норму развития ребенка,
-выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше)
– Сопровождение кризиса 3-х лет.
-Отслеживание возрастных новообразований
-Сопровождение готовность к обучению в школе.
-Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями. Целью консультирования является : оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
– Развивающая работа (индивидуальная, групповая).
-Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).
-Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Целью просвещения является:
-создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей,
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-повышение уровня психологических знаний;
-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно: проведение систематизированного психологического просвещения педагогов. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение и соорганизацию в этих целях участников (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) образовательного процесса.
Литература:
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
2.Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
4.Головей Л.А., Грищенко Н.А. Первичная психологическая консультация. – Л.,1988.
5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
6. «Дошкольное воспитание.» Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Шматко Н. Москва 1998г.№3.
7.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
8.Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
9.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопр. психол. 1996. – №6.
10.Манова-Томова В.С. Пирьов Г.Д. Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – София: Медицина и физкультура, 1981.
11.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
12.Сайт практического психолога Ивановой Елены Михайловны.
Источник
Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.
В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]
Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.
Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% – имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% – в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.
Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.
Задачи программы:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер
коррекции; - стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного
развития детей.
Нормативно-правовая база (основные документы):
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ” - Приказ “О специализированной помощи больным
при нарушении речи и других ВПФ” - Приказ “О совершенствовании системы
мед.обеспечения детей в ОУ” - Положение о работе ПМПк ДОУ.
- Устав ДОУ.
Основные принципы:
Принцип междисциплинарного подхода
особенности
педагогической среды [1]
Организационная модель службы
психологического сопровождения:
I блок ориентирован на детей и включает в себя
организационные формы оказания помощи детям
раннего возраста с проблемами в развитии.
Содержание работы в данном направлении
заключается в реализации наблюдений и
диагностической работы с целью изучения того,
как проходит период адаптации ребенка к детскому
саду, оценки уровня развития малыша, и
своевременного выявления детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном,
эмоциональном развитии, трудности в обучении и
социальной адаптации.
По результатам наблюдений и диагностических
мероприятий делаются выводы, заключения, даются
устные и/или письменные рекомендации родителям и
педагогам группы по наиболее эффективному
простраиванию дальнейшего взаимодействия и
коррекционно-развивающей работы с детьми. При
выявлении недостатков в развитии
разрабатываются и реализуются индивидуальные
программы развития. Полученная информация о
ребенке может быть использована для создания
развивающей среды в группе, изменения
обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.
II блок в организационной модели службы
ориентирован на оказание психологической и
информационной помощи педагогам, работающим с
детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и
закономерностями развития детей раннего и
младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить
адекватным способам взаимодействия с детьми с
определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие
повышению эмоционального комфорта в группе и
стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной
структуре службы направлена на оказание
психолого-педагогической помощи родителям детей
раннего возраста. В настоящее время эта помощь
оказывается на консультативном уровне:
индивидуальные и групповые консультации,
информация в “уголках родителей” (стендовые
консультации, информационные листки, памятки и
т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
личностными особенностями ребенка, отслеживания
динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
дальнейшем планируется организация в детском
саду Школы молодых родителей, где родители
смогут поделиться опытом, получить необходимые
теоретические знания и практические навыки
взаимодействия с детьми.
Направления деятельности психолога:
Моя работа в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение уровня
развития ребенка, его соответствие нормативным
показателям ведущих для данного возраста линий
развития. Полученные результаты позволяют
определить характер психофизического развития
каждого ребенка – его нормативность, наличие
опережения либо задержки, как в целом, так и по
отдельным линиям.
Диагностика осуществляется мною в ходе
анкетирования родителей, бесед с педагогами и
родителями, индивидуального педагогического
обследования уровня психофизического развития
ребенка (заполнение карты психофизического
развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
психолого-педагогического обследования ребенка
(по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
[4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
ребенком.
Диагностическая функция является базовой по
отношению ко всем остальным функциям службы,
определяя содержательную основу их реализации.
В профилактическом направлении я работаю
на обеспечение профилактики возникновения
отклонений в развитии, обусловленных
несоответствием требований среды реальным
возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально
организованная предметно-пространственная
среда в группе, развивающее взаимодействие,
сотрудничество взрослых с ребенком в различных
видах деятельности, индивидуальные и групповые
развивающие занятия с педагогом (с учетом
рекомендаций педагога-психолога),
психопрофилактические занятия.
Работа в развивающем направлении
направлена на стимуляцию потенциальных
возможностей ребёнка, создание
психолого-педагогических условий
своевременного появления и развития у него
ведущих психологических новообразований
данного возраста, овладение ребёнком
соответствующими формами деятельности и
общения.
Реализуется развивающая функция в процессе
индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
развивающего взаимодействия родителей с
ребенком.
Коррекционное направление – предполагает
целенаправленную работу по изменению
развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
потребностям ребенка, создание
психолого-педагогических условий преодоления
имеющихся у ребенка трудностей в овладении
деятельностью, способами и средствами
взаимодействия с окружающими, развитии
психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе
специальной организации
предметно-пространственной,
коррекционно-развивающей среды, специально
организованного взаимодействия взрослых с
ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское
направление – направлено на создание
необходимого информационного и мотивационного
поля ранней психолого-педагогической помощи,
активное включение родителей ребенка раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья
в целенаправленный коррекционно-развивающий
процесс. Адресатами консультативной помощи
являются как родители детей раннего возраста,
так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает
информацию о закономерностях развития ребенка в
раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
развития ребенка, задачах, направлениях и
средствах развивающего взаимодействия взрослых
с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в
процессе индивидуальных и групповых
консультаций родителям и педагогам, а также в
виде оформления стендовых консультаций.
На данном этапе я ставила перед собой задачу
обобщить, систематизировать накопленный опыт,
методы и формы работы с детьми раннего возраста,
а также выстроить систему действий по
становлению службы сопровождения развития
ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
В данный момент эта система осуществляется так:
Система психолого-педагогического
сопровождения:
- Анкетирование родителей (еще до поступления
ребенка в детский сад) (см. Приложение
1). Устные и письменные рекомендации
родителям по развитию детей раннего дошкольного
возраста и по подготовке к поступлению в детский
сад (см. Приложение 2). Изучение
медицинской карты. (Предварительный сбор
информации о ребенке, его особенностях, стиле
семейного воспитания, определение уровня
готовности ребенка к поступлению в детский сад.) - Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
родителями и воспитателями. Проведение
психологической диагностики уровня
адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
3). Основной задачей на этом этапе становится
выявление, комплексное обследование и отбор
детей раннего возраста, имеющих отклонения в
физическом, эмоциональном развитии и социальной
адаптации. - Заполнение воспитателем под руководством
психолога карты психофизического развития
ребенка раннего возраста (см. Приложение
4) с целью отслеживания гармоничности
/дисгармоничности развития ребенка, обобщения
информации об уровне развития детей,
планирования направлений индивидуальной работы
(индивидуально по эпикризным срокам каждого
ребенка). - Психолого-педагогическое обследование детей с
целью определения актуального уровня развития,
выявления проблем и недостатков развития. - Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
и осуществление индивидуальных комплексных
коррекционно-развивающих программ (в случае
необходимости).
Предполагаемые результаты:
- Раннее выявление отклонений в развитии детей.
- Устранение выявленных проблем в развитии в
течение дошкольного детства. - Повышение психолого-педагогической
грамотности педагогов и родителей. - Создание специально организованной
педагогической среды.
Литература:
- Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Организация психолого-педагогической помощи
детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - Диагностическое обследование детей раннего и
младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. - Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002. - Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
2005. - Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Источник