Уровни развития ребенка в психологии

I УРОВЕНЬ

1,5 – 2 года

 Второй год жизни – это новый этап в развитии ребенка. Основной в этом возрасте становиться предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает окружающее его пространство. Это период интенсивного роста и главным психическим новообразованием становиться речь. У ребенка появляется повышенный интерес к речи взрослого, он пристально наблюдает за движение губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово. Активная речь появляется, как правило, в полтора года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: дети, произносившие до этого отдельные слова или предпочитающие общаться с окружающими  с помощью мимики и жестов, начинают по собственной инициативе пользоваться речью. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и может быть не всегда понятно, однако, на протяжении второго года жизни артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

 Важным моментом  на этом этапе развития ребенка становиться первый опыт  общения со сверстниками. На втором году жизни начинается развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками.

  Таким образом, сфера жизнедеятельности малыша обогащается все новыми видами активности. 

  Программы работы развивающего детского психолога на этом уровне учитывает все особенности данного возрастного периода. Они строятся по следующим направлениям:

Познавательное развитие

На этом этапе малыш научиться:

соотносить конфигурации объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

отличать предметы по форме, величине и цвету;

учимся распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

навыки конструирования – по образцу, по просьбе педагога;

учимся держать карандаш, чертить кривую, закругленную линию, дорисовывать к рисунку взрослого;

учимся выполнять аппликацию из готовых форм;

лепить несложные формы (шарик, колбаску, столбик, бублик);

и т.д.

Игровые действия

Главным новшеством в развитии игровых действий  становиться  появление сюжетной игры. Ребенок учиться подражать взрослому, сверстнику, сказочному персонажу, использует несколько предметов заместителей, все это способствует развитию воображения и творческого (креативного) мышления. Ребенок повторяет слова из из знакомых сказок, подражает движениям персонажа.

Социально-эмоциональное развитие

 На данном возрастном этапе появляется долговременная эмоциональная память. Происходит закладка основных социальных связей, ребенок получает первый опыт совместного, конструктивного взаимодействия со сверстниками. Развитие эстетических чувств и тонких эмоциональных состояний: нежность, сочувствие, обида, радость, тоска, гнев (агрессия), страх, зависть, интерес.  

Речевое развитие

Программы, направленные на развитие речи ребенка включают в себя

обучение использованию  в речи прилагательных, местоимений, предлогов, наречий и т. д.;

учимся отвечать на вопросы по картинке «Кто это?», «Что делает?»;

учимся рассказывать по картинке в двух – трех предложениях;

учимся составлять предложения из трех и более слов;

знакомимся с названиями животных, предметов быта и т.д.;

учимся строить мини-диалоги со сверстниками.

Разработанные   психологические  методики опережающего раннего развития позволяют каждому ребенку развиваться  в соответствии со своим индивидуальным темпом.

Интеллектуальные тесты, оценивают не только степень общих способностей, но и различия в  видах первичных умственных способностях.

II УРОВЕНЬ

2,5 – 3года

Период интенсивного роста.

 Происходит интенсивное развитие активной и пассивной речи, общение становиться не только предметно-действенным, но и речевым. Значительно увеличивается словарный запас и изменяется грамматический строй языка. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни становиться важнейшим показателем психического развития ребенка. Существенно возрастает познавательная активность, предметная деятельность по-прежнему занимает значительное место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. К концу раннего детства для ребенка становиться значимым не сколько само действие, сколько его результат – например, важно подмести пол, а не просто проделать соответствующие движения веником. Появление у ребенка целеполагания становиться важнейшим этапом в развитии его предметно-практической деятельности и личности в целом.

Программы работы развивающего психолога на этом уровне учитывает все особенности данного возрастного периода. Они строятся по следующим направлениям:

Познавательное развитие

На этом этапе малыш научиться:

отличать предметы по признакам;

ориентироваться  в семи цветах спектра (включая черный и белый), сможет найти по образцу, по просьбе взрослого;

научиться выстраивать последовательность из трех – пяти предметов от большего к меньшему и от меньшего к большему, устанавливать соответствия, находить тождества;

  наглядно ориентироваться в конфигурации объемных геометрических фигур, сможет их назвать, определить на ощупь;

научиться собирать мозаику из трех-четырех частей;

малыш сможет дорисовать к рисунку взрослого недостающие детали, научиться рисовать кружочки, овалы, проводить линии, закрашивать подражать образцу;

научиться рисовать по собственному замыслу (творческое начало, развитие воображения)

 и т.д.    

Игровые действия

Ребенок научится проявлять инициативу в игре (творческое начало). Сможет «брать роль» и осознавать свою роль в игре, фантазировать (введение сказочного персонажа). Занятия направленные на конструктивное взаимодействие помогут перейти от «игры рядом» к «игре вместе», малыш с интересом взаимодействует с другими детьми, используя предметы-заместители (развиваем воображение, творческое мышление).

Социально-эмоциональное развитие

Психологом на занятиях создаются условия, способствующие гармоничному развитию личности. Программы, направленные на развитие психо-эмоциональной сферы, строятся на основе игровых упражнений. Ребенок научится выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами. Эмоционально выражать воображаемые ситуации (в игре). Ярко эмоционально реагировать на красивое и некрасивое (замечать, различать, оценивать). Эмоционально предвосхищать результат некоторых действий (зачатки планирования). Понимать состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Речевое развитие

На занятиях по развитию речи малыш научится

использовать сложные предложения при общении;

ребенок научиться использовать слова при выражении своих чувств, желаний, впечатлений;

использовать в речи эмоционально-выразительными оттенками;

обозначать словом свои эмоциональные состояния (боюсь, смеюсь, замерз, стесняюсь, радуюсь, расстроен и т.д.);

говорить грамматически оформленными фразами, использовать придаточные предложения в речи;

изменять слова по падежам и числам;

связно рассказывать по картинке;

передавать словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения;

малыш научиться придумывать окончание сказки, что способствует не только речевому развитию, но и развитию воображения и вариативного мышления;

использовать ролевую речь, придумывая текст не только от своего лица, но и от лица персонажа.

Формирование и развитие основных психических процессов

развитие целостного восприятия – по детали назвать целое воображение, сложить мозаику из трех- четырех частей;

первые представления о числе, показывает и говорит «один, два, три, много, мало», развитие абстрактных представлений;

учимся предвидеть результат (мыслительные способности), использовать средства для достижения цели (целенаправленные действия);

развивается устойчивость внимания – малыш способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание на интересной для него деятельности;

учиться различать правую и левую стороны;

обобщать предметы по их свойствам кто (что) летает? Кто (что) плавает?

Формирование слухового восприятия и устойчивости внимания – малыш длительно слушает сказку, предложенную педагогом;

И т.д. 

III УРОВЕНЬ

3-4 года

Новый этап в жизни ребенка. Формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Продолжается интенсивное обогащение словаря. Происходит  принятие модели поведения взрослых. На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два уровня были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. По-прежнему значительное место в развитии ребенка занимает познавательная активность и инициативность, но все это переходит в иное качество. Начинается  реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие дети на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 3-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.

Существуют различные программы, по которым проходят психологические занятия  для детей этого возраста.  Несмотря на определенное различие, все они своей основной целью ставят развитие основных психических процессов (мышление, воображение, развитие речи, развитие внимания, памяти), а также формирование и  развитие всех органов чувств и эмоциональной сферы ребенка.

  Предлагаемые психологические программы  позволяют ребенку легче адаптироваться в группе детей, создают безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, способствуют повышению уверенности в своих силах.

На этом возрастном  уровне работа психолога строиться по следующим направлениям. Малыш научится:

1.Формирование и развитие основных психических процессов и познавательное развитие

расширение представления детей о  цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания;

развитие зрительного внимания;

развитие логического мышления и связной речи;

формирование способности устанавливать связи между предметами, делать выводы;

развитие фразовой речи при ответах на вопросы; формирование способности  ясно и четко излагать, строить полные предложения;

развитие силы голоса, высоты и длительности звучания, и интонационной выразительности;

развитие наблюдательности,  умения анализировать, сравнивать и обобщать;

развитие произвольного слухового внимания и умения концентрироваться на слуховых образах;

активизация творческого мышления, воображения

формирование пространственных отношений;

умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

формирование дифференциации понятий  – право –лево, верх – низ;

развитие устойчивости и целенаправленности  внимания.

концентрация на тактильных ощущениях и формирование соответствующих образов;

развитие мышечного контроля;

отработка правильного диафрагмального дыхания и умения длительно выдыхать;

развитие координации движений.

2. Эмоционально-социальное развитие

развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка;

формирование активных личностных установок и навыков целенаправленной деятельности;

воспитание добрых чувств, умение сопереживать и принимать ответственность за свои действия;

повышение у детей уверенности в себе;

стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;

снятие эмоциональной тревожности.

 Результаты работы детского психолога не всегда появляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляются способности выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Источник

Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. Поскольку каждый автор периодизации заложил различные критерии для определения возрастных границ, они выделяют разные периоды и периоды по-разному называются.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Первой группе характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.
0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов
6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

2. Второй группе характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного “Оно” формируется “Я” ).

1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – “Сверх-Я” как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования “Сверх-Я”.

5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из “Оно”, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.
Основной критерий – интеллект.
– от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название “сенсомоторный”).
– от 2 до 7 лет дооперациональная стадия – мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
– от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.
– от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 – 1 год – раннее младенчество
социальное качество – надежда

  • доверие к людям, к окружающему миру.
  • взаимная любовь, связь ребенок – родитель
  • удовлетворение потребности в общении с родителями
  • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года – позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество – воля

  • самостоятельность
  • уверенность в себе
  • сомнения в себе
  • гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет – возраст игры
социальное качество- целеустремленность

  • инициативность
  • активность, живое воображение
  • подражание взрослому
  • признаки полоролевого поведения
  • чувство вины
  • пассивность
  • отсутствие инициативы
  • отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

  • стремление к достижению
  • трудолюбие
  • развитие познавательных и коммуникативных навыков
  • чувство собственной неполноценности
  • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
  • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
  • конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

  • эгоидентичность (собственная уникальность)
  • жизненное самоопределение
  • поиск себя
  • формирование мировоззрения
  • половая поляризация в формах поведения
  • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
  • путаница ролей
  • смещение временных перспектив
  • смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество – любовь

  • интимность
  • стремление к контактам с людьми
  • желание и способность посвятить себя другим людям
  • рождение и воспитание детей
  • изоляция
  • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека – трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) – 60 лет средняя взрослость социальное качество – забота

  • творчество (особенно в труде)
  • продуктивная и творческая работа над собой и другими
  • застой (особенно в труде)
  • эгоизм, эгоцентризм
  • непродуктивность в работе
  • ранняя инвалидность

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков
1 ступень – оживление (0-12мес)
2 ступень – одушевление (11-12мес – 5-6 лет)
3 ступень – персонализация (5,5 – 18 лет)
4 ступень – индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие “ведущая деятельность” было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Источник