Уровни развития ребенка в педагогике

Уровни развития ребенка в педагогике thumbnail

Для
объяснения вопроса о влиянии обучения
на развитие Л.С. Выготский ввел

понятие
о двух уровнях развития ребенка: первый
зона
актуального

развития;
второй – зона ближайшего развития
.

Первый
уровень характеризует собой уже
достигнутый ребенком

уровень
развития. Это уровень интеллектуальных
задач, которые он способен

решать
полностью самостоятельно, без помощи
взрослого. Второй уровень

обнаруживается
не в самостоятельном, а в совместном со
взрослыми решении задач

ребенком.
Второй уровень выше первого, так как
при помощи взрослого ребенок

способен
решать более сложные задачи.

Предположим,
говорил Л.С. Выготский, что два ребенка
одного и того же возраста

самостоятельно
решают задачи одного и того же класса
со сходным результатом.

Это
будет означать, что уровень их актуального
развития примерно одинаков и

соответствует,
допустим, умственному возрасту 7 лет.
Но давайте попробуем

предложить
им решать более сложные задачи в
сотрудничестве со взрослым. “Перед

нами,
– писал далее Л.С. Выготский, – два ребенка
с одинаковым умственным

возрастом
в 7 лет, но один из них при малейшей помощи
решает задачи на 9 лет, а

другой
– на 7 с половиной. Одинаково ли умственное
развитие обоих этих детей? С

точки
зрения самостоятельной их деятельности
одинаково, но с точки зрения

ближайших
возможностей развития они резко
расходятся. То, что ребенок

оказывается
в состоянии сделать с помощью взрослого,
указывает нам зону его

ближайшего
развития” (Выготский
Л. С
).

Уровень
актуального развития ребенка показывает
нам, какие психические процессы

у
него уже сложились, т.е. фактически по
его актуальному развитию мы можем

судить
об уже
завершенных

циклах развития. Однако целью образования

является
перспективное развитие ребенка, поэтому
развивающее образования

использует
не только достигнутые результаты
развития, но и процессы,

находящиеся
в стадии становления. В детском саду и
в школе учат чему-то новому,

продвигая
ребенка в его развитии, давая ему
возможность постараться сделать

немножко
больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы
развития у двух детей из нашего примера
различны, поскольку

различны
зоны их ближайшего развития. Поэтому
развивающее обучение всегда

ориентируется
на зону ближайшего развития ребенка,
превращая эту зону с

помощью
педагогики сотрудничества в актуальный
уровень развития ребенка. То,

что
ребенок сегодня делает в сотрудничестве
со взрослым, завтра он будет

делать
самостоятельно.

Л.С.
Выготский сделал следующие выводы: 1)
обучение создает зону ближайшего

развития,
которая затем переходит в сферу
актуального развития; 2) обучение

двигает
вперед развитие, опираясь не только на
созревшие функции, но и на те,

которые
еще созревают. Обучение должно идти
впереди развития. И потому Л.С.

Выготский
делает главный вывод: педагогика должна
ориентироваться

не
на вчерашний, а на завтрашний день
развития (т.е. на зону ближайшего развития

ребенка).

Концепции развивающего обучения.(Общая педагогика. С. 168-195.)

В
последние десятилетия теоретики и
практики отечественного образования
все

больше
внимания уделяют проблемам развивающего
обучения. Более того, одним из

основных
принципов реформирования российской
школы провозглашен принцип

развивающего
образования (Днепров
Э.Д.

Четвертая школьная реформа в

России.
– М., 1994. – С.159-160).

Конкретное
отражение проблема закономерностей и
принципов

обучения
находит в концепциях развивающего
обучения, разработанных

отечественными
психологами и педагогами. В последнее
десятилетие теоретики и

практики
отечественного образования уделяют
этой проблеме все больше внимания,

посвящая
ей научные труды, создавая методические
пособия и специальные

программы.
Более того, одним из основных принципов
реформирования российской

школы
провозглашен принцип развивающего
образования.

Однако
многие педагоги – ученые, учителя и
методисты все еще имеют смутные

представления
о сущности развивающего обучения, о
различных его видах и

формах,
о том, что в российской педагогике
существует ряд концепций

развивающего
обучения, трактующих этот вопрос
по-разному. В этой связи

целесообразно
обратиться к их анализу.

Концепция
Л.В. Занкова.

В конце 50-х гг. XX в. научным

коллективом
под руководством Л.В. Занкова было
предпринято масштабное

экспериментальное
исследование по изучению объективных
закономерностей и

принципов
обучения. Усилия исследователей были
направлены на разработку

дидактической
системы обучения младших школьников,
имеющей целью их общее

психическое
развитие1.
Они поставили

задачу
построить такую систему начального
обучения, при которой достигалось бы

гораздо
более высокое развитие младших школьников,
чем при

обучении
согласно канонам традиционной методики.
Эту систему предполагалось

создавать
путем организации экспериментов,
проведение которых изменило бы

существующую
практику, демонстрируя эффективность
использования особых программ

и
методов. Экспериментальное обучение
носило комплексный характер. Это

выражалось
в том, что содержанием эксперимента
являлись не отдельные предметы,

методы
и приемы, а “проверка правомерности
и эффективности самих принципов

дидактической
системы”1.

Основу
системы обучения, по Л.В. Занкову,
составляют следующие

взаимосвязанные
принципы:

  • обучение
    на высоком уровне трудности,

  • быстрый
    темп в

  • изучении
    программного материала, ведущая
    роль теоретических знаний,

  • осознание
    школьниками процесса учения,

  • целенаправленная
    и

  • систематическая
    работа по развитию всех учащихся,
    включая и наиболее

  • слабых.

Читайте также:  Развитие ребенка на 7 месяце жизни питание

Принцип
обучения на высоком уровне

трудности характеризуется, по мнению

Л.В.
Занкова, не столько тем, что превышает
“среднюю норму” трудности, а прежде

всего
тем, что раскрывает духовные силы
ребенка, дает им простор и направление

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической готовности к обучению. У ребенка развивается самостоятельность, разнообразит познавательная деятельность.

Научуванисть – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные компоненты обучаемости – обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение его практической и словесно-логической сторон). Эти особенности мыслительной деятельности детей обусловливают темп их развития в процессе обучения.

В результате использования педагогически и психологически не мотивированного методики, основанной на идее детского творчества, свободного выбора способов действий, возникает явление никак обучаемости.

Овладение дошкольниками учебной деятельностью происходит постепенно, на основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл. 3.1). Признаками первого уровня является производительность и целеустремленность всех процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе, способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных навыков дети могут решать доступные им практические и умственные задачи. Второй уровень характеризует неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью. Признаки третьего уровня свидетельствуют начало формирования учебной деятельности, обладающий внешняя дисциплинированность на занятии.

Таблица 3.1

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста (по А. В совой)

И

П

Ш

1. Слушают указания

2. Управляются ними в работе

3. В случае непонимания ставят вопрос

4. Правильно оценивают работу других

5. Правильно оценивают собственную работу

6. Достигается нужных результатов

1. Слушают указания, условно придерживаются

их в работе

2. Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3. Во время выполнения работы склонны к подражанию другим детям

4. Результаты условные

1. Слушают указания, но как бы не слышат

2. Не руководствуются услышанными указаниями в работе

3. Нечувствительны к оценке

4. Результата не достигают

Эти показатели безотносительные возрастным параметров, они отражают развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из которых характеризуется осложнением познавательного содержания, повышением требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста. их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, потому что знания, умения и навыки они усваивают, однако у них еще не сформирована потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на занятиях, ставить перед ними познавательные задачи. Однако эти задачи еще непосредственно связанные с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В этом возрасте обучение обслуживает практические потребности ребенка и создаёт предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной деятельности, способности к умственному и волевого усилия. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших дошкольников оказываются в равнодушии к простым игр и игрушек, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу, повышении любознательности, требовательности к себе и к другим.

Учебная деятельность в старших дошкольников часто выделяется из других ее видов. Они начинают целенаправленно усваивать определенные знания, умения и навыки, приобретают способность решать разнообразные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и имеет сформироваться до конца дошкольного детства.

В общем полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их психологическую готовность к школе и учебе в ней.

Источник

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь.  Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Содержание

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

Занятие рисованием в садике

На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с рда

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.

Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип научности

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены

Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и  правильного представления  о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Принцип наглядности

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип наглядности — ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и  овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Принцип доступности

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

Задания должны быть доступными для ребенка

Читайте также:  Характеристика периодов развития ребенка по выготскому

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.

Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.

Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

Обучение чтению по Зайцеву

  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый  верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится

Источник