Уровни развития ребенка в начальной школе
Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.[2, с. 28]
С физиологической точки зрения это достаточно тяжелый период — происходит интенсивный физический рост, за счет чего наблюдается дисгармония в физическом развитии (в 6 – 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо), оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что влечет за собой временное ослабление нервной системы (процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, что проявляется в повышенной утомляемости, сильной эмоциональной возбудимости и беспокойстве, повышенной потребности в движениях).
В практике школьных психологов чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет:
1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.
3. Задержка развития мелкой моторики рук.
4. Недостаточно развитое внимание.
5. Недостаточно развитая произвольность.
6. Нарушение формирования учебной мотивации.
7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
9. Высокая утомляемость.
Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.
Необходимо отметить, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других. К сожалению, в последнее время таких детей становится все меньше.
У большинства первоклассников наблюдаются проблемы с вниманием, оно произвольно удерживается около 20 минут, после чего наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Некоторые дети утомляются крайне быстро: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально; бывают диаметрально противоположные примеры: ребенок по мере увеличения усталости становится все более активным, начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности; есть дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя.
При утомлении у детей ухудшаются:
— переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);
— концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);
— распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).
У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания: если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — у него сформировано произвольное внимание (способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности). Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способность обусловлена воображением, а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие — потом, получу такой-то результат). Сформированность плана, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее. Умение представить себе цель и способы ее достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.
Ученые также отмечают социальное развитие, характерное для младшего школьного возраста:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью (характерны результативность, обязательность, произвольность, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому (эмпирическому) мышлению (формируется теоретическое отношение к действительности и на его основе теоретическое мышление и основы теоретического сознания).
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отношении маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей, как итог происходит произвольность психических процессов (восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства (например, план) и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным; несомненно, произвольное внимание еще нестабильно, только формируется, его удержание возможно только при волевом усилии).
5. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
6. Происходит смена распорядка дня (день становится строго нормированным, что ведет к высокой утомляемости, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении; школьники устаю уже через 25-30 минут урока).
7. Укрепляется новая внутренняя позиция (ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству).
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми( интенсивно развивается сомосознание, что напрямую зависит от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом, стиля семейного воспитания, принятых в семье ценности, взаимоотношений родителей и школы; обучающийся младших классов учится умению приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми). [4, с. 55-64]
В младшем школьном возрасте (6-7 лет) интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру (нормативное, девиантное или акцентуированное) напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.). В случае социальной неадаптации школьника уже в первом классе могут наблюдаться различные невротические и психосоматические проявления, как следствие этого негативное отношение к школе и учебе. [3, с. 51]
Также немаловажную роль в формировании личности необходимо отвести и семейному воспитанию: ведь именно его недостатки приводят к развитию таких качеств, как капризность и упрямство, являющимися своеобразной формой протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего “хочется”, во имя того, что “надо”.
Все вышеперечисленное может привести к формированию системы психологической защиты, когда ребенок заведомо отвергает все, что приходит извне, не разделяя на позитивное и негативное по отношению к нему. Он автоматически и без участия контроля со стороны сознания и самосознания негативный компонент переносит на какого-либо участника событий, которому приписывается отрицательная роль в их развитии. У такого младшего школьника не развиваются необходимые качества личности, позволяющие различать и позитивное, и негативное по отношению к нему, адекватно их анализировать и соответствующим образом реагировать.
Также Каменская В.Г. выделяет такую форму психологической защиты от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, как отрицание. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной. [1, с. 18]
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Именно в этом возрасте формируется понятие дружбы, которая выполняет целый ряд важных функций:. развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Коломинский Л.Я. рассматривает так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, – к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника. [15, с. 64]
В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов: привлекательные или непривлекательные нравственно-психологические черты сверстника, хорошая или плохая учеба, особенности поведения в школе и вне ее, низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности.
Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от развитости у него самоуважения, т.е. осознание себя как успешного в какой-то области (не обязательно школьной) человека.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: поступление в школу – переломный и тяжелый период момент в жизни каждого ребенка как с физической, так и с психологической точек зрения. Жизнь первоклассника кардинально меняется: уходят свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность, и наоборот появляется целый ряд требований, обязательных к исполнению: ежедневный труд, режим дня, подчинение разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнение требований учителя и т.д. Все эти факторы необходимо учитывать при работе и общении с младшими школьниками как учителям, так и родителям.
Только полноценное совместное проживание этого возраста родителями, педагогами и школьником является тем необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта.
Список использованных источников
- Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991.- С. 18.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.- С.28.
- Дубровина, И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 1987.- С.51.
- Коган, А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / А.Б. Коган. – М.: Высшая школа, 1988.- С. 55-64.
- Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
- Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.,1973. – 352с.
Источник
- Влияние сверстников играет все большую роль в отношениях детей в младшем школьном возрасте.
- Первоклассники, как правило, становятся лучше в совершествовании своих бытовых навыков
- Во втором и третьем классах дети начинают понимать более сложные идеи, такие как причина и следствие.
- Десятилетние и 11-летние дети все больше заинтересованы в том, чтобы проводить время с друзьями.
- В четвертом-пятом классах многие дети начинают общаться с более невербальным языком, например, позой и тоном голоса.
Физическое развитие
Первоклассники обычно начинают год нескоординированным и неуклюжим, потому что большие мышцы рук и ног лучше развиты, чем мелкая моторика, используемая для небольших движений.
В возрасте 7 и 8 лет ваш ребенок продолжает работать над совершенствованием своих физических навыков. Моторный контроль и выносливость могут улучшиться.
В возрасте 11 или 12 лет девочки и мальчики начинают развиваться с разной скоростью. Девочки имеют тенденцию к росту в возрасте от 9 до 11 лет, в то время как мальчики активно растут в возрасте от 11 до 12 лет.
Рекомендации для родителей:
- Тренируйте мелкую моторику: для этого можно тренироваться с ножницами, научить ребенка плести браслеты из бисера или резиночек, ежедневно тренировать письмо, учить ребенка завяывать пуговицы, шнурки, молнии
- Следите за аппетитом ребенка и помните, что ему нужно больше времени для сна
- Танцуйте с музыкой, возможно, даже добавляя крутые движения, такие как вращение на месте, не двигаясь с одного места
Когнитивное развитие
В младшем школьном возрасте формируется умение мыслить и умение решать проблемы. Дети склонны говорить на более взрослом уровне и начинают проявлять интерес к конкретным видам деятельности, которые их интересуют. Большинство детей в возрасте возрасте 7-9 лет:
- Ищут причины, лежащие в основе вещей; задают вопросы для получения дополнительной информации
- Способны понимать причину и следствие и делать более глубокие связи (например, понимают 6 + 2 = 8, затем 8 — 6 = 2)
- Начинаю планирование вперед; могут создать рисунок чего-либо для построения или план для эксперимента
- Увеличивают время внимания; могут сидеть и обращать внимание на то, что их интересует, по крайней мере, 30-45 минут
- Любят коллекционировать вещи
Дети 3-4 классов обычно начинают больше думать об абстрактых идеях, а не о вещах, которые они могут наблюдать. Улучшается умение организовывать мысли и планировать. Тем не менее, вашему ребенку все еще сложно сортировать факты из мнений. Большинство детей:
Языковое развитие
В течение этого периода развитие языка обычно продолжается неуклонно. Словарь растет, и дети начинают проверять слова, которые они прочитали, но не услышали. К концу третьего класса большинство детей могут делать следующее:
- Понимают, что они читают, и начинают двигаться от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться»,
- Изучают лексику через чтение
- Начинают играть со словами, чтобы делать каламбуры; понимать шутки и загадки
- Используют «плохие» слова для ударной ценности
- Используйте письмо как способ выразить чувства, рассказать истории и обобщить информацию
Социальные и эмоциональные вехи
Младшие школьники могут быть немного грубыми социально и эмоционально.
Дети начинают сужаться до нескольких хороших друзей, но эти дружеские отношения могут быстро измениться. К концу третьего класса большинство детей:
- Испытывают моменты крайней незащищенности и нуждаются в большом поощрении от родителей
- Часто меняют свое настроение
- Испытывают ощущение, что все против них, а затем могут быстро вернуться в состояние, что все просто отлично
Дети в возрасте 10-11 лет имеют очень активную социальную и эмоциональную жизнь. В этом возрасте ваш ребенок может изо всех сил пытаться найти свои таланты, одновременно пытаясь выглядеть как все. Дети в этом возрасте часто:
- Не уверены в себе и изменениях в своем телах
- Имеют перепады настроения и низкую самооценку (это проявляется более выраженно у девочек).
- Проверяют родителей и учителей на прочность, пытаясь выяснить, какие правила являются предметом переговоров, а какие нет
- Все более независимы от семьи и у них растет интерес к своим друзьям
- Может столкнуться с сильным давлением со стороны сверстников и трудно сопротивляться, если у них проблемы с самооценкой
Рекомендации для родителей:
- Начните видеть вещи с других точек зрения и включите их в повседневную жизнь
- Поддерживайте ребенка
- Проводите совместное время досуга и личное время с каждым ребенком
- Воспитывайте не словом, а примером
- Говорите детям, что любите их и гордитесь ими
- Скажите, что ребенок может вам доверять
- Развивайте ребенка, не зацикливайте развитие на посещении только школьных занятий и игр в планшет.
Этапы развития младших школьников типичны, но помните, что дети развиваются в своем собственном темпе. Если вы обеспокоены развитием своего ребенка, рекомендуем лично поговорить со своим врачом или учителем. И школа, и врач могут помочь вам разработать план, куда идти дальше. Полезно и важно общаться с другими родителями и предупреждать возможные сложности.
Именно для предупреждения возможных сложностей и для того, что бы в системе развивать младших школьников, создан клуб Гениальных детей.
Запишите ребенка в клуб Гениальных детей и получите уникальную систему развития вашего ребенка.
Клуб развития ребенка — это школа развития вашего ребенка прямо у вас дома. Это 365 полезных занятий по семи сферам развития:
В основу Концепции годовой программы и названий дней развития легли увлекательные книги для детей.
Все 365 дней клуба — это 365 детских книг и историй, порой невероятных, сказочных, порой волшебных, часто невыдуманных.
Каждый день — новая книга и приключение. А какое задание скрыто за ее названием, узнают участники клуба Гениальных детей.
Путешествие в страну развития ждет вас не выходя из дома.
Записывайте ребенка прямо сегодня
Зачем записать ребенка в клуб гениальных детей?
— Для развития памяти и внимания
— Чтобы ребенок подготовился к школе или стал лучше учиться
— Всестороннее развитие и общее развитие
— Расширение кругозора за пределами школьной программы
— Разностороннее развитие в одном месте
— Регулярное получение знаний с удовольствием
— Подготовка к школе, обучение важным жизненным навыкам
— Показать, что обучение может быть в радость.
— Показать, чтоо получать знания необходимо не для оценки, а для себя и для применения их в повседневный жизни.
Каков формат клуба?
В течение целого года на почту будут приходить видео-уроки, на разные сферы развития наших детей. Уроки в формате видео-заданий отправляются ежедневно один раз в день в 12 часов дня.
Итогом выполнения задания могут быть — видео-ролики, снятые детьми на заданную тему, рисунки, ответы к задачам или головоломкам, мнение ребенка или изобретения.
Уроки можно делать ежедневно, или выполнять все задания один раз в неделю.
Вам останется лишь подключить ребенка к системе и показать, как загружать ответы. Это не только полноценная школа развития у вас дома, но и уникальная возможность познакомиться с другими ребятами и родителями, подружиться и поверить в себя.
Будут ли ежедневно проверяться уроки?
Ежедневно уроки проверяться не будут, будут выборочные проверки и ответы детям. Мы данным образом обучаем детей делать не потому что «проврят и сделают а-та-та», а потому что самому нравится и хочется.
Воспитанные постоянной проверкой в школе, в интитуте дети получают свободу и не умеют работать, когда нет постоянных проверок. В итоге из-за свалившейся свободы дети отчисляются с первых курсов повсеместно.
Однако наша команда будет проверять и комментировать работы детей с большим удовольствием.
Сегодня последний день, когда Вы можете записать ребенка в клуб по акционной цене.
В полдень 15 января выйдет первый урок клуба, и цена за год участия станет выше.
Оплата за клуб единовременная за год обучения и 365 развивающих уроков по всем семи сферам. Никаких дополнительных оплат за продление доступа не потребуется
Источник