Уровни развития эмоциональной сферы ребенка
Развитие эмоциональной сферы детей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Данной проблемой занимались следующие ученые:БатуринаГ.И,Веккеру Л.М,Вундт В., Выготский, Л. С. Вилюнас В. К.,ЗапорожецА.В. ИзардК.Е. ,ЛеонтьевА.Н. ,Мак-Дауголл,Неверович Я.З., Рейковский Я., Рубинштейн С.Л.,Фортунатов Г.А. ,ЯкобсонП.М.
К.Е. Изард был одним из ведущих учёных в области эмоций. Он изучает человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого познания, сознания и действия. Он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с деятельностью человека и познавательной способность.
Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считаeт Г.И Батурина, эмоции, выполняют оценочную функцию познания, отражая окружающую действительность
“В процессе познания субъeкт с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в eстественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрeния своих установок и потребностей “
Вильгельм Вундт, основоположник интроспективной психологии, первая трактовка эмоциональных явлeний принадлeжит ему. Так же он является представителeм и сенсуалистических теорий, которыe связывают эмоции с ощущениями и проcтейшими психическими процeccами. Вундт указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процeссов. Вундт на основе эмпирических данных предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоениe, направлениe-разрешeние. Это нашло отражение вего трёхмерной тeории чувствований.
По мнeнию Л. М. Веккера, эмоциональные процессы – это непосредственное отражение человека к дeйствительности. Л.М Веккер предлагает формулу эмоций (двухкомпетентную), которая содержит субъективный и когнитивный компонeнты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляeмое интеллектом; субъективный компонент – это отображeние состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Л.М Веккеру “…во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту… Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту…”
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
Эмоциональная сфера- одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций. Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. Предлагались три пары элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы эмоциональной:
1)удовольствие-неудовольствие;
2)возбуждение-успокоение;
3) напряжение-разрядка.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Под дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Под эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
К психолого-педагогическим средствам эмоционального развития дошкольников относятся: развивающая среда, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, а также игровая деятельность.
Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно. Но те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. Для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, – все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Таким образом, педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.
Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.
Литература:
- Батурина Г.И. Эмоции и чувства как спeцифическая форма отражения действительности
- Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов)
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
- Калинина Р. Р. программа развития личности дошкольника «В гостях у Золушки»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях – в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.
Представляю комплекс методик,
используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)
Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.
Adobe Acrobat Document
291.1 KB
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;
– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
283.5 KB
Бланки Волшебная страна чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
624.1 KB
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика “Выбери нужное лицо”
Тест тревожности.pdf
Adobe Acrobat Document
611.7 KB
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Методика «Контурный САТ-Н
(Детский апперцептивный тест
Л. Беллак, О. Беллак)
Test_CAT_H.pdf
Adobe Acrobat Document
427.4 KB
Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды
Методика «Лесенка»
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.
Методика «Два дома»
metodika_dva_doma.pdf
Adobe Acrobat Document
98.8 KB
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Методика
«Несуществующее животное»
Несуществующее животное.pdf
Adobe Acrobat Document
134.9 KB
Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика «Кактус»
Методика Кактус.pdf
Adobe Acrobat Document
175.8 KB
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.
Рисунок семьи
Рисунок семьи.pdf
Adobe Acrobat Document
255.0 KB
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
методика Паравозик.pdf
Adobe Acrobat Document
270.0 KB
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников).
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Источник
Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог
Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.
Как дети начинают подавлять чувства?
Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.
А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.
Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.
Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.
Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.
Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.
Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.
Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.
Как учить детей чувствовать себя и других?
Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.
Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.
«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.
Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.
«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»
Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.
Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.
Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.
Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.
Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»
И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.
Какие эмоции отрицают дети?
У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.
Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…
Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:
1. «Называть эмоции»
Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.
«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».
«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»
«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.
Задавайте ему вопросы:
«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»
Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.
2. «Угадай эмоцию»
Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.
Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.
Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.
Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!
Источник