Уровни психического развития ребенка по выготскому
Культурно-историческое направление в психологии развития
1. Теория развития Л. С. Выготского.
2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
3. Концепция Д.Б. Эльконина.
4. Теория развития личности Л.И Божович.
5. Модель развития общения М.И. Лисиной.
6. Теория развития психики А. Валлона.
7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).
Теория развития Л. С. Выготского
Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историческая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством.
В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-генетической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодействие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и сознание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.
Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.
Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.
Культура видоизменяет природу сообразно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).
Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:
– Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).
– Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.
– Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.
– Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).
В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундаментальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершившиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.
Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или более знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.
Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.
Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную позицию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не развитие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических особенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.
Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изучалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.
Источник
В основу активно разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.
Понятие «зона ближайшего развития» оформилось в культурноисторической теории Л.С. Выготского уже в 30-е годы XX в. Это стало возможным после того, как ученый разработал методологические основы концепции психического развития ребенка. В книге «Педагогическая психология», опубликованной в 1926 г., понятия «зона ближайшего развития» еще нет. Его нет и в книге «История развития высших психических функций», написанной в 1930—1931 гг. Однако в лекциях по педологии, прочитанных Л.С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте в 1932—1934 гг., он говорит о законах психического развитии ребенка и, в том числе, о зоне ближайшего развития. Анализ работ Л.С. Выготского позволяет выделить три контекста, в которых обсуждается зона ближайшего развития: при формулировании принципов диагностики психического развития, при характеристике внутренних процессов развития, при постановке проблемы обучения и развития. В «Лекциях по педологии» и статье «Проблема возраста» он описал два уровня развития — актуальный уровень и уровень ближайшего развития. Уровень актуального развития — это «знание итогов вчерашнего дня». Определение еще не созревших, но находящихся в периоде становления процессов есть определение зоны ближайшего развития.
Как можно диагностировать зону ближайшего развития? Через изучение возможностей ребенка к подражанию и сотрудничеству с взрослым или сверстником. «Выясняя возможности ребенка при работе в сотрудничестве, мы определяем тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка. Таким образом, исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня», — писал Выготский[1].
Л.С. Выготский сформулировал общий способ диагностики умственного развития. В упомянутой статье «Проблема возраста» он использует ЗБР для характеристики индивидуальных различий детей. Оценить уровень развития ребенка можно исходя из того, каков прогноз его развития. Это иллюстрируется так: диагностика зоны ближайшего развития одного восьмилетнего ребенка показывает, что он может с помощью взрослого решать задачи для двенадцатилеток (вероятно, Выготский здесь имеет в виду широко распространенные в то время задачи из теста интеллекта А. Бине), а другой восьмилетний ребенок в сотрудничестве продвигается лишь на один год. Конечно же, ЗБР не измеряется годами. Однако эта идея позволяет более дифференцированно относиться к диагностике.
Результаты диагностики должны характеризовать актуальный уровень развития ребенка и его возможности к развитию в обозримом будущем, т.е. возможности, становящиеся реальностью при разнообразной по форме и содержанию помощи взрослого. В статьях «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» и в стенограммах лекций понятие «зона ближайшего развития» раскрывает внутренние связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. По словам Л. В. Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения, они идут вслед за обучением, создающим зону ближайшего развития. Обучение — движущая сила развития. Именно благодаря обучению развиваются высшие психические функции (логическая память, аналитическое мышление и др.). Лев Семенович Выготский сформулировал основную роль обучения: это передача знаний, умений и навыков, кои, безусловно, нужны развивающемуся человеку. Сейчас в западной психологии на место знаний, умений, навыков развили идею о компетенциях — это более широкое понятие, описывающее общие проявляющиеся способности человека к реализации себя в той или иной области.
Психологический смысл обучения состоит в том, что в процессе обучения ребенок (учащийся) становится способным овладеть своим поведением. Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. Итак, зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л.С. Выготский, — когда оно идет впереди развития»[2]. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.
Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л .С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР. ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создает интеграция ее в коллективе.
А.К. Маркова определила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития — обучаемость, развиваемость, воспитуемость[3].
Обученность. Прежде всего, надо выявить наличный уровень того, что уже сложилось в опыте ребенка, что явилось результатом всего предшествующего обучения (систематического и стихийного, воздействий на ребенка учителей, родителей, сверстников) и на что можно опереться в дальнейшей работе. Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это и принято называть обученностью. Учение направлено на переход ученика из состояния необученности в состояние обученности. Итак, обученность — это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой — цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения — создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности. Обученность включает: наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний; сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения.
Знания очень неоднородны, они имеют разную психологическую значимость. Можно различить виды знаний, этапы и уровни их усвоения. Виды знаний: знания о фактах, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и методах познания. Очевидно, что более весомы для умственного развития законы и теории, знания о деятельности, хотя знания о фактах подготавливают сдвиги в развитии.
Развитость. Каждый учащийся к настоящему моменту имеет тот или иной уровень развития (развитость). Это актуальный уровень развития, не совпадающий с обученностью. Б.Г. Ананьев писал: «В процессе определенного вида деятельности создаются не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и потенциал развития человека. Эта характеристика человеческого развития в виде обучаемости, воспитуемости, способностей к развитию имеет для педагогики не меньшее значение, чем обученность, воспитанность, образованность человека в определенный момент воспитания»[4]. У обучающегося может быть высокий уровень развития (у него хорошие способности), но низкая обученность; и, напротив, у ребенка может быть низкий уровень развития, не очень хорошие способности, но он натренирован, обучен. Развитость, таким образом — это совокупность характеристик развития. Развитость — действование в уме, действование с абстрактными отношениями, познавательная инициатива и т.д.
Если говорить о диагностике собственно умственного развития, то отметим: ни знания, ни учебная деятельность не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем. Поэтому определение развитости у школьника включает: характеристики абстрактного отвлеченного мышления; оперирование ключевыми понятиями, принципами, законами в данном учебном предмете; познавательную инициативу как выход за пределы заданного; самостоятельное обнаружение новых закономерностей и скрытых возможностей задачи (продуктивное мышление, креативность); рефлексию как осознанность деятельности; произвольность и преднамеренную организацию познавательной деятельности. Выявление этих параметров приближает нас к проникновению в сущность умственного развития.
Воспитанность. В каждый данный момент учащийся находится на определенном уровне личностного развития (безусловно, связанного с умственным). Называется это воспитанностью. Важный шаг в определении развития школьников — выявление личностных характеристик ученика в процессе обучения. Умственное развитие нельзя отрывать от личностного, от воспитанности школьника. Воспитанность не может быть сведена к внешним правилам этикета поведения (пропустил старшего в дверь, первым поздоровался со старшим). Воспитанность — это сумма, конгломерат многих качеств ученика (от искренности до интернационализма). Стержнем воспитанности, по мнению А. К. Марковой, является согласованность трех компонентов: нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе); нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов — то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон; нравственных поступков и нравственного поведения в учении. Поэтому психологическими показателями воспитанности являются: широкий запас нравственных знаний, усваиваемых на осознанном уровне; понимание окружающих; нравственные убеждения; мотивы и цели, проявляющиеся в интересе к различным способам деятельности, в добровольном выполнении необязательных учебных заданий, в «сильном» целеполагании — доведении до конца монотонной деятельности, помехоустойчивости, отсутствии разрушения учебной деятельности в случае затруднений, ошибок; реальные повторяющиеся нравственные поступки школьника в учении1.
Итак, согласно теории Л.С. Выготского, каждому этапу жизни ребенка соответствует и определенная зона его потенциальных возможностей, перспективы, зона ближайшего развития. Б.Г. Ананьев, отмечая, что обучение в начальной школе может не приводить к развитию, писал: «Прогресс обученности детей непосредственно не влечет за собой роста обучаемости»[5][6]. Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость) есть потенциальные возможности и в сфере развития. А.К. Маркова называет это явление развиваемостью. Развиваемость определяется: способностью, возможностью к дальнейшему развитию; готовностью к переходу на новые уровни развитости; проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.
Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития — воспитуемость, которая определяется: откликаемостью на воспитательные воздействия извне; готовностью к переходу на новые уровни развития личности1.
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе с взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР характеризует возможности и перспективу развития, и ее определение имеет чрезвычайно важное значение для диагностики психического развития.
Вопросы и задания
- 1. Подготовьте доклады о культурно-исторической концепции Л .С. Выготского.
- 2. Подготовьте сообщения о положениях концепции Л.С. Выготского о ЗБР и ЗАР.
- 3. Расскажите об основных «пластах» развития и их показателях в соответствии с уровнями психического развития по А. К. Марковой.
- 4. Дайте точные определения следующих понятий: знания, умения, навыки, компетенции, обученность, развитость и воспитанность, обучаемость, развиваемость, воспитуемость, откликаемость.
- 5. Как вы думаете, почему именно интеграция в коллективе создает оптимальные условия для выявления ЗБР личности?
- 6. Найдите самостоятельно ответ на вопрос: чем нормативная возрастная диагностика отличается от симптоматической диагностики?
Источник