Уровне речевого развития ребенок начинает пользоваться фразой
В 50—60-х годах XX века сторонниками феноменологического подхода (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой и др.) был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.
На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих.
Отдельные слова,которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.
Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.
Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления.При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.
Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных,прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.
Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться,способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.
На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.
Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.
Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия,качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.
Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков,нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.
Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.
Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами.
Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3—4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие,сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.
Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов.
Третий уровень речевого развития характеризуется тем,что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.
В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов,фонетические недостатки менее разнообразны.
Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.
К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.
Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.
Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.
Патогенетический анализ структуры дефекта крайне важен при отборе детей в специализированные учреждения и их дальнейшем обучении. Данный подход предполагает уточнение структуры первичного речевого дефекта и отграничение речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (отграничение ОНР от ЗПР, легких форм умственной отсталости, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, своеобразного психического развития по типу раннего детского аутизма).
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость,нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки у детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.
Дети,вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.
Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы.Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти,невозможность удержать словесный ряд.
У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности,низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.
Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.
Источник
Обычно к 5-6 годам при нормальном развитии ребенок овладевает в полной мере фразовой речью, осваивает уровни сложного предложения. К этому возрасту у ребенка уже достаточно объемный словарный запас, он легко пользуется нормами грамматики, лексики, словообразования, и с воспроизведением звуков трудностей не возникает. Но до этого малыш проходит несколько стадий развития речи.
4 уровня развития речи у дошкольников
Не сразу ребенку удается заговорить. Постепенно, трудолюбиво ему предстоит освоить ступени познания языка с точки зрения фонетики, грамматики, лексики и словообразования. Уровни речевого развития детей описывались и изучались многими специалистами в области педагогики, языковедения и логопедии. Например, профессор Т. Б.Филичева выделила 4 уровня развития речи.
- 1 уровень – до 2-3 лет,
- 2 уровень – с 2-3 до 4 лет,
- 3 уровень – с 4 до 5 лет,
- 4 уровень – с 5 до 6 (7) лет.
Их краткая характеристика приведена в таблице ниже.
Возраст | Словарный запас | Уровень развития речи |
до 2-3 лет | до 500-800 слов | Речь лепетная, часто жесты и мимика заменяют слова. Искажение слов с пропуском нескольких слогов, подмена и перестановка звуков и слогов. Фразы слабо выражены. |
3-4 года | до 1900 слов | Речь привязана к ситуации, предложения простые. Части речи: существительные, глаголы, местоимения. Не выговаривает сонорные, проблемные Г, К. Могут смягчаться твердые, свистящие и шипящие подменяются. |
4-5 лет | 2000-2500 слов | Начинает активно использовать прилагательные. Сочиняет рифмы и созвучные слова. Интересуется звучанием речи. Часто использует только прямое значение слов. При словообразовании использует уменьшительные суффиксы. Использует союзы, в том числе подчиненные. Умеет выражать качественные и количественные отношения предметов, явлений и действий. Слоговая структура слова начинает осознаваться на слух. Произношение звуков четкое, с незначительными искажениями – Р. |
5-6 (7) лет | 4000 слов | Речь складная и часто развернутая, с использованием сложных конструкций предложений. Склонения, изменение по временам, родам, числам продолжают осваиваться. Слоговая структура расшифровывается зрительно. Речь строится верно грамматически и по смыслу. Начинает понимать переносные значения слов. Звуки произносятся правильно. |
Характеристика уровней речевого развития может помочь в определении ступени освоения языка ребенком. Каждому уровню соответствует определенный психологический возраст с параметрами восприятия явлений окружающего мира. Ведь внутренний мир ребенка неразделим с его речью. Уровни речевого развития дошкольников подробно описаны ниже.
1 уровень развития речи: особенности психологического восприятия
Дети 1 уровня речевого развития отличаются эмоциональным восприятием мира, они еще не логичны, и речь их ситуативна. Чем младше ребенок, тем больше он считывает реакцию на мир в ее мимическом, жестикулярном и звуковом выражении у взрослых. Это значит, что если взрослый уронил игрушку, поднес ладони к щекам и воскликнул «Ой, упала!», то в такой же ситуации ребенок сделает и произнесет то же самое. Но если упадет не предмет из рук, а человек, то малыш не отреагирует так же – это другая ситуация для ребенка.
Грамматические, фонетические особенности 1 уровня
Для разговора дети этого уровня используют подкрепленные мимикой и жестами звукоподражания, лепет и выстроенные на его основе неясные предложения, с нечетким искаженным произношением. Также с трудом воспринимаются:
- категория элементарных предлогов (с, под, перед…);
- грамматические различия множественного или единственного числа;
- родовые различия (бежал – бежала – бежало);
- глагольное время (делает, будет делать, делал);
- степени сравнения прилагательных (сильный – сильнейший).
От восприятия слоговой структуры слова первый уровень далек. Для детей 1-го речевого уровня характерен небольшой объем слов бытового содержания, произнесенных лепетным образом, урезанных. Например: «амот» – бегемот, «иська» – зайчишка. Можно нередко услышать у детей начального речевого уровня и несуществующие слова – обозначения каких-то предметов, чувств, действий. Например: «абуки» – ботинки. Такие слова могут обозначать даже несколько предметов. Например: «кеся» – конфеты, сахар, мед, любимый мишка, веселье. Здесь слово «кеся» обозначает как предмет «конфета», так и то, что имеет с ним связь через ассоциации качеств: сладкий, вкусный, приносящий радость, состояние наслаждения.
Дети этого уровня не используют морфологических явлений для выстраивания грамматики. Это значит, что «фраза» состоит из корневых слов без использования в зависимости от ситуации приставок, суффиксов и окончаний. Такие «фразы» могут быть поняты только в условиях контекста конкретной ситуации, ее ребенок пытается обрисовать при недостатке словарного запаса жестами, мимикой, восклицаниями, звукоподражаниями.
Рекомендации по развитию речи 1-го уровня
В таком случае коррекция не требуется. 1-й уровень допустим до 3-х лет. Вплоть до трехлетнего возраста у ребенка жизненный опыт не богат, он еще не способен осознанно взглянуть на разнообразие проявлений окружающего мира. Именно поэтому с ребенком требуется больше беседовать, говорить названия предметов, состояний природы и человека, стараясь не искажать слова. Пусть малыш не сразу освоит правильное произношение, но он обязательно запомнит его.
2-й уровень развития речи, особенности психологического восприятия
Дети начинают использовать речь для общения со сверстниками. Со взрослыми беседа заводится с познавательной целью, причем дети стараются и хотят быть понятыми, а взрослые стараются соблюдать различные нормы языка при ответе на вопрос. Со сверстниками разговор строится по-другому. Малыши показывают друг другу предметы, явления, действия и высказывают свои суждения по этому поводу. Причем они не заботятся о том, чтобы их поняли. В этом возрасте сказанное ребенком ребенку по умолчанию воспринимается услышанным и понятым. Беседа может вестись в разной форме, в зависимости от эмоционального восприятия собеседника. Это может быть игра, пояснение или эмоциональный выплеск. Также ребенок часто сопровождает речью любое свое действие. На третьем уровне развития в речи ребенка появляется все больше слов активного и пассивного запаса, продолжают формироваться зачатки понимания грамматических свойств языка.
Грамматика, фонетика и словообразование на 2-м уровне
Словарный запас на 2 уровне речевого развития увеличивается. Коммуникативных возможностей становится все больше. Воспроизведение звуков еще достаточно искаженное, грамматические формы не четкие. Ребенок лучше овладевает формами с ударением на последнем слоге. Речевые средства на этом уровне становятся более постоянными. Уже появляются слова, обозначающие не только предметы, действия, но и их свойства (белый, быстрый, красиво). Еще нет большого объема слов, обозначающих цвет, форму, размер, поэтому дети часто пытаются заменить их словами знакомыми. Например: вместо «огромный шар» – «кружок до неба». Уже появляется фразовая речь в ее истинном понимании.
У ребенка расширяется активный словарный запас (слова, употребляемые в ежедневной речи) и пассивный (набор слов, известных ребенку). Находясь на втором уровне развития, ребенок уже начинает понимать грамматические формы, делает не всегда успешные попытки склонения по падежам (существительные, прилагательные) и временам (глаголы). Грамматическое изменение формы ребенком еще не воспринимается как повод к смысловому преображению, поэтому и формообразование не играет роли для речетворения ребенка этой ступени. Например: вместо «котик шел по улице» – «котя шел улица». Предлоги на этом этапе употребляются часто ошибочно, со смысловой подменой. Например: вместо «залез под стол» – «залез в стол». Практически не употребляются союзы и частицы.
Произношение детей 2-го этапа речевого развития еще далеко от верного. Мягкие звуки путаются с твердыми, глухие со звонкими. Плохо произносятся шипящие, сонорные, свистящие. Например: «Зоя» – «соя», «кошка» – «коска», «дерево» – «деево». Часто наблюдается перестановка слогов в словах: «монокль» – «номокль», «березка» – «лебезка». Так же слоговый состав может нарушаться не только в порядке и качестве воспроизведения, но и в количестве. Например: «ворота» – «орота», «полотенце» – «потенце».
Поддержка ребенка на 2 уровне речевого развития
Этот уровень характерен для нормального речевого развития детей 2-4 лет. Это время удачно для пополнения словарного запаса и совершенствования умения выстраивать фразу. Очень важно, чтобы ребенок слышал грамматически и фонетически правильную речь. С ним нужно читать стишки и сказки, пытаться вспоминать сказку по картинкам в книжке, при этом обязательно подсказывать нужные по контексту прилагательные. Например: вместо «прибежала мышка» – «прибежала серенькая мышка», «мышка-норушка». Можно тут же пояснить, что «норушка», потому что в норке живет, так будет проще запомнить новое слово. Также, если ребенок говорит «прибежал кошка», можно пояснить, что кошка – это девочка, поэтому она «прибежалА». На этом уровне ребенок в первую очередь осваивает грамматическую суть речи, поэтому ему нужны ненавязчивые подсказки при неверном употреблении форм слов, ударений.
3-й уровень развития речи: психологические особенности
Этот уровень характеризуется большей самостоятельностью суждений. Ребенок 4-5 лет продолжает приобретать опыт знакомства с окружающим миром. Он по-прежнему задает вопросы взрослому, но теперь у него появилась потребность высказывать свои суждения об окружающем его мире. При рассуждении ребенок ждет реакции взрослого на свое суждение, пытаясь таким образом определить, насколько оно верное. На третьем уровне развития наблюдается рифмотворчество, попытки сочинить мелодичную фразу, маленький рассказ из простых предложений. Ребенок становится боле чутким к проявлению языковых возможностей в разных сферах жизни.
Грамматика, фонетика, словотворчество, смысловое наполнение на 3-м уровне
Словарный запас ребенка на 3 уровне речевого развития пополняется, в него уже входят слова, называющие качества предметов, действий и явлений. На этом этапе в речи детей прослеживаются все части речи, но порой их функции не осмысленны. Ребенок изъясняется предложениями, бывает даже сложными, если категория функции союзов и союзных слов усвоена. Если нет, то при попытке выразиться сложным предложением с причинно-следственной связью получает подобную конструкцию: «Я не нарисовал, …карандаш потерял».
Трудности на этом этапе по-прежнему может вызывать грамматическое изменение формы слова и словообразование. Но уже осознаются временная категория глагола, падежное изменение существительных, прилагательных и числительных. Категория рода освоена, но могут возникать трудности при незнании того, к какому именно роду относится конкретное слово. Например: «Я сегодня видел такой красивый метель, он кружил, кружил!». Здесь видно незнание рода слова «метель». Сохраняются ошибки в ударении. Например: «налила водУ».
В этот период могут еще возникать трудности с произношением отдельных звуков (шипящих, сонорных, свистящих). Слоговое разделение на слух многими детьми распознается, но лишь как интуитивное ритмическое членение слова.
Ребенок уже может быть способен составлять рассказы по картинке с кратким описанием качеств, формы, размера, цвета предметов.
Работа по развитию речи на 3-м уровне
Ребенок на этом этапе обычно хорошо может слушать небольшие рассказы детской литературы, сказки, стихи. Так же 4-5-леткам уже нравится пересказывать прочтенное кем-то вслух. Чтение поможет обогатить словарный запас и усвоить алгоритм грамматически правильного построения фразы и предложения. Пересказ, особенно по картинкам, – это уже попытка применения грамматических, словообразовательных и лексических норм на практике.
Придумывание стихотворений по двум или четырем рифмам, ролевые беседы от имени игрушек или выдуманных персонажей – все это поможет ребенку разобраться в способах построения речи в зависимости от ситуации. Для проработки классификации слов по одному или нескольким признакам поможет работа с карточками с изображением животных, продуктов, мебели, вещей, времен года.
Для лучшего освоения морфологической стороны языка ребенком нужно обращать его внимание на окончания, связанные с родом, падежом, временем. Дать понять, что есть части слова, служащие для образования многих слов.
На 3-м уровне уже можно вводить простые чистоговорки. Время скороговорок наступит на 4-м уровне.
4-й уровень развития речи: психологические особенности восприятия
Этот уровень обычно приходится на 5-6 лет. Ребенок уже готовится пойти в школу. Он много общается с одногодками. Способен поддержать разговор со взрослым человеком, с удовольствием рассказывает сказки по памяти. Начинает пытаться читать и писать. Ему нравится иметь собственное мнение и пытаться его отстаивать уже не просто эмоциональными всплесками, но и аргументами.
Грамматика, фонетика, лексика 4-го уровня
Суждения ребенка 4 уровня речевого развития логичны и оформлены в сложные предложения. Грамматические конструкции стройные, но иногда имеют искажения. Ребенок использует все части речи, в неполной степени осознает их назначение, довольно хорошо осваивает в речевой практике склонение, изменение по числам, родам, временам, начинает пользоваться степенями сравнения.
Звуковой строй может еще быть несовершенным, особенно при смене молочных зубов. Речь уже довольно стройная, но может наблюдаться нечеткое произношение звуков, из-за чего сознается эффект смазанности слова.
Слоговое членение воспринимается уже зрительно, что сигнализирует о готовности ребенка приступить к освоению фонетических азов языка.
Ребенок узнает много новых слов, часто пытается догадаться об их значении из контекста. В итоге смысловое наполнение слова осваивается не полностью, что потом станет заметно при построении собственных высказываний с использованием этих слов. Например: «Самолет взлетел высоко в небо и долетел до луны!» Ребенок усвоил только то, что самолет летает, но не знает полной характеристики его свойств.
Занятия с ребенком на 4-м речевом уровне
На четвертом уровне речевого развития словарный запас ребенка стремительно пополняется. Это связано с расширяющимся кругом общения и освоением новых видов деятельности. Важно в этот период пояснять точное значение новых слов. Не помешают занятия с толковым словарем. Этот этап замыкает уровни развития дошкольников, поэтому все сферы языка должны быть проработаны на нем максимально.
Что значит ОНР
Если развитие ребенка в каком-либо возрасте не соответствует описанным уровням, то считается, что у него ОНР – общее недоразвитие речи. Причины могут быть разными:
- Дефекты речи у людей из близкого окружения ребенка.
- Психологическая травма или плохой климат в семье.
- Слабое здоровье ребенка, заболевания внутренних органов.
- Сильные ушибы головы, после чего – потеря сознания.
- Тяжело перенесенное инфекционное заболевание.
- Неправильное врожденное или приобретенное строение речевого аппарата.
- Врожденные или приобретенные дефекты слуха и интеллекта.
Если слух, врожденный интеллект и речевой аппарат целостны, то ОНР возможно устранить довольно быстро, но в любом случае потребуется помощь специалиста: логопеда, невролога, психолога, иногда – ортодонта или педагога по развитию речи.
Для детей с более серьезными случаями задержки речевого развития созданы специальные школы. Они являются общеобразовательными, но со специальными программами развития речи у детей с ОНР.
На самом деле приведенная в статье классификация этапов изначально характеризовала уровни речевого развития детей с ОНР (общим нарушением речи). Но ее можно смело применить и к характеристике речи детей с нормальным, своевременным речевым развитием. Разница лишь в возрасте. Обычные дети осваивают все уровни к 5-6 годам, но ребята с серьезным ОНР смогут достигнуть 4-го уровня в лучшем случае в классах средней школы.
Классификация уровней, конечно, не способна отразить всей картины совершенствования речевых навыков. Существуют специальные тесты для определения уровня речевого развития.
Источник