Уровень речевого развития глухого ребенка

Уровень речевого развития глухого ребенка thumbnail

При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: степень нарушения слуха; время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка.

Каждый из вышеперечисленных факторов играет огромное значение при оценке речи детей. Степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. От временного фактора зависит наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на сформированности речевой функции. Потеря слуха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет приводит к утрате сформированной речи. Речь почти полностью распадается при полной потере слуха в 4-5 лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому искажению речи ребенка, и без специальной педагогической помощи речь будет постепенно ухудшаться. Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навыки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы.

При частичной потере слуха у детей временной фактор также является очень важным — он определяет уровень развития речи. Незначительное понижение слуха у детей в возрасте до 3 лет приводит к задержке или недоразвитию речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи. Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные особенности также влияют на уровень развития речи. В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефекта и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие (с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры).

Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при условии естественного общения. Даже если восприятие устной речи неполное, ребенок способен овладеть устной речью самостоятельно, но с различными нарушениями. При создании условий интенсивного развития и использования слуха возможность самостоятельно овладеть грамматическим строем речи быстро возрастает.

Позднооглохшие дети имеют сформированную, развитую речь. У них наблюдается разный уровень сохранности речи. До потери слуха у позднооглохшего ребенка развитие речи и формирование словесного мышления проходило в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Большинство позднооглохших имеют тяжелую степень слухового дефекта. На первый план коррекционного обучения ставится задача формирования восприятия речи на зрительной основе либо на слухозрительной (с помощью звукоусиливающей аппаратуры). Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного восприятия устной речи позже самого момента овладения речью. Этим они отличаются от остальных детей с нарушением слуха.

Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения. Это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

В первые 2-3 месяца жизни различия между глухим и слышащим ребенком почти не определяются (Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау). Крик и гуление глухого ребенка мало отличаются от таковых у слышащего. У глухих детей лепет появляется, но постепенно угасает из-за невозможности контроля за своим произношением.

Может наблюдаться смех, плач, произнесение отдельных речевых вокализаций. Дети раннего возраста часто используют эти звуки при общении со взрослыми, в игре. Дети пытаются через лепет выразить свои желания и потребности. Ребенок начинает применять различные звукосочетания для обозначения предметов и действий. Однако эти сочетания звуков не похожи на слова родного языка, и их понимает только ограниченный круг близких ребенку людей. Звукосочетания используются вместе с неречевыми средствами общения — такими, как естественные жесты, взгляды, указания на предметы и т.д. Без обучения количество голосовых реакций с возрастом сокращается, они становятся более однообразными, потом исчезают совсем. Речевое развитие слабослышащих детей в младенческом возрасте характеризуется большим разнообразием, что связано с состоянием их слуха. Формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. У детей с легкой и средней тугоухостью в раннем возрасте наблюдается много голосовых реакций. На 2-м году жизни появляется лепет, более бедный, чем у слышащих детей, но отличающийся от лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам появляются лепетные слова, слова, обозначающие названия игрушек, окружающих предметов. Эти слова произносятся с большим количеством грамматических и фонетических искажений. У небольшого числа слабослышащих детей появляется короткая фраза. Дети с тяжелой тугоухостью по состоянию речи в раннем возрасте внешне похожи на глухих. Однако у них больше голосовых реакций, чем у глухих, лучшее подражание речи взрослых.

В дошкольном возрасте у глухих детей без обучения речь не формируется. Отмечаются различные голосовые реакции, звукосочетания, лепет. Без обучения число голосовых реакций сокращается, они остановятся более однообразными, к пяти-шести годам исчезают совсем. Иногда старшие дошкольники, не обученные речи, осознают свои речевые проблемы, неохотно идут на общение с людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми. Количество средств неречевого общения с возрастом у глухих дошкольников расширяется. Появляется больше естественных жестов, которые дети копируют у взрослых или придумывают сами. Развиваются разнообразные взгляды, характеризующие их эмоциональное состояние.

После четырех лет различия в речи глухих и детей с тяжелой степенью тугоухости становятся более заметны. У слабослышащих детей даже без специального обучения увеличивается число произносимых слов. Некоторые дети овладевают короткими аграмматическими фразами, типа: «Мама, ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи является организация слухоречевой среды, которая предполагает постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов. Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. Эта работа проводится длительно, в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на специальных систематических занятиях.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха на 2-3-м году жизни имеет более высокий темп. В связи с познанием разных предметов, явлений, у ребенка появляется словарь их названий, действий с предметами. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые. Важно учить ребенка понимать значения глаголов, так это необходимо для понимания и использования фраз. С детьми дошкольного возраста продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Воспитание и обучение происходит в течение всего дня, включая режимные моменты, игры, свободную деятельность. Занятия, включающие различные виды работ, проводят ежедневно. Создание слухоречевой среды предполагает речевое общение с ребенком всех членов семьи.

При работе с ребенком используется слуховой аппарат.

Всестороннее развитие ребенка включает в себя физическое, трудовое воспитание, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, развитие изобразительной деятельности, работу по развитию речи, формирование элементарных математических представлений, а также обучение чтению. При поступлении ребенка в школу работа по развитию речи, восприятия, памяти и мышления в целом будет продолжена.

Источник

Статья:

И у слышащих и у глухих детей в одинаковом возрасте появляется гуление (что иногда затрудняет распознавание глухоты). Но, в отличие живых интонаций и певучего гуления слышащих, гуление глухих детей монотонно. Так как глухой ребенок не слышит своего гуления, оно, как и всякие неподкрепляемые реакции, быстро сокращается и исчезает (Ф.А. Pay и Ф.Ф. Pay, 1955). К семи-восьми месяцам у нормально развивающегося ребенка появляется лепет, который развивается благодаря тому, что ребенок его слышит. Вначале слышащий ребенок, играя, вторит своему лепету, который служит ему образцом для подражания. Затем он начинает подражать речи взрослых, к которой прислушивается и пытается подравняться, как к мерке.

У глухого ребенка, в отличие от слышащего, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. По имеющимся наблюдениям, у него не появляется лепет и не формируется собственная речь, так как он не располагает образцами для подражания.

На протяжении первого года жизни у глухого ребенка, несмотря на наличие исторически фиксированных предпосылок, задерживается развитие устной речи. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка также задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и Указаниям, которые он дает ребенку.

Наблюдения показывают, что различия между глухими и слышащими детьми, проявившиеся уже на первом году жизни, резко нарастают в раннем детстве. Одной из наиболее существенных особенностей Развития слышащего ребенка в этом возрасте является быстрое и интенсивное овладение речью: у глухого речь не появляется. Слышащий ребенок к трем годам делает громадные успехи в усвоении фонетики, словаря и грамматического строя языка, начинает широко, многообразно и правильно пользоваться речью в ее различных функциях, у него значительно расширяется мотивация речи. Поэтому различия между слышащим и глухим ребенком к концу раннего возраста очень значительны. Они нарастают, если в дошкольном возрасте глухим детям не создают особо благоприятных условий для овладения словесной речью .

Слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произно¬сит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе¬дагогическая работа специалистами-сурдологами, которая пред¬полагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использо¬вание подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зритель¬ного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вы-зывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений бли¬жайшего окружения (но со значительными неточностями в про¬изношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он мо¬жет выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими слова¬ми, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни спо¬собствует его всестороннему психическому развитию .

По показателям развития речи у глухих детей наблюдается боль¬шое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, разви¬вающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Речь глухих детей 6 — 7 лет бедна по словарю, по способам вы-сказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное сниже¬ние словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

При
нарушении слуха уровень развития речи
неоди­наков и зависит от следующих
факторов: степень нару­шения слуха;
время возникновения дефекта слухового
анализатора; педагогические условия,
в которых нахо­дился ребенок после
нарушения функционирования слу­хового
анализатора; индивидуальные особенности
само­го ребенка.

Каждый
из вышеперечисленных факторов играет
ог­ромное значение при оценке речи
детей. Степень сниже­ния слуха и
развитие речи у детей находятся в прямой
зависимости. Чем больше у ребенка снижен
слух, тем сильнее страдает речь. Если
снижение слуха незначи­тельное, то
отклонения речи не резко выраженны.
Если наблюдается тяжелая степень
снижения слуха, ребенок остается немым
до начала специального образования.
При средней степени снижения слуха
отмечаются нарушения в фонетической,
лексической, грамматической стороне
речи. Слух может быть нарушен в разные
периоды жизни ребенка. От временного
фактора зависит наличие или отсутствие
вторичных проявлений дефекта. Чем раньше
возникло нарушение, тем больше оно
отражает­ся на сформированности
речевой функции. Потеря слу­ха у
ребенка до двухлетнего возраста, когда
речь еще не сформирована, ведет к полному
отсутствию речи. Поте­ря слуха до
3-3,5 лет приводит к утрате сформирован­ной
речи. Речь почти полностью распадается
при пол­ной потере слуха в 4-5 лет, если
специальное обучение не начато сразу.
Потеря слуха в 6-7 лет приводит к рез­кому
искажению речи ребенка, и без специальной
педа­гогической помощи речь будет
постепенно ухудшаться. Если слух у
ребенка потерян после 7 лет, имеются
навы­ки овладения грамотой, то речь
может быть сохранена при условии
систематической коррекционной работы.

При
частичной потере слуха у детей временной
фак­тор также является очень важным
— он определяет уро­вень развития
речи. Незначительное понижение слуха
у детей в возрасте до 3 лет приводит к
задержке или недоразритию речи. После
3 лет снижение слуха вызывает меньшие
отклонения в развитии речи.

Таким
образом, уровень развития речи у детей
с на­рушениями слуха во многом
определяется временем воз­никновения
слухового дефекта. Педагогические
условия, в которых находился ребенок с
момента нарушения слу­ха, имеют
огромное значение для его психического
и речевого развития.

Чем
раньше были предприняты специальные
как медицинские, так и педагогические
меры по устранении последствий снижения
слуха, тем более успешно будет развиваться
ребенок. Создание речевой среды в семье,
проведение раннего слухопротезирования,
орга­низация специальной работы по
развитию слухового вос­приятия и речи
определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные
особенности также влияют на уро­вень
развития речи. В процессе овладения
речью играет большую роль активность
личности ребенка, подвижность мыслительных
процессов. Компенсации слухового
дефек­та и развитию речи способствует
устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование
речи у глухих детей основывается на
компенсаторном использовании сохранных
анализаторов в условиях специального
обучения. Активно привлека­ются
зрительное и слуховое восприятие,
кинестетичес­кие ощущения, тактильно
вибрационная чувствитель­ность.
Сурдопедагог помогает глухому ребенку
овладеть движениями речевого аппарата,
развить слуховое вос­приятие (с
обязательным использованием
звукоусили­вающей аппаратуры).

Развитие
речи слабослышащих детей проходит на
основе остаточного слуха при условии
естественного об­щения. Даже если
восприятие устной речи неполное, ребенок
способен овладеть устной речью
самостоятель­но, но с различными
нарушениями. При создании усло­вий
интенсивного развития и использования
слуха воз­можность самостоятельно
овладеть грамматическим стро­ем речи
быстро возрастает.

Позднооглохшие
дети имеют сформированную, раз­витую
речь. У них наблюдается разный уровень
сохран­ности речи. До потери слуха у
позднооглохшего ребенка развитие речи
и формирование словесного мышления
проходило в условиях естественного
речевого общения на основе слуха.
Большинство позднооглохших имеют
тяжелую степень слухового дефекта. На
первый план коррекционного обучения
ставится задача формирова­ния
восприятия речи на зрительной основе
либо на слухозрительной (с помощью
звукоусиливающей аппарату­ры).
Позднооглохшие дети должны приобретать
навык зрительного восприятия устной
речи позже самого мо­мента овладения
речью. Этим они отличаются от осталь­ных
детей с нарушением слуха.

Речевое
развитие играет решающую роль в развитии
ребенка как личности. Снижение слуха
обуславливает ограничение социального
общения. Это ограничение вли­яет на
формирование психики ребенка. Все сферы
по­знавательной деятельности испытывают
дефицит. Стра­дает речь, восприятие,
память, внимание, представле­ние,
мышление.

В
первые 2-3 месяца жизни различия между
глухим и слышащим ребенком почти не
определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау). Крик и
гуление глухого ребенка мало отли­чаются
от таковых у слышащего. У глухих детей
лепет появляется, но постепенно угасает
из-за невозможности ‘контроля за своим
произношением.

У
глухих детей раннего возраста речь не
может быть сформирована. Однако у них
без специального обучения появляются
различные голосовые и артикуляционные
реакции. Это различные нечленораздельные
звуки, вос­клицания, связанные с
положительными или отрицатель­ными
эмоциями ребенка. Эти звуки и используются
для привлечения внимания взрослых к
себе.

Может
наблюдаться смех, плач, произнесение
отдель­ных речевых вокализаций. Дети
раннего возраста часто используют эти
звуки при общении со взрослыми, в игре.
Дети пытаются через лепет выразить свои
желания и потребности. Ребенок начинает
применять различные звукосочетания
для обозначения предметов и действий.
Однако эти сочетания звуков не похожи
на слова родно­го языка, и их понимает
только ограниченный круг близ­ких
ребенку людей. Звукосочетания используются
вместе с неречевыми средствами общения
— такими, как есте­ственные жесты,
взгляды, указания на предметы и т. д. Без
обучения количество голосовых реакций
с возрас­том сокращается, они становятся
более однообразными, потом исчезают
совсем. Речевое развитие слабослыша­щих
детей в младенческом возрасте
характеризуется большим разнообразием,
что связано с состоянием их слуха.
Формирование предпосылок речи протекает
при­мерно так же, как и у глухих. У
детей с легкой и сред­ней тугоухостью
в раннем возрасте наблюдается много
голосовых реакций. На 2-м году жизни
появляется ле­пет, более бедный, чем
у слышащих детей, но отличаю­щийся от
лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам
по­являются лепетные слова, слова,
обознающие названия игрушек, окружающих
предметов. Эти слова произно­сятся с
большим количеством грамматических и
фоне­тических искажений. У небольшого
числа слабослышащих детей появляется
короткая фраза. Дети с тяжелой тугоу­хостью
по состоянию речи в раннем возрасте
внешне похо­жи на глухих. Однако у них
больше голосовых реакций, чем у глухих,
лучшее подражание речи взрослых,

В
дошкольном возрасте у глухих детей без
обучения речь не формируется. Отмечаются
различные голосовые реакции, звукосочетания,
лепет. Без обучения число го­лосовых
реакций сокращается, они становятся
более однообразными, к пяти-шести годам
исчезают совсем. Иногда старшие
дошкольники, не обученные речи, осознают
свои речевые проблемы, неохотно идут
на общение с людьми, уходят от контактов
со взрослыми и слышащими детьми.
Количество средств неречевого общения
с возрастом у глухих дошкольников
расширяется. Появляется больше
естественных жестов, которые дети
копируют у взрослых или придумывают
сами. Развиваются разнообразные взгляды,
характеризующие их эмоциональное
состояние.

После
четырех лет различия в речи глухих и
детей с тяжелой степенью тугоухости
становятся более замет­ны. У слабослышащих
детей даже без специального обу­чения
увеличивается число произносимых слов.
Неко­торые дети овладевают короткими
аграмматическими фразами, типа: «Мама,
ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).

Одним
из главных условий проведения работы
по развитию речи является организация
слухо-речевой сре­ды, которая
предполагает постоянное речевое общение
с ребенком при условии использования
слуховых аппара­тов. Работа по развитию
речи детей младенческого воз­раста
направлена на развитие зрительного и
слухового сосредоточения на лице
взрослого, его речи, предметах. Эта
работа проводится длительно, в процессе
общения с. ребенком в течение всего дня,
а также на специальных систематических
занятиях.

Развитие
речи у детей с нарушениями слуха на
2-3-м году жизни имеет более высокий темп.
В связи с позна­нием разных предметов,
явлений, у ребенка появляется словарь
их названий, действий с предметами.
Постоян­ное использование простых
по структуре фраз делает доступными
для понимания некоторые из них, наиболее
часто повторяемые. Важно учить ребенка
понимать зна­чения глаголов, так это
необходимо для понимания и использования
фраз. С детьми дошкольного возраста
продолжается работа, начатая еще в
раннем возрасте. Основные требования
к организации и содержанию рабо­ты с
дошкольниками, имеющими нарушенный
слух, в семье остаются те же, что
предъявляются к работе с деть­ми
раннего возраста. Однако содержание
работы расши­ряется и углубляется по
различным направлениям.

Воспитание
и обучение происходит в течение всего
дня, включая режимные моменты, игры,
свободную де­ятельность.

Занятия,
включающие различные виды работ,
про­водят ежедневно.

Создание
слухо-речевой среды предполагает речевое
общение с ребенком всех членов семьи.

При
работе с ребенком используется слуховой
аппарат. Всестороннее развитие ребенка
включает в себя фи­зическое, трудовое
воспитание, ознакомление с окружа­ющим
миром, игровую деятельность, развитие
изобра­зительной деятельности, работу
по развитию речи, фор­мирование
элементарных математических представле­ний,
а также обучение чтению.

При
поступлении ребенка в школу работа по
разви­тию речи, восприятия, памяти и
мышления в целом бу­дет продолжена.

Динамика
и прогноз

Потенциальные
возможности детей с нарушениями слуха
крайне велики. Медицина не в силах
вернуть та­ким детям слух. Однако дети
с нарушениями слуха могут приближаться
по уровню общего и речевого разви­тия
к сверстникам с сохраненным слухом.

Если
дети не имеют дополнительных отклонений
в развитии, а адекватная и целенаправленная
коррекционная работа проводится уже в
первые месяцы жизни ребенка, то к 3-6
годам можно максимально прибли­зить
уровни как общего, так и речевого развития
к воз­растной норме (даже несмотря на
тяжелую тугоухость). Такие дети владеют
развернутой фразовой речью, сво­бодно
общаются как с детьми, так и со взрослыми,
мо­гут- рассказывать об увиденном, о
каких-то случаях .из жизни, хорошо
понимают обращенную к ним речь
(вос­принимают слухозрительно), могут
прочесть стихотво­рение и даже напевать
песенки. Звучание их собствен­ной
речи обычно очень мало отличается от
речи слыша­щих детей.- Дети с нарушениями
слуха пользуются слу­ховыми аппаратами.
Дети с развитой собственной речью в
дальнейшем обучаются вместе со слышащими
детьми в детских садах и в школах общего
типа.

Позднооглохшие
дети (те, кто потерял слух в возрас­те
4-5 лет и имел до этого момента сохранную
речь) могут достичь такого же высокого
уровня, при условии своевременно начатой
и целенаправленной работы. Если удастся
сохранить уже имеющиеся речевые навыки
и совершенствовать их, а также в короткие
сроки восста­новить устную коммуникацию
на другой сенсорной ос­нове
(зрительно-слуховой, зрительной,
зрительно-вибро­тактильной), то
позднооглохший дошкольник даже смо­жет
остаться в том же детском коллективе,
в котором он воспитывался до момента
потери слуха, и подготовить­ся к
устному обучению в условиях массовой
школы, а позднооглохший школьник сможет
успешно продолжить свое обучение в том
же классе, где обучался до болезни,
травмы.

Дети
с тяжелой тугоухостью и глухотой при
позднем начале обучения — в 2-3 года —
могут достичь высокого уровня общего
и речевого развития также если
присут­ствует ряд благоприятных
факторов. К таким факторам можно отнести
высокие потенциальные возможности
са­мого ребенка, его личностные
особенности (такие, как коммуникабельность,
активность, физическая выносли­вость,
работоспособность), а еще — систематическое,
ин­тенсивное, адекватное обучение
ребенка. Занятия прово­дятся в условиях
индивидуальной работы, в условиях
за­нятий в малой группе (6-8 человек),
при наличии допол­нительной помощи
(речевая ритмика и т. д.), при актив­ном
участии семьи в воспитании и обучении
ребенка,

Эффект
коррекционного воздействия на детей с
на­рушениями слуха определяется:

♦ своевременностью
(с момента выявления характе­ра
снижения слуха);

♦ качественным
слухопротезированием;

♦ использованием
различной качественной звукоуси­ливающей
аппаратуры ( при отсутствии медицинс­ких
противопоказаний);


адекватностью коррекционного процесса.

Из
всего вышеизложенного следует, что
высокого уров­ня общего и речевого
развития достигают дети, не имею­щие
каких-либо дополнительных отклонений
в развитии.

Такие
дети относятся к 3 основным категориям:

♦ дети
с незначительным снижением слуха;

♦ дети
с тяжелыми нарушениями слуха, с которыми
была начата коррекционная работа в
раннем дет­стве и длительно проводилась
в среде нормально слышащих (или внезапно
потерявших слух) свер­стников;

♦ дети,
слышащие и говорящие до некоторого
време­ни, с которыми проводилась
специальная коррекци­онная работа
по сохранению речи, восстановлению
устной коммуникации, а также обучение
грамоте.

Обучение
этих детей более предпочтительно в
массо­вом детском учреждении, чем в
специальном. Однако ин­тегрированное
обучение будет эффективно при наличии
коррекционной помощи, готовности ребенка
обучаться в обществе слышащих, при
желании родителей обучать сво­его
ребенка в массовом детском саду, школе,
активном участии родителей в образовании
и воспитании ребенка.

Однако
основная масса глухих и слабослышащих
детей обучается в специальных учреждениях.

Российской
сурдопедагогике свойствен оптимистичес­кий
взгляд на возможности всестороннего
развития детей с недостатками слуха. В
соответствии с утвердившимся в
отечественной психологии пониманием
развития психики индивидуума как
процесса его взаимодействия с соци­альным
и природным окружением, сурдопедагогика
выд­винула положение о решающем
значении благоприятных социальных, в
том числе специальных практических,
ус­ловий для успешного преодоления
последствий дефекта и всестороннего
развития детей с нарушением слуха.

В
настоящее время при обязательном
основном об­щем образовании, принятом
в стране, школа для глу­хих детей
должна обеспечить дифференциацию
требова­ний к возможному уровню
образования разных катего­рий детей,
обучающихся в школе, определить
приори­тетные направления в работе,
новые задачи в учебном образовании для
неслышащих.

Специальная
(коррекционная) школа призвана наряду
с овладением детьми базовым уровнем
знаний создать предпосылки для социальной
адаптации выпускников, для включения
их в трудовую деятельность и обеспече­ния
достойного уровня жизни; развить у них
необходи­мые способности самостоятельно
находить и принимать решения в различных
условиях, стрессовых ситуациях, получать
нужную информацию и использовать для
это­го свои знания и навыки. Решение
этих задач с учетом особенностей разных
групп глухих детей, обучающихся в школе,
требует взаимодействия теории, практики
и экспериментального обучения.

Бурные
темпы развития науки, информационных
технологий вызывают необходимость
перестройки про­цесса обучения,
сосредоточения внимания на развитии
детей, на их желании учиться, пополнять
знания.

К
сожалению, многие, даже хорошо усвоившие
школьную программу выпускники оказываются
не­востребованными обществом. Они не
готовы к жизни в условиях нестабильности,
в ситуации поиска рабо­ты, места
приложения своих знаний. Практические
работники ищут пути организации уроков
с позиций нового взгляда на учебный
процесс, его цели и задачи.

Все
вышеперечисленное дает надежду, что
глухие и слабослышащие после окончания
обучения смогут адаптироваться к нашей
сложной жизни и быть по-настоящему
востребованы современным обществом.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник