Уровень развитию который определяется степенью трудности задач решаем ребенком самостоятельно это
Картинка взята с сайта smartprogress.do
Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.
Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.
Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.
Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.
Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.
Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.
Источник
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ДЕМОВЕРСИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
В ФОРМЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Общая компетентность
Вопросы на «1» балл
1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
- «Вестник образования».
- «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
- «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
- «Собрание законодательства РФ».
2. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
- Конвенции о правах ребенка.
- Всеобщей декларации прав человека.
- Конституции РФ.
- Международном пакте о гражданских правах.
3. Метод обучения, при котором учащийся сам ставит проблему, находит пути ее решения, оформляет и представляет результат, называется:
1. эвристическим
2. репродуктивным
3. проектным
4. проблемным
4. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
- рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.
- любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.
- рекомендованные методической службой.
- предложенные издателем учебной литературы.
5. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работником и работодателем называется:
- трудовым договором.
- коллективным договором.
- двусторонним договором.
- трудовым соглашением.
6. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:
1) приоритетность знаний педагога;
2) согласие с ныне существующей целевой установкой школы;
3) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика
7. Выберите приоритетный показатель, которым должен руководствоваться учитель при выборе программы по предмету:
- Объем программы
- Наличие грифа Министерства образования и науки РФ
- Учет в программе возрастных особенностей ученика
- Содержание программы
8. При выборе учебно-методического комплекта учитель ориентируется на:
1) наличие данного УМК в Федеральном перечне
2) полноту и целостность УМК
3) год издания учебника
4) все перечисленное
9. Назовите образование, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации является обязательным и доступным
- высшее образование
- среднее профессиональное образование
- основное общее образование
- среднее (полное) общее образование
10. При приеме в школу администрация образовательного учреждения обязана познакомить обучающегося и его родителей с:
- должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.
- Уставом образовательного учреждения.
- коллективным трудовым договором.
- правилами внутреннего трудового распорядка.
11. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?
- допустимо при приеме в школу повышенного уровня.
- допустимо в форме тестирования.
- допустимо по решению Совета учреждения.
- недопустимо.
12. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
- Учебник.
- Учебный план.
- Учебная программа.
- Рабочая тетрадь.
13. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека – это:
- Принцип культуросообразности
- Принцип индивидуализации
- Принцип природособразности
- Принцип личностной ориентированности
14. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:
А) организованное особо комфортным образом для детей-инвалидов;
Б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;
В) приспособленное к дистанционному обучению всех детей;
Г) организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.
Вопросы на «2» балла
15. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Семейному кодексу РФ возлагается на:
- органы управления образованием.
- родителей (законных представителей).
- общеобразовательное учреждение.
- учредителя.
16. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:
- условие об обязательном социальном страховании работника.
- условие об испытании.
- условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.
- условие о систематическом повышении квалификации работника.
17. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:
- при получении образования соответствующего уровня впервые.
- при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.
- при согласии руководителя образовательного учреждения.
- если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.
18. Система оплаты труда работников государственного образовательного учреждения устанавливается:
- Учредителем.
- Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.
- исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
- постановлением Правительства РФ.
19. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:
- решением Совета образовательного учреждения.
- Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
- расписанием учебных занятий.
- СанПинами
20. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:
- организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.
- организация и проведение учебных занятий.
- дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.
21. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:
- решением муниципального органа управления образованием.
- локальными актами учреждения.
- решением педагогического совета образовательного учреждения.
- решением общественных органов управления образовательным учреждением.
- учреждения.
22. Согласно закону «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность:
А) лицензируется в обязательном порядке;
Б) лицензируется в случае получения доходов от нее;
В) не лицензируется, но подлежит регистрации, как предпринимательская деятельность;
Г) не лицензируется и не подлежит регистрации, в случае наличия диплома о высшем педагогическим образовании.
23. Согласно порядку аттестации педагогических работников, вступившего в силу с 01.01.2011 года, педагог со стажем 2 и более года:
А) может быть аттестован только на соответствие занимаемой должности по представлению руководителя;
Б) может быть аттестован как по представлению руководителя, так и по собственному добровольному заявлению;
В) не имеет права подавать заявление на первую квалификационную категорию без предварительного прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;
Г) имеет право подавать заявление на аттестацию на первую квалификационную категории исключительно с согласия руководителя учреждения.
24. Согласно порядку аттестации педагогических работников, вступившего в силу с 01.01.2011 года, педагог, имеющий первую квалификационную категорию:
А) может претендовать на высшую категорию не ранее, чем через 5 лет – при очередной аттестации;
Б) может претендовать на высшую категорию не ранее, чем через 2 года после получения первой категории;
В) в случае отрицательного результата аттестации на высшую категорию может быть уволен за несоответствие квалификационной категории;
Г) имеет право подавать заявление на аттестацию на высшую квалификационную категории исключительно с согласия руководителя учреждения.
25. Для педагогических работников образовательных учреждений, согласно Трудовому Кодексу и закону РФ «Об образовании» устанавливается сокращенная рабочая неделя:
А) 18 часов; Б) 24 часа; В) 36 часов Г) 40 часов.
Вопросы на «3» балла
26. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российский Федерации «Об образовании»
- ограничивает компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней
- является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
- обеспечивает право всех граждан на равноценное образование
- гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
27. Определите тип урока по представленной структуре: 1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала; 2) этап усвоения новых знаний, 3)этап закрепления новых знаний, 4)этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
а) комбинированный урок;
б) урок усвоения нового материала;
в) урок закрепления изучаемого материала;
г) урок повторения и обобщения изучаемого материала.
28. Определите, к какому виду компетентности относятся перечисленные ниже умения учащегося и соотнесите их с приведенными ниже видами компетентности:
- Вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
- Работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
- Определять свои жизненные приоритеты, выстраивать иерархию ценностей на основе ценностей культуры;
- Планировать различные формы собственного досуга;
А) Общекультурная компетентность
Б) Коммуникативная компетентность
В) Информационная компетентность
Г) Социальная компетентность
29. Методика обучения представляет собой:
- проекцию прикладной психологии на соответствующий учебный предмет
- совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками
- науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения
- отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету
30. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности
- Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ
- Учебная программа
- Рабочая программа учителя, на основании которой он осуществляет обучение в конкретной учебной среде.
- Диплом образовательного учреждения о высшем образовании, дающий право ведения профессиональной деятельности в предметной области
31. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:
А) основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования;
Б) требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации;
В) предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений;
Г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении.
Коммуникативная компетентность
Вопросы на «1» балл
1) Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:
- в младшем школьном возрасте
- в подростковом возрасте
- в юношеском возрасте
- во всех перечисленных выше
2) Ведущим видом деятельности подростка является:
- учебная деятельность
- учебно-профессиональная деятельность
- эмоциональное общение
- общение со сверстниками
3) Толерантность – это:
- нетерпимость
- стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений
- непримиримость
- похвала, согласие
4) К числу возрастных кризисов не относится:
- кризис трех лет
- кризис семи лет
- кризис подросткового возраста
- кризис 8 лет
5) Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:
- самоуважение
- самооценка
- самоанализ
- идентификация
6) Средством невербального общения не является:
- контакт глазами
- мимика
- поза и жесты
- речь
7) Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:
- экспрессия
- экстраверсия
- экстравагантность
- эксцентричность
8) Основным средством вербального общения является:
- контакт глазами
- мимика
- поза и жесты
- речь
9) Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:
- тревожность
- эмоциональность
- возбудимость
- агрессивность
10) Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:
1. социальная адаптация
2. включенность
3. эмоциональное благополучие
4. развитие
11) Каналом восприятия информации не является:
- аудиальный
- визуальный
- кинестетический
- эмоциональный
12) Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:
- компромисс
- договор
- контракт
- обязательство
13) Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:
- личностные особенности
- индивидуальность
- имидж
- самобытность
14) Тактикой, используемой педагогом с целью решения конкретной проблемы ребенка в соответствии с концепцией «педагогики поддержки» не является:
- помощь
- содействие
- взаимодействие
- наказание
15) Технология эффективного общения в конфликте позволяет:
- убедить соперника в своей правоте
- добиться превосходства в споре
- добиться соглашения даже ценой серьезной уступки со стороны соперника
- добиться взаимного понимания и взаимной выгоды с соперником
Вопросы на «2» балла
1) Господствующий тип взаимоотношений, при котором один партнер подавляет другого:
- детерминизм
- антогонизм
- доминантность
- равноправие
2) Внешняя мотивация:
- зависит от отношений человека со средой
- регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности
- зависит от желания получить вознаграждение, избежать наказания и пр.
- все выше перечисленное
3) Расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками:
1. зона ближайшего развития
2. зона актуального развития
3. зона потенциального развития
4. все перечисленные
4) Формированию научного мировоззрения, воспитанию и развитию учащихся в наибольшей мере способствует:
- традиционное обучение
- проблемное обучение
- программированное обучение
- догматическое обучение
5) Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:
- внушением
- подражанием
- заражением
- убеждением
6) Внутренняя мотивация:
- характеризуется тем, что награду за свои действия человек «находит в самом себе»
- зависит от отношений человека со средой
- регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности
- зависит от желания получить вознаграждение, избежать наказания и пр.
7) Уровень развития, который определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно:
1. уровень потенциального развития
2. зона ближайшего развития
3. уровень актуального развития
4. все перечисленные
8) Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия – это:
- деструкция
- конфликт
- сотрудничество
- экспрессия
9) Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:
- эмпатия
- симпатия
- внимание
- антипатия
Вопросы на «3» балла
- Стратегией поведения в конфликте не является:
- избегание
- соревнование
- сотрудничество
- самонаблюдение
2) Особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей:
- инертность
- агрессивность
- сензитивность
- замкнутость
3) Группа, которая для личности является эталоном; на нормы, мнения, ценности и оценки которой индивид ориентируется в своем поведении и самооценке:
- референтная группа
- секта
- коллектив
- микрогруппа
4) Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Осознание человеком того, как он в действительности воспринимается и оценивается окружающими людьми, выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности.
- самооценка
- саморазвитие
- рефлексия
- самовоспитание
5) Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:
- эмоциональная лабильность
- ригидность
- мобильность
- тревожность
6) Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:
- гуманизм
- эмпатия
- альтруизм
- коллективизм
Источник