Уровень развития воображения ребенка в 6 лет

Уровень развития воображения ребенка в 6 лет thumbnail

Как развивать воображение ребёнка?

Данная информация поможет  вам узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также предложим вам развивать воображение ребенка через игру.

Что такое воображение. Виды воображения

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Содержание игр должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимоотношения с другими детьми.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Читайте также:  Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

Читайте также:  Восемь месяцев ребенку игры развитие

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Похожие статьи:

Развитие логического мышления ребенка 6 лет

Математические игры для ребёнка 6 лет

Подвижные игры для детей 6 лет

Подвижные игры для детей от 6 до 7 лет

Игры для развития памяти детей 6 лет

Источник

hhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhf

Р а з в и т и е в о о б р а ж е н и я у д е т е й 5 – 6 л е т н а з а н я т и я х .

Воображение – психический процесс создания нового в форме образа или идеи .

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом он не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.

Общеизвестно, что у детей прекрасно развито воображение, они склонны к фантазированию. Наиболее полно фантазия ребенка проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказ за правду. Воображение помогает детям включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока не доступно. Например, оно дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом и так далее.

Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию волевой сферы ребенка. Поэтому совершенно недопустимо его наказывать или высмеивать. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка – слабоволию, неумению общаться с другими людьми.

Чрезвычайно высока роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве, и так далее. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.

В школе воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.

Воображение – одна из составных частей творческого мышления, поэтому хорошо

развитое воображение очень важно для формирования творческой личности.

Далее хочу привести некоторые тесты для изучения развитости воображения.

1.Тест «Вербальная ( словесная ) фантазия».

Предложите ребёнку придумать рассказ ( историю, сказку) о каком-либо живом существе

( человеке, животном ) или о чём-либо ином по выбору и изложить его в течение 5

минут. На придумывание темы или сюжета рассказа ( истории, сказки ) отводится до

одной минуты, и после этого ребёнок приступает к рассказу.

2.Тест « Невербальная фантазия ».

Подготовьте и дайте ребёнку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее

шести разных цветов ). Ребёнку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину.

На это отводится 5 минут. Затем попросите ребёнка за 5 минут смастерить какую-ли-

бо поделку, вылепив её из пластилина.

В ходе работы фантазия ребёнка оценивается по следующим показателям:

1.Быстрота воображения.

2.Необычность, оригинальность образов воображения.

3.Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4.Эмоциональность образов.

Быстрота образов оценивается высоко в том случае, если ребёнок придумал сюжет рассказа в отведённое время самостоятельно. Если в течение одной минуты ребёнок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какую-нибудь идею.

Необычность и оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребёнок

придумал что-то такое, чего он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал

известное, но при этом внёс в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребёнка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Если ребёнок использует в своём рассказеболее 7 таких признаков, а объект рассказа изображён не схематически, то можно говорить о том, что фантазия у него развита хорошо.

Читайте также:  Развитие моральных чувств ребенка возраст

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и

увлечённо описываются придуманные события, персонажи и их поступки.

Существует масса упражнений для развития воображения у детей 5-7 лет. Ниже

приводятся некоторые из них, используемые мною на занятиях:

1.Игра «Пантомима».

Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.

Попросите ребёнка изобразить жестами, мимикой и звуками какой-либо предмет (по-

езд, машину, чайник, самолёт, животное ) или какое-либо действие ( умывание, расчё-

сывание, рисование, плавание ). Если с первого раза не получается, покажите сами,

как это нужно делать. Поиграйте в «Угадайку»: ребёнок угадывает, что вы изобрази-

ли, а затем наоборот – вы должны угадать, что изображает ребёнок посредством ми-

микки и жестов. Старайтесь придумывать смешные варианты.

2.Упражнение на развитие зрительного воображения.

Предложите ребёнку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите

его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения (рис.1). Когда ребё-

нок сделает рисунок, попросите его рассказать его, что он изобразил.

3.Упражнение «Точки».

Покажите ребёнку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь

предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать

все точки каждый раз не обязательно (рис.2).

4.Упражнение «Комбинирование».

Ребёнка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя гео-

метрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат (рис.3).

5.Игра «На что похоже ?».

Детям показываются разные непонятные изображения и задаётся вопрос: «На что похоже ?». Дети придумывают разные ассоциации (рис.4).

6.Игра «Волшебники».

Предложите ребёнку лист бумаги с непонятным изображением и попросите его превратить во что-нибудь при помощи «Волшебных палочек»-цветных карандашей. После выполнения задания ребёнок показывает свой рисунок, а дети узнают, что это за изображение.

7.Игра «Отгадай-ка».

Ученик-отгадчик выходит из кабинета, группа коллективно загадывает какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по-очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан ( желательно за минимальное количество сравнений ).

8.Игра «Да – нетка».

Учитель задумывает животное и предлагает детям при помощи вопросов отгадать его. Перед началом игры он подчёркивает, что животных очень много и если пытаться просто угадать, будет долго и неинтересно. Поэтому лучше задавать вопросы, указывающие на различные признаки ( Летает? Домашнее? Рога есть? Хищник? и т.д. ). Чтобы дети стремились задавать только «сильные» вопросы, сужающие круг поиска, учитель ограничивает их количество (например, не больше 15 вопросов ). В игру можно сыграть два раза подряд, при этом животные должны принадлежать к разным классам ( например, комар, змея, акула, олень…). Играя в эту игру, можно также загадывать разные предметы, растения и т.д.

9.Игра «Продолжи рассказ».

Учитель рассказывает о чём-то, затем рассказ прерывается и учитель говорит: « Как вы думаете, что было дальше?» Дети придумывают продолжение и окончание рассказа.

10.Игра «Превращения».

Учитель говорит: «Сейчас мы находимся в классе. Но вдруг какой-то колдун заколдовал его и превратил, например, в лес ( самолёт, магазин, и т.д. ). Во что превратятся все окружающие предметы? Дети придумывают, во что превратятся тогда парты, стулья, пол, стены, потолок, и т.д.

11.Игра «Представь себе».

Учитель задаёт детям вопросы типа: представь, что

– открылась школа для кошек;

– все люди научились летать;

– ты стал маленьким, как насекомое;

– у тебя вырос хвост;

– слон станет танцевать;

– тебе подарили шапку – невидимку…- что бы тогда было?

12.Игра «Привычным вещам – непривычное использование».

Учитель даёт задание детям: придумать какое-нибудь необычное применение обычным вещам.

Например, шляпа – можно собирать в неё ягоды, зонт – в раскрытом виде можно на нём пла-

вать, и т.д.

13.Упражнение «Почему это произошло?»

В этом упражнении дети придумывают небольшие истории. Учитель даёт задание: назвать как можно больше причин для каждой ситуации:

– во всём доме внезапно погасли все электрические лампочки;

– стоящее во дворе дерево было облеплено птицами;

– речка вышла из берегов;

– подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна были распахнуты настежь;

– внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание;

В начале и конце года можно предложить детям анкету «Если бы я был волшебником» в игровой форме. Примерные вопросы анкеты:

Если бы я был волшебником, то я бы пожелал:

– для себя,

– для своей семьи;

– для нашего города;

– для нашей страны;

– для всех людей на земле…

Приложение №1

Рисунок №1

Рисунок №2

Рисунок №3

Рисунок №4

Муниципальное учреждение управлении я образованием – комитет образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

Составитель: педагог дополнительного образования

Брякотнина Ирина Александровна

Междуреченск, 2004

Приложение №1

Источник