Уровень развития воображения ребенка в 6 лет
Как развивать воображение ребёнка?
Данная информация поможет вам узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также предложим вам развивать воображение ребенка через игру.
Что такое воображение. Виды воображения
Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).
Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.
В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.
Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.
При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.
Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.
Содержание игр должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимоотношения с другими детьми.
Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.
Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Космическое путешествие
◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Необитаемый острой
◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
Составь загадку
Игра развивает воображение, мышление
◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).
Волшебные превращения
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
Для чего я хорош?
Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление
◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.
Лепка
Развивает воображение и мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.
◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.
Кулики, конструкторы
Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия
◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.
Вечерние окна
◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?
◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.
Облака
◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
Самодельные подарки
◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.
◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.
Упаковка подарков
◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.
◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.
Сказка по ролям или кукольный театр
◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.
◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.
Сказки
Способствуют развитию речи, воображения, памяти
◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.
Бумажные фигурки
Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.
◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.
◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.
Цветной коврик
Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.
◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.
◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.
Новогодние украшения
Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.
◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.
◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.
◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.
Поделки из природных материалов
Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.
◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.
Кино
Необходимый инвентарь: видеокамера.
◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.
Похожие статьи:
Развитие логического мышления ребенка 6 лет
Математические игры для ребёнка 6 лет
Подвижные игры для детей 6 лет
Подвижные игры для детей от 6 до 7 лет
Игры для развития памяти детей 6 лет
Источник
hhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhf
Р а з в и т и е в о о б р а ж е н и я у д е т е й 5 – 6 л е т н а з а н я т и я х .
Воображение – психический процесс создания нового в форме образа или идеи .
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом он не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.
Общеизвестно, что у детей прекрасно развито воображение, они склонны к фантазированию. Наиболее полно фантазия ребенка проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказ за правду. Воображение помогает детям включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока не доступно. Например, оно дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом и так далее.
Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию волевой сферы ребенка. Поэтому совершенно недопустимо его наказывать или высмеивать. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка – слабоволию, неумению общаться с другими людьми.
Чрезвычайно высока роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве, и так далее. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.
В школе воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.
Воображение – одна из составных частей творческого мышления, поэтому хорошо
развитое воображение очень важно для формирования творческой личности.
Далее хочу привести некоторые тесты для изучения развитости воображения.
1.Тест «Вербальная ( словесная ) фантазия».
Предложите ребёнку придумать рассказ ( историю, сказку) о каком-либо живом существе
( человеке, животном ) или о чём-либо ином по выбору и изложить его в течение 5
минут. На придумывание темы или сюжета рассказа ( истории, сказки ) отводится до
одной минуты, и после этого ребёнок приступает к рассказу.
2.Тест « Невербальная фантазия ».
Подготовьте и дайте ребёнку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее
шести разных цветов ). Ребёнку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину.
На это отводится 5 минут. Затем попросите ребёнка за 5 минут смастерить какую-ли-
бо поделку, вылепив её из пластилина.
В ходе работы фантазия ребёнка оценивается по следующим показателям:
1.Быстрота воображения.
2.Необычность, оригинальность образов воображения.
3.Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4.Эмоциональность образов.
Быстрота образов оценивается высоко в том случае, если ребёнок придумал сюжет рассказа в отведённое время самостоятельно. Если в течение одной минуты ребёнок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какую-нибудь идею.
Необычность и оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребёнок
придумал что-то такое, чего он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал
известное, но при этом внёс в него от себя что-то новое, оригинальное.
Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребёнка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Если ребёнок использует в своём рассказеболее 7 таких признаков, а объект рассказа изображён не схематически, то можно говорить о том, что фантазия у него развита хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и
увлечённо описываются придуманные события, персонажи и их поступки.
Существует масса упражнений для развития воображения у детей 5-7 лет. Ниже
приводятся некоторые из них, используемые мною на занятиях:
1.Игра «Пантомима».
Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.
Попросите ребёнка изобразить жестами, мимикой и звуками какой-либо предмет (по-
езд, машину, чайник, самолёт, животное ) или какое-либо действие ( умывание, расчё-
сывание, рисование, плавание ). Если с первого раза не получается, покажите сами,
как это нужно делать. Поиграйте в «Угадайку»: ребёнок угадывает, что вы изобрази-
ли, а затем наоборот – вы должны угадать, что изображает ребёнок посредством ми-
микки и жестов. Старайтесь придумывать смешные варианты.
2.Упражнение на развитие зрительного воображения.
Предложите ребёнку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите
его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения (рис.1). Когда ребё-
нок сделает рисунок, попросите его рассказать его, что он изобразил.
3.Упражнение «Точки».
Покажите ребёнку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь
предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать
все точки каждый раз не обязательно (рис.2).
4.Упражнение «Комбинирование».
Ребёнка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя гео-
метрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат (рис.3).
5.Игра «На что похоже ?».
Детям показываются разные непонятные изображения и задаётся вопрос: «На что похоже ?». Дети придумывают разные ассоциации (рис.4).
6.Игра «Волшебники».
Предложите ребёнку лист бумаги с непонятным изображением и попросите его превратить во что-нибудь при помощи «Волшебных палочек»-цветных карандашей. После выполнения задания ребёнок показывает свой рисунок, а дети узнают, что это за изображение.
7.Игра «Отгадай-ка».
Ученик-отгадчик выходит из кабинета, группа коллективно загадывает какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по-очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан ( желательно за минимальное количество сравнений ).
8.Игра «Да – нетка».
Учитель задумывает животное и предлагает детям при помощи вопросов отгадать его. Перед началом игры он подчёркивает, что животных очень много и если пытаться просто угадать, будет долго и неинтересно. Поэтому лучше задавать вопросы, указывающие на различные признаки ( Летает? Домашнее? Рога есть? Хищник? и т.д. ). Чтобы дети стремились задавать только «сильные» вопросы, сужающие круг поиска, учитель ограничивает их количество (например, не больше 15 вопросов ). В игру можно сыграть два раза подряд, при этом животные должны принадлежать к разным классам ( например, комар, змея, акула, олень…). Играя в эту игру, можно также загадывать разные предметы, растения и т.д.
9.Игра «Продолжи рассказ».
Учитель рассказывает о чём-то, затем рассказ прерывается и учитель говорит: « Как вы думаете, что было дальше?» Дети придумывают продолжение и окончание рассказа.
10.Игра «Превращения».
Учитель говорит: «Сейчас мы находимся в классе. Но вдруг какой-то колдун заколдовал его и превратил, например, в лес ( самолёт, магазин, и т.д. ). Во что превратятся все окружающие предметы? Дети придумывают, во что превратятся тогда парты, стулья, пол, стены, потолок, и т.д.
11.Игра «Представь себе».
Учитель задаёт детям вопросы типа: представь, что
– открылась школа для кошек;
– все люди научились летать;
– ты стал маленьким, как насекомое;
– у тебя вырос хвост;
– слон станет танцевать;
– тебе подарили шапку – невидимку…- что бы тогда было?
12.Игра «Привычным вещам – непривычное использование».
Учитель даёт задание детям: придумать какое-нибудь необычное применение обычным вещам.
Например, шляпа – можно собирать в неё ягоды, зонт – в раскрытом виде можно на нём пла-
вать, и т.д.
13.Упражнение «Почему это произошло?»
В этом упражнении дети придумывают небольшие истории. Учитель даёт задание: назвать как можно больше причин для каждой ситуации:
– во всём доме внезапно погасли все электрические лампочки;
– стоящее во дворе дерево было облеплено птицами;
– речка вышла из берегов;
– подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна были распахнуты настежь;
– внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание;
В начале и конце года можно предложить детям анкету «Если бы я был волшебником» в игровой форме. Примерные вопросы анкеты:
Если бы я был волшебником, то я бы пожелал:
– для себя,
– для своей семьи;
– для нашего города;
– для нашей страны;
– для всех людей на земле…
Приложение №1
Рисунок №1
Рисунок №2
Рисунок №3
Рисунок №4
Муниципальное учреждение управлении я образованием – комитет образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
Составитель: педагог дополнительного образования
Брякотнина Ирина Александровна
Междуреченск, 2004
Приложение №1
Источник