Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет
Марина Козлова
Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет
Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно является не самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательный процесс, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого среди психолог до настоящего времени нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Под понятием внимания общепринято считать направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отвлечении от других (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ф. Н. Гоноболин, Р. С. Немов, А. Р. Лурия, и др.).
По мнению как отечественных, так и зарубежных психологов от уровня развития внимания во многом зависит успешность учебно-познавательной и других видов деятельности. [1; 5]
Вниманиехарактеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
Процесс развития внимания в дошкольном возрасте был детально исследован в отечественной психологии Н. А. Агеносовой, Л. С. Выготским, Н. В. Волковой, А. Н. Леонтьевым, А. В. Ночевкиной, Т. В. Петуховой и др.
По мнению ученых, уровень развития внимания детейв период дошкольного детства можно охарактеризовать так: он еще не достаточно высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим, у него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Этим нередко объясняется детская неловкость, когда ребенок что-то роняет, задевает, ломает.
С другой стороны, по исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, именно в дошкольном возрасте происходят серьезные изменения внимания, постепенно идет нарастание его произвольности. [3] Поэтому для каждого периода дошкольного детства присущи свои определенные возрастные особенности.
Особое внимание педагоги и родители уделяют развитию данного процесса в условиях психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения связаны именно с неумением дошкольника управлять своим поведением и вниманием (Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин и др.).
Как показывает практика, процесс обучения ставит ребенка в условия, требующие от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
В настоящее время имеется определенная методическая литература по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ с целью развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, в том числе и внимания (Венгер Л. А, Выготский Л. С., Дубровинская Н. В., Зверева Г. И., Ритман Э. М. и др.). И в то же время, ее недостаточно, поскольку имеются противоречия между потребностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях в этой области и развитием психологической науки. Поиск наиболее эффективных путей организации деятельности детей продолжается.
Следовательно, выбранная нами тема является актуальной. В старшем дошкольном возрасте необходимо создавать оптимальные условия для развития данной познавательной функции, поскольку тема имеет интерес в связи с общей проблемой формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Мы провели исследования, которые дали возможность изучить возрастные особенности проявления внимания у старших дошкольников, а также создать оптимальные условия для его развития.
В исследовании принимало участие 15 детей. Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с целью изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Данный эксперимент предполагал проведение диагностической методики ««Да» и «Нет» не говори» (автор Е. Е. Кравцова).
Согласно инструкции, ребенок должен был отвечать на вопросы экспериментатора. Вопросы составлялись с таким расчетом, что требовали употребление именно запрещенных слов.Ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Затем экспериментатор предлагал повторить слова, которые нельзя произносить.
Перечень предлагаемых вопросов: Тебя зовут … (неверное имя). Твоя фамилия … (неверная). Ты ходишь в детский сад? Ты любишь ходить в детский сад? Ночью солнышко светит? Корова умеет летать? Ты любишь мороженое? Доктор стрижет детей? Парикмахер лечит детей? Ты любишь ходить к врачу?
Детям предлагалось всего 10 вопросов. По окончанию игры каждый ребенок должен был повторить ее правило, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.
Анализ проведенного исследования показал, что задание детям нравилось. Утомления и отказа от участия в игре мы не наблюдали.
При обработке полученных данных нами подсчитывалось число правильных и неправильных ответов, и определялся уровень произвольности внимания.Критериями оценки были следующие показатели:
высокий уровень произвольного внимания – ошибки отсутствуют или допущена всего лишь одна;
средний уровень произвольного внимания – 2-3 ошибки;
низкий уровень произвольного внимания – более трех ошибок.
На основе полученных данных был проведен качественный и количественный анализ, данные занесены в таблицу.
В результате констатирующего эксперимента нами был определен уровень развития внимания каждого ребенка группы.
Дети
15 человек Абсолютное число В %
Низкий уровень 5 27
Средний уровень 8 60
Высокий уровень 2 13
Анализ сводной таблицы показал,что из 15 обследуемых:
Высокий уровень – прослеживается у 2 детей.
Средний уровень – у 8 детей.
Низкий уровень – у 5 детей.
По результатам проведенного исследования мы видим, что у детей старшей группы выявились значительные индивидуальные различия в качестве выполнения задания. Высокий уровень произвольного внимания прослеживается у двух детей (Дениса Ш., Маши Л., сто составляет 13% от общего числа исследуемых. Средний уровень произвольного внимания показали восемь детей (Света П., Данил М., Сережа Ш., Ксюша М., Владик Д., Витя К., Вера В., сто составляет 60%. У остальных дошкольников данной группы отмечается низкий уровень произвольного внимания, поскольку при ответе на вопросы ими были допущены 4 и более ошибок. К данной подгруппе относятся Оля Т., Катя К., Рома Н., Оля П., Вера В., то есть 27% исследуемых испытывали определенные затруднения.
Самым легким для детей старшей группы оказался вопрос «Ты любишь ходить к врачу?», где все испытуемые руководствовались инструкцией. При ответе на 2, 3, 5 и 8 вопросы большинство детей (11 человек) также ответило верно.
Максимальное затруднение у дошкольников вызвали вопросы:
– Тебя зовут …. (неверное имя);
– Ты любишь ходить в детский сад?
– Парикмахер лечит детей?
В данном случае правильно ответили на вопрос 9 человек и 6 человек употребили запрещенные слова «да» или «нет».
В процессе беседы с детьми мы выяснили, что все испытуемые, кроме Оли П. И Кати К., помнили инструкцию. 10 ребят из старшей группы смогли адекватно оценить свою работу.На вопрос экспериментатора: «Ты говорил запрещенные слова?»,они смущенно отвечали: «Да, говорили», или «Да, иногда».На вопрос: «Почему же ты говорил?» – 6 детей ответили: «Я не знал, как сказать по-другому»;4 участника заявили: «Не говорил» (Оля П., Катя К., Вера В., а два человека (Владик Д., Рома Н.) оценили свою работу как безупречную, хотя это не соответствовало действительности.
Такие испытуемые, как Денис Ш., Маша Л., Света П. И Данил М. Были очень заинтересованы результатом своей работы, часто спрашивали экспериментатора, что он пишет, уточняли, правильно ли они отвечают.
В ходе данного исследования мы не ограничивали детей во времени и не требовали немедленного ответа. Каждый ребенок сам определял темп речевой активности. Как правило, у детей, затративших большее количество времени, было больше правильных ответов. Те, кто отвечал быстро,часто путались в суждениях и как бы вслух искали правильный ответ: «Да! То есть, нет! То есть бывает!» Причем, все ответы выдавали «залпом» (Оля П., Рома Н., Катя К.).
Наблюдая за характером выполнения заданий детьми и анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что практически половина ребят испытывают затруднения координировать своё внимание. В их деятельности прослеживается повышенная импульсивность, низкая устойчивость и концентрация сознания на выполняемых действиях, достаточно высокое количество отвлечений, не умение целенаправленно переключать и распределять свое внимание.
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание №12, 1974.
2. Захарюта Н. В. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях. Часть 2.-Армавир, 2004.
3. Люблинская А. А. Детская психология. – М. ,1997.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов /В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006.
5. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание №7, 1970.
6. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. – М., 1995.
7. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 1997.
Источник
Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. И поэтому родители детей, которые собираются в школу или уже пошли в первый класс, часто интересуются, как сделать так, чтобы ребенок был внимательнее, лучше сосредотачивался на нужной информации, меньше отвлекался и не забывал о важных вещах. Если проявились какие-то проблемы, то переживать не стоит, так как существуют специальные упражнения на развитие внимания и концентрацию, которые успешно применяются у детей 6, 7 и 8 лет.
Особенности проведения занятий
Поскольку игровая деятельность является основной в раннем возрасте, развивать детей лучше всего именно с помощью игр. Если организовать их правильно, малышам легко справляться с поставленными задачами, они с интересом вовлекаются в процесс и развиваются без какого-либо принуждения. Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:
- Регулярность. Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
- Длительность. Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
- Последовательность. Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.
Также нужно учитывать свойства, которые выделяют у внимания. Если ребенок рассеян и неорганизован, у него могут быть проблемы с концентрацией.
Если у крохи не получается обобщать предметы и классифицировать их, это указывает на недостаточный объем внимания.
Длительность работы над определенным заданием характеризуют как усидчивость, а возможность одновременно следить за несколькими делами называют переключением и распределением внимания. Бывает, что одно из таких свойств требует коррекции, в то время как другие не страдают. Это влияет на выбор заданий и упражнений для конкретного малыша.
Виды игр
Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на такие большие группы:
- Игры с бумажными пособиями. Они весьма популярны и предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.
- Игры со словами. Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное». Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные. Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
- Активные игры с физическими упражнениями. Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.
- Настольные игры. Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.
Упражнения на развитие избирательности внимания
Существует немало интересных заданий, с помощью которых можно тренировать внимательность в 6, 7 и 8 лет. К ним относят:
- Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
- Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.
- Поиск пар. На предложенном листе имеется много картинок, большинство из которых имеют пару (нарисованы дважды). Однако есть и два изображения, у которых пара отсутствует. Именно их и нужно отыскать, сконцентрировав свое внимание.
- Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
- Разделение изображений. На предложенном листе ребенок видит несколько контуров изображений, перекрывающих друг друга. Для самых маленьких каждый контур делают отдельного цвета, чтобы было легче найти отдельные изображения.
- Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
- Выделение групп предметов. Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.
Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
Чаще всего таблица имеет 25 ячеек (5х5), соответственно, в ней «спрятано» 25 чисел. Однако существуют и другие размеры – от 9 элементов (3х3) до 256 (16х16).
Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
Отдельно выделяют таблицы Горбова-Шульте, отличающиеся от стандартных цветом. В них используются красный и черный цвет, который может быть как у фона, так и у чисел.
Помимо внимательности, применение таблиц Шульте способствует также развитию устного счета, памяти и периферийного зрения, а буквенный вариант используется в изучении скорочтения. Младшие школьники также с удовольствием занимаются с текстом, например, вычеркивают в нем все буквы «а», «о» или «м». Также можно подчеркивать определенную букву или подсчитывать ее в заданном отрывке текста.
Советы специалистов
Организовывая дома занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Родители должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.
Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.
В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны конкретно вашему сыну или дочке. Кроме того, проводите занятие в таком месте, где кроху не будет отвлекать что-либо другое. Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.
Игры на развитие внимания для детей 6 лет приведены далее.
Источник