Уровень развития у ребенка в совместной деятельности

Оксана Семенова
Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними

Совместная деятельность позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнеров (деловое сотрудничество, разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (личностные взаимоотношения). Не последнюю роль здесь играет эмоциональная сфера ребенка.

Как показали многочисленные исследования взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3-4 лет через осуществление совместной деятельности. По мнению педагогов и психологов (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. С. Римашевская, Е. О. Смирнова, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений. Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность, не отнимать предметов и пр., а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т. д.). На следующем этапе 4-5 лет начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений, которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

Из всех проявлений активности в условиях совместной деятельности мы выделяем коммуникативную и продуктивную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых – качественное выполнение задания. Эта активность (при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т. д.) выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии, в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий к тем, кто допускает небрежность, ошибки.

Необходимо знакомить детей с основными правилами поведения в процессе совместной деятельности. Прежде всего, воспитатель должен определить правила поведения детей в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД, в быту, продуктивной и игровой деятельности. Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для совместной игровой деятельностихарактерными правилами будут следующие:

1.Играть нужно дружно: не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2.Игрушки надо беречь: не ломать, не рвать, убирать на место.

3.В группе надо соблюдать порядок: разговаривать вполголоса (тихо, чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие – на улице.

4.Товарищам надо помогать: делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам – научи другого.

Детям пяти лет важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают и мешают друг другу, вследствие чего их совместная деятельность не может быть организована, воспитатель формулирует требование: в группе надо разговаривать тихо, чтобы не перекрикивать друг друга. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование совместной игровой деятельности детей. Уровень этой деятельности, знание норм поведения имеют решающее значение для становления положительных взаимоотношений между детьми. Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре.

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими детьми в процессе совместной деятельности выражается:

– во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;

– в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;

– в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников и вовлечения их в общение и совместную деятельность;

– в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенный процесс совместной деятельности, имеющий в своей основе общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка,который помогает:

Читайте также:  Ветлугина музыкальное воспитание и развитие ребенка

• развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,

• развивать навыки социального поведения,

• способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

формировать позитивное отношение к своему “Я”,

формировать позитивное отношение к сверстникам,

• учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Характерной составляющей совместной деятельности будет являться пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией,в которое входит:

1) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками.

2) Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и. т. п.).

3) Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

4) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.

5) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.

6) Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.

Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников – вся группа детей).

2. Совместно-последовательная деятельность, – когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей, организованная в малые подгруппы).

3. Совместно-совместная деятельность, – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен. Поэтому, требуется принять решение как организовать детей в малые группы: разделить или объединить.

Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными. Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных. Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

Основания к объединению детей:

– по интересам

– по симпатиям

– по полу (мальчики, девочки)

– по задачам

– вокруг персонажей

– вокруг лидеров

– на основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение для совместной деятельности должно быть успешным для развития положительных взаимоотношений между детьми.

Источник

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 7 лет девочка карта развития

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

Наталья Блажнова
Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности

Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Это особенно актуально в современных условиях развития общества, предполагающих высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности.

Анализ педагогической и психологической литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия, свидетельствует о том, что данная задача решается, разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, решение задачи по формированию способов сотрудничества у дошкольников должна решаться в комплексе, совместными усилиями педагогов и психолога. При этом большое значение должно отводиться психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса, заключающегося в анализе актуальной ситуации развития и разработке комплексных мероприятий по решению выявленных проблем (за основу взяты теоретические и практические разработки по данной теме таких авторов как Р. С. Буре, В. Н. Давидович, Т. В. Захараш). Работу по обозначенной задаче,целесообразно осуществляется по следующим направлениям:

• Работа воспитателей по формированию опыта коллективной (совместной)деятельности.

• Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию дошкольников.

Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Работа воспитателей по формированию опыта коллективной деятельности. Деятельность по данному направлению, должна осуществляться за счёт коллективной формы организации и проведения занятий; использования в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на формирование навыков сотрудничества.

Необходимо подчеркнуть,что по внешним признакам процесс обучения на занятиях выглядит так: каждый из детей выполняет свое задание, стремится получить положительную оценку.Обучение в режиме: «вопрос взрослого – ответ ребёнка»вырабатывает у детей установку на исполнительскую деятельность, на точное воспроизведение заданных образцов, такая ориентация на взрослого приводит к трудностям в развитии социально – коммуникативной компетенции. Поэтому важной педагогической задачей является создание условий, позволяющих придать деятельности детей коллективный характер. С этой целью в воспитательно –образовательный процесс включаются:

• творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

• нетрадиционные форм организации совместной деятельности, например, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и т. д.

организация детей в парах, тройках, малых группах, при организации и проведении занятий.

Для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые позволяют обнаружить сложившиеся у дошкольников способы влияния друг на друга, а также имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.

На первом этапе необходимо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Здесь предлагаются задания, требующие только объединения результатов работы. Педагог подводит детей к пониманию значимости качественного выполнения работы каждым для достижения общего результата. При формировании у детей первоначального опыта совместных действий от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснения им всех необходимых способов взаимовлияния.

Читайте также:  Карта развития ребенка в доу по программе от рождения до школы фгос

На втором этапе организация коллективной деятельности состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками.

На третьем этапе предлагаются задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. На втором и третьем этапе роль педагога заключается в косвенном руководстве деятельностью детей, предоставления им максимальной самостоятельности, а также создание условий для совместного обсуждения с детьми результатов работы.

Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников, направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии.С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами арт – терапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение (шеринг). Обсуждение результатов работы является важной составляющей каждого упражнения, через эту форму работы осуществляется решение задачи по развитию рефлексии. Именно на развитие рефлексии делается особый упор в психологической работе с детьми,так как позволяет осуществить:

• Анализ своих мыслей, действий, чувств;

• Анализ способов, приёмов, умений над которыми работали на занятии;

• Осмысление изменений произошедших в поведении;

• Осознание того, чему научились в результате совместной работы;

• Формулирование проблем, над которыми нужно ещё работать и поиск способов их решения.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества т. к. выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Это такие наглядные формы работы, как «Звезда недели», «Цветок достижений», «Страна успехов», «Я умею», «Радуга достижений», «Лучше всего я умею», «Больше всего на свете я хочу научиться» и т. д. Данные формы работы являются интерактивными, предполагают, высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие социально – коммуникативной компетентности,а именно:

• Стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, в формировании тех или иных умений, навыков; формирование мотивации на успех.

• Самопредъявление детей в разных видах деятельности.

• Повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей.

Развитие самостоятельности: визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить своё поведение в зоне ближайшего развития.

• Создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.

• Формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.

• Формирование самосознания. Одна из ведущих линий в развитии самосознания дошкольника является потребность в признании. Реализуя притязание на признание, ребёнок утверждает чувство собственного достоинства и самооценки. А так как всё хорошее эмоционально поощряется, то у ребёнка возникает стремление научиться тому, что одобряется. При этом ребёнок прочно усваивает положительную самооценку.

Таким образом, систематически организованнаяработа по рассмотренным направлениям позволяет сформировать у детей следующие умения:

• Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

• Получать необходимую информацию в общении;

• Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

• Вести простой диалог;

• Спокойно отстаивать своё мнение;

• Принимать и оказывать помощь;

• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Источник