Уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка

Вероника Фирстова
Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад № 15» г. Маркса

Доклад:

«Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников»

Подготовил:

руководитель РМО

Фирстова В. В.

Маркс 2017

«Родной язык, – это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа».

Я. Корчак,

Американский психолог Э. Торндайк заявил, что трёхлетний ребёнок проделал уже полпути своего умственного развития. В связи с этим, психологи и педагоги считают, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное, – значит, с первых же дней после рождения ребёнка. Полноценное – значит, достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Почему же проблема речевого развития дошкольников остается столь современной и актуальной? Почему современные ученые продолжают уделять данному вопросу пристальное внимание?На это есть несколько причин:

1. Речь является важнейшим средством человеческого общения и познания действительности.

2. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению.

3. Речь является необходимым условием воспитания и обучения. Именно взрослые учат ребенка говорить.

4. Дошкольный возраст – максимально сензитивный период в появлении и становлении речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

5. Современная школа предъявляет высокие требования к подготовке детей к школе. Обучение ребенка родной речи одновременно способствует развитию его интеллекта, т. к. в дошкольном возрасте складывается интеллектуальная функция речи, необходимая для успешного обучения в школе.

6. В дошкольном возрасте складывается и социальная функция речи, она – средство коммуникативной компетентности. Всякая задержка, любое нарушение речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

7. Крайне неудовлетворительный уровень речевого развития современных детей-дошкольников. Обследование речи дошкольников логопедами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей имеются различные речевые дефекты.

Таким образом,на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов в жизни человека, первый его «университет».

Главным условием успешного речевого развития дошкольника является эффективная организация работы по развитию речи детей в условиях ДОУ. Основу этой системы составляют методические принципы, вытекающие из закономерностей развития языка, на которых строится программа речевого развития. В программе чётко определены все компоненты речевого развития дошкольников и разработаны возрастные критерии их усвоения. Содержание работы по развитию речи определено в рабочих программах (перспективно-тематический план, который подразделен на циклы.

Каждый цикл включает в себя серию НОД и предварительную и последующую работу к ним. Речевое развитие детей идёт через получение знаний по экологии, через формирование естественнонаучных представлений, развитие социальной компетентности, самосознания и понимания роли человека в истории и культуре.

Учеными-педагогами отмечено, что результативность работы по развитию речи в ДОУ значительно повышается,если в нее включены следующие компоненты:

– создание условий речевого развития (организация развивающей предметно- пространственной среды; методическое обеспечение);

-создание единого речевого пространства (взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ по тематическим неделям)

-методика организации и проведения НОД (нетрадиционная форма проведения НОД; речь педагога; стиль общения педагога; метод предварительного погружения в учебный материал; комплексное решение речевых задач);

-развивающая система обучения (поисково-экспериментальные методы; продуктивные и проблемные методы обучения);

-диагностика речевого развития (развитие фонематического слуха, звукового анализа; словарь; коммуникативные умения и связная речь; грамматический строй речи; осознание речевой деятельности);

-совместная работа с семьей по речевому развитию детей

Речевое развитие детей происходит в различных видах деятельности, но более подробно я остановлюсь на организации и проведении НОД и СОД по развитию речи. Очень важным считаю вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Этому способствует нетрадиционная форма проведения НОД и подготовка к ней.

Основной метод получения знаний детьми – это метод предварительного погружения в изучаемый материал. Воспитатель читает детям художественную и научно-энциклопедическую литературу, заучивает стихи, пословицы и поговорки, ставит опыты, конструирует макеты, организует разные виды игр, консультирует родителей по выполнению домашнего задания и т. д. Каждое занятие по развитию речи является кульминацией большой работы, которую проделал воспитатель с детьми по определённой теме. А затем, используя багаж знаний, полученных детьми, обучает детей родной речи:

помогает детям усваивать «материю языка» (тренирует органы речи);

облегчает понимание знаков языка – лексического и грамматического (тренирует интеллект);

облегчает детям усвоение литературных норм языка, т. е. изучает традиции употребления слов, словосочетаний и предложений, их звукового оформления.

Использование метода предварительного погружения в учебный материал даёт положительные результаты в речевом развитии детей,так как:

дети на занятиях проявляют интерес к учебному материалу, потому что он им знаком и понятен;

дети выступают как равноправные партнёры в беседе с педагогом, у них есть о чём поговорить друг с другом;

из пассивных слушателей дети превращаются в активных участников разговора;

у детей во время занятия активно развиваютсявсе технические процессы: они вспоминают, что им известно, анализируют, сравнивают, делают умозаключения, фантазируют.

Таким образом, расширение содержания образования по развитию речи дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире и о роли человека в этом мире. Дети учатся видеть закономерности развития общества, анализировать, делать умозаключения, осознавать себя как личность, ответственную за свои слова и поступки. Высказывания детей при такой системе работы являются полными, грамотными, логически завершёнными, т. е. речь детей, которая служит показателем их интеллектуального развития, становится богаче и содержательнее.

Я не буду подробно останавливаться на пересказе, его мы подробно разобрали на прошлом РМО. Хочу обратить ваше внимание на обучение рассказыванию.

Обучение детей рассказыванию в процессе НОД осуществляется со средней группы.

В ходе НОД у детей формируются следующие умения:

– отбирать содержание для своих рассказов,

– располагать его в определенной последовательности,

– пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания,

– строить речь преднамеренно и произвольно.

У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:

по форме – описательные и сюжетные;

по содержанию – фактические и придуманные (творческие).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам;

2) по картине;

3) из опыта;

4) творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Рассказывание по восприятию носит описательный характер. Дети рассказывают о тех предметах и явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств.

Читайте также:  Программа развития одаренный ребенок венгера

К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, натуральных предметов, картин, явлений природы.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

В средней группе детей учат составлять рассказы по восприятию, в старшей и подготовительной к школе группах – по восприятию, по памяти и по воображению.

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию:

– совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

– образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

– анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

– план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

– коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;

– моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

При обучении детей рассказыванию используются разные виды моделей:

а) распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой);

б) ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

в) можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (работы Л. А. Венгера и его учеников);

г) оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Оценка используется во всех возрастных группах.

В процессе формирования навыков монологической речииспользуются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на электронный носитель. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.

Для составления описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).

Повысить интереск описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

Педагог Ребенок

У меня утенок У меня цыпленок

Утенок желтый И цыпленок желтый

У утенка большие красные лапы У цыпленка лапки маленькие

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).

5.Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

Одним из условий успешного проведения НОД является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей, речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Каждое новое слово, оборот речи необходимо пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.

Речевое развитие ребенка зависит от стиля общения педагога. Нужно понимать, что не надо дергать детей постоянным исправлением ошибок в их речи, чтобы не остаться единственным говорящим лицом. Добиваться того, чтобы дети чувствовали себя полноценными и равноправными участникам беседы.

Положительным моментом в организации и проведении НОД в нашем учреждении является то, что каждое занятие проводится по определенной теме. Но совершенствование системы речевого развития подразумевает, что все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждом НОД необходимо вести работу по формированию грамматического строя речи, звуковой культуре речи, обогащению словаря детей, развитию диалогической и монологической речи. Такой подход позволяет уделять равноправное внимание развитию всех речевых компонентов у детей на каждом занятии

В системе работы по развитию речи необходимым условием является создание единого речевого пространства, которое заключается во взаимодействии учителя-логопеда, психолога, воспитателя, а также родителей. Очень хотелось бы, что бы и в ваших детских садах было создано единое речевое пространство, отвечающие требованиям ФГОС ДО

Таким образом, на основании вышеизложенного,можно сделать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии человека.

Читайте также:  Речь в психическом развитии ребенка реферат

2. Только целенаправленная, систематическая, правильно организованная работа помогает добиваться высоких результатов в речевом развитии ребенка.

3. Все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждой НОД должна вестись работа по формированию грамматического строя речи, по звуковой культуре речи, обогащению словаря детей и развитию диалогической и монологической речи, познавательных процессов.

Источник

Цель:
– развитие логического мышления связной и речи детей.
Задачи:
– учить логическим приемам умственных действий дошкольника: анализ, синтез, сравнения, классификация, обобщение;
– формировать словарь, грамматический и фонетический строй речи;
– развивать речь, умение рассуждать, доказывать;
– формировать познавательные интересы, творческое воображение;
– воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, коммуникативных навыков.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Синеглазка»

Муниципального образования город Ноябрьск

Консультация для родителей и педагогов

«Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка»

Подготовила: воспитатель

Ткачева Г. Н.

2017 г.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка.

Что такое речь? Речь – это процесс  общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Она возникает и развивается  под влиянием потребности в общении  и служит целям общественного  объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

А, что такое интеллект? Интеллект– мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.

Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь – это важнейшие отличия человека от животного. Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется и совершенствуется у ребенка, не просто потому, что его организм растет, но и непременным его условием является овладение речью.

Если взрослые окружающие ребенка, уже с младенческого возраста начинают его правильно учить говорить, то у того ребенка появляется способность представлять, мыслить и воображать, и так с каждой возрастной ступенью эти способности постепенно совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера человека.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Взрослые обязаны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение, для последующего овладения грамотой.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания ребенка; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов.

Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов.

Усвоение языка определяется активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Ориентировка, как на смысловую, так и на звуковую сторону языка осуществляется в процессе его практического применения. При этом постепенно развивается языковое чутье и происходит связанная с ним умственная работа.

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, – коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок.

Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями.

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений.

Читайте также:  Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре

Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение – общая единица речи и мышления, смысл и предметная отнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

В работах зарубежных (Э.Б. Кондильяк, Ф.М. Мюллер, Ж.Ж. Пиаже и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, М.М. Манасеина, А.Н. Соколов, К.Д. Ушинский и др.) учёных, отмечается тесная взаимосвязь мышления, интеллекта и речи в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важнейшим фактором успешного решения данных задач является высокий уровень развития речи и интеллекта.

В связи с этим, психологи и педагоги считают, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное, – значит, с первых же дней после рождения ребёнка. Полноценное – значит, достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь как фактор развития ребенка

Речь – это процесс  общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Она возникает и развивается  под влиянием потребности в общении  и служит целям общественного  объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

Речь тесно связана  со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей  и другими.

Всем известно, что  речь является одним из главных показателей  развития ребенка. Она реализует  несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Речь служит орудием  человеческого мышления, средством  общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Развитие речи вместе с экологическим образованием и  развитием элементарных математических представлений является одним из фундаментальных разделов работы по умственному и интеллектуальному  воспитанию современных дошкольников. Речь организует восприятие детей, способствует развитию знаково-символической функции сознания и закрепляет в слове основные категории мировосприятия, которые формируются в процессе умственного развития и воспитания дошкольников.

В процессе развития речи (во всех программах) происходит формирование словаря, совершенствование звуковой культуры, грамматического строя, а также развитие связной речи.

Теперь уместно поговорить о связи интеллекта с речью. В  более узком понимании речь –  процесс общения, опосредованный языком. Речь может быть внешней и внутренней. Л.С. Выготским доказано, что решающее значение для перешифровки (перекодирования) замысла в развёрнутую речь принадлежит внутренней речи. Внутренняя речь – это не развёрнутое речевое высказывание, а подготовительная стадия, которая предшествует такому высказыванию. Внутренняя речь свёрнута и эмоционально мало окрашена. Активные моменты внутренней речи возникают при каждом затруднении и исчезают, когда мышление автоматизируется и лишается активного творческого характера. Именно это указывает на то важное значение, которое  имеет внутренняя речь для процессов речевого мышления. Кодирование мысли в речевом высказывании имеет решающее значение не только в том случае, когда человек передает информацию другому, но и для уточнения мысли для самого себя.

Развитие интеллектуальных и языковых способностей дошкольников – одна из важнейших составных  частей его психического развития.

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень  энергичен и активен. Его притягивает  практически всё, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребёнку, создавать условия для его познания мира.

Ещё в раннем детстве  закладываются основы умственного  развития ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. В настоящее время достаточно чётко охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное.

Развитие речи и мышления ребёнка в младенческом и раннем детстве включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность.

Устанавливается связь  между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и называние предметов и лиц). Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Формируется речевой слух, ребенок издает звуки, именуемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуками и действиями малыша. К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.

Один из моментов кризиса  первого года жизни связан с появлением первого слова:

– ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название, открывает связь между знаком и значением (символизирующая функция речи);

– увеличение словаря ребёнка, направление развития речи идёт от пассивного к активному.

В раннем детстве основная форма мышления – наглядно-действенная. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

В этом возрасте уже начинает формироваться знаково-символическая функция сознания – усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заместить реальный предмет знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей («каракули»). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами). Для достижения цели устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними.

На третьем году жизни  возрастает речевая активность ребёнка. Речь становится основным средством общения. Кризис 3 лет – переход из раннего детства в дошкольное – один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Ребёнок, отделяясь от взрослых, хочет установить с ними отношения на новом уровне, более глубокие и осмысленные. Центральное новообразование этого периода – «я сам».

Одной из форм преодоления  кризиса перехода ребёнка из раннего  детства к дошкольному является игра. Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и  взрослого, в которой ребёнок оказывается счастливым и самостоятельным, тесно связана с миром взрослых (в игре он действует как взрослый).

Теперь о дошкольном детстве. Данный период характеризуется  открытием для себя мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и в конце – к словесному. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, и это соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению представлениями), по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного  изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона  речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического  развития. В этом возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического порядка (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает  словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанное, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Источник