Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от развития

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, а так же является основой социального взаимодействия и регулятором поведения.
В чём же заключается процесс развития речи?
- В овладении разговорной речью.
- В развитии понимания обращённой речи.
- В выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия, ребёнок должен:
- Быть психически и соматически здоровым;
- Иметь нормальные умственные способности;
- Иметь нормальный слух и зрение;
- Обладать достаточной психической активностью;
- Обладать потребностью в речевом общении;
- Иметь полноценное речевое окружение.
С трёх лет ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
Четвёртый год – это возраст «Почемучек», поскольку дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Нужно терпеливо и доступно отвечать на все его «зачем?», «почему?» и «как?». Именно в этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребёнка к языку.
- Звукопроизношение. Ребёнок 4-го года жизни правильно произносит свистящие звуки «С», «З» и «Ц». В этом возрасте он ещё не всегда может верно произнести шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» и часто заменяет их свистящими: «каСа» вместо каШа, «ноЗык» вместо ноЖик, «клюЦ» вместо клюЧ. Сонорные «Р», «Р’», «Л» ребёнок может заменять звуком «Л’», реже «Й»: «Лябота» вместо Работа, «Лека» вместо Река, «каЯндаш» вместо каРандаш, «устаЙ» вместо устаЛ.
- Слоговая структура слова. В некоторых словах ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман» и т.д.
- Грамматический строй речи ещё формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении, например: «Купи синЮЮ шарик!», «ОдиН колесо», «У меня много подругОВ» и т.п. Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
- Словарный запас. К четырём годам активный словарь малыша составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов всё чаще встречаются местоимения «мой», «твой», «наш»; наречия «холодно», «вкусно» и т.п.; появляются числительные «один», «два» и т.д., а также притяжательные прилагательные «дядина шляпа», «кошкин хвост».
- Фразовая речь. Пользуются в речи простыми предложениями. Наиболее распространённая форма высказываний в этом возрасте – простое распространённое предложение например: «Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей».
На пятом году жизни речь дошкольника становится разнообразнее, правильнее, богаче.
- Звукопроизношение. Ребёнок данного возраста овладевает чётким и чистым произношением шипящих звуков. В норме 5-летние дети должны научиться чётко произносить почти все звуки в составе слов и предложений, но могут ещё западать сонорные «Р» и «Р’»
- Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
- Грамматический строй речи. Ребёнок относительно свободно пользуется структурой сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Словарный запас. Увеличивается до 3000 слов, что даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.
- Связная речь. Ребёнок начинает овладевать монологической речью: умеет связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображённом событии на картинке или на серии картинок.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке к школе.
- Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
- Формирование навыков звукового анализа. Ребёнок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
- Грамматический строй речи. Владеет всеми типами склонения существительных. Владеет навыком словообразования: от одного корня может образовать различные части речи (существительные, глаголы, прилагательные и др.).
- Связная речь. Ребёнок имеет достаточно развитую речь, пользуется в ходе общения развёрнутыми фразами. Без дополнительных вопросов составляет пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
- Звукопроизношение. Ребёнок правильно произносит все звуки, чётко и внятно произносит фразы; умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносит слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
- Фонематический слух. Шестилетний ребёнок чётко различает на слух все звуки, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
- Формирование навыков звукового анализа. Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.
- Грамматический строй. Дошкольник хорошо владеет навыками словообразования и словоизменения. Наряду с формами прямых падежей он употребляет и формы косвенных падежей. Ребёнком усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединений в предложениях.
- Словарный запас. Словарь дошкольников шести лет – 3500 слов, в нём активно накапливаются слова и выражения. Ребёнок подбирает антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивает многозначность слов, владеет навыком образования сложных слов, подбором родственных слов.
- Связная речь. Владеет всеми формами устной речи: монологической и диалогической, ситуативной и контекстной. На вопросы отвечает развёрнутыми фразами, пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.
Далее, в школьные годы ребёнок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи – как устной, так и письменной. Поэтому очень важно влияние родителей на развитие речи ребёнка с раннего возраста.
Источник
Тема «Зависимость уровня развития речи у детей от степени сформированности мелкой моторики рук».
Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью.
Первой формой речи первобытных людей- были жесты. Особенна, велика была роль руки: указывающие, очерчивающие движения рук лежали в основе первичного языка, с помощью которого общались.. прошли целые тысячелетия, прежде чем появилась речь. О том, что движения пальцев связаны с речью, знали давно. Люди это понимали бессознательно. В изучении взаимосвязи пальцев с головным мозгом занимаются ученые и поныне. Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей и всего поколения. Одной из форм реабилитационной работы являются физические упражнения, считают медики. Исследования лаборатории высшей нервной деятельности- института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям. Они несут в речевой центр в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующей его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит мышление. В коре головного мозга речевая область расположена близко к двигательной. Ученые выявили, что тренировка мелкой моторики рук, оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. По мере совершенствования мелкой моторики, идет речевое развитие.
Поэтому это должно использоваться в работе с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.
Все родители хотят своим детям самого лучшего, чтобы они выросли физически и умственно здоровыми, стали полезными членами общества. Каждый ребенок растет с присущей ему скоростью и не надо его подталкивать, принуждать какими бы добрыми не были ваши намерения. Большинство детей обучаются лучше тогда, когда они заняты вещами , доступными и важными для них. Различные движения пальцев очень нравятся детям. С помощью пальцев можно даже разговаривать с детьми. Игры с пальчиками очень заразительны. Понаблюдав за ребенком, вы увидите, что он получает удовольствие от игр с пальчиками. Игры для мелкой моторики рук нужно проводить в соответствии с периодами возрастного развития. При проведении игр важно последовательность – от простого к сложному.
*Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыков вызывается многократным повторением.
*Упражнения, занятия с ребенком должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, не зависимо от возраста, значим результат. Поэтому любое изделие малыша должно показываться, быть предметом игр.
*Если ребенок постоянно требует продолжение игры, постарайтесь переключить внимание на выполнение другого задания.
* не рекомендуется начинать занятия или игру, если вы утомлены, раздражены или озабочены, если ребенок себя неважно чувствует или увлечен другой игрой.
* недопустимо переутомление ребенка. Важно учитывать взаимосвязь функции кисти руки и речи в логопедической практике.
У игр с пальчиками еще есть другие преимущества. Они помогают в обучении таких понятий как «вниз», «вверх», а так же понятия числа. Игры помогают развивать чувство ритма, воображение. Но главным образом игры вызывают смех и общий разговор. Книги с движением пальцев ребенка очень популярны за рубежом, так как движения направлены на возможное более раннее всестороннее и гармоничное развитие малыша. Такие упражнения развивают свободу движений, чувства пространства, образное мышление, память, внимание, речь. Одним словом обогащают внутренний мир. Выучив стихотворение, ребенок смог бы воспроизвести его пальчиками. Можно придумывать свои более выразительные игры, фантазируйте вместе с детьми. Ведь взрослый для ребенка- неисчерпаемый источник положительных эмоций.
Чтобы ребенок хорошо говорил, научите его играть с пальчиками, сопровождая игры звукоподражанием , стихами, ласковыми словами. Чем выше развита координация, активность руки, тем лучше развита речь.
Важно помнить:
-Речь взрослого должна быть четкой, эмоционально окрашена, нетороплива.
-Действовать нужно вместе с ребенком, направляя игру.
-Для детей 3-4 лет важен зрительный контакт. Это помогает понять сказанное. Если вы работаете с книгой, рекомендуется рассмотреть картинки.
-Если ребенок не справился с игрой, возьмите руку ребенка в свою и сформируйте нужный уклад. Проделайте это несколько раз, пока не научится ребенок. После этого можно научить показывать пальчики, как птица открывает клюв, как пищит цыпленок, как зайка шевелит ушками.
-Если возникнут затруднения, подвигайте пальчиками ребенка своей рукой. Тогда у ребенка формируются нужные мышечные ощущения. Пусть пробует показывать сначала правой, затем левой рукой. Затем одновременно.
– Все упражнения подбираются с учетом возраста. Если сначала дети катают шарики, затем перебирают бусы, собирают пирамидки, перекладывают карандаши из одной руки в другую.
И так: включайте всевозможные игры по развитию мелкой моторики рук. Это не только пальчиковая гимнастика каждый день. Большое значение имеют конструкторы, где чтобы что-то собрать, необходимо поработать пальцами, приложить усилия. Хорошо развивают мелкую моторику рук мозаики. А так же весь набор по сенсорному развитию: пирамидки, всевозможное завязывание шнурков, застегивание замков. Дайте ребенку волю при игре с различными материалами, а результат не заставит себя ждать.
Источник
Александра Бочарова
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.
Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических особенностей ребенка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребенка (особенно рече двигательного и речеслухового анализаторов). В тесном единстве с физиологическими процессами развивается психологическая база речи. Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.
Задачи воспитаниязвуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:
– работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;
– формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;
– различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);
– обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова, выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;
– развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;
– нахождение слов, сходных и различных по звучанию
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
По утверждению Л. А. Венгера и С. В.Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка
Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.
Во 2-й младшей группе – это подготовительная работа к освоению грамоты,она формирует следующие задачи:
1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.
2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и],а также их реализацией: в речи – звуком, на письме – печатной буквой.
3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».
В средней группе:
1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.
2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.
3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.
В старшей группе:
1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.
2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.
3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.
Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте,предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:
от звука – к слогу;
от слога – к слову;
от слова – к предложению;
от предложения – к тексту, литературе.
Для реализации этой цели служат следующие задачи:
1. Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.
2. Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.
3. Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.
4. Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.
Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями и даже трагедиями не только для самого ребенка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы: 1) всесторонняя работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его; 3) формирование техники чтения.Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое); 3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.
Источник