Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от

×¥¾û¸/)˜‘튲=ÒT‘æ!îˆë…á+~XD¶Ñ²ún¢õ«.Æ!ãŸÏÇ7•Wãq¤?â?¥,ÿ^¼æà^Ôݸñ5Ÿ+2n½ ÁݝÅÉâMäüš§Fˆšg‘ß$qNV¹Ì’›e3Jn–âzGãü[¯fÖ³3qÇñrvE4«Dъ·Ê(ZÚGÑT+ɒ¬JPQªA6Ud«Z˜T¸röôÍé¸ÞÇ(œ™7¶sÓY¾”7ߎ(ÇíGä§@üt]‘Ä}Ï=8‹mY çÃU©×êø(«2mL/TåÛB£«í
ö¡ûþ¨TÒH-~}}ç1½c!^HvÈRÉÈ^¬F+¥˜}¨LÉø$3dyڜdYV·…=ušÎ–}–IH!3üTI‘»dYAٔ=™ñ¼{ê+:(X|ÿÈ27×øÒÊßF 1wF–ƒAD`¢Tё’áÍÏÕòu—’—G/–G˜»—çGHmãÙ;Œ
ÄÚw¯8ç/‡É@[,ž6 l>“7ZdQfl~}ý „ä3‚i¬rëø¾‚„hY^/Éᣕ?¹$æõ’AÞÅ°$°‰Ù¢röünðùÏÌíÅ°‹ôëU1â0„|fz¹#â{¤ÈÏx u¬Mù}’×{*SèR@½¥ò!4´yÑßy¼Q}«Ð.,–Ñ™»=¹ŒÎetî®ÆeL|üȜҳ×ÌB¬öÌLü¯J³©¢N’Ó‚øÒDq´UðåÚ̐- Cüø…–ëкØDù#uä·4‚GUZ›„!ŒÈ¾¬”°X́¢A=›@”ÓYÃAé tÄ?œ?)e“²Ãf)3!ÑéRö›¼¯£™™A•Ènf§(J³A¯G‚oÙ{¨Ê«,¦¬ÂX}/û̗P,ª^F?ëºYžÙE+Û[y¢*돡ÿ˜ÄíÓ¤¡‚¥¦
Õó_ñ~I»°ÇñÑB~qðË{WˆQC­4=ö‘o éþ)¨ˆxÃIÙQhvh›èЬpF½··®F±¢Ú×_+Oâ,`²ûœìᅮ-³°ŠYHÌàêžG|àæ²>†ÊŽA`AV ÒD¼úg—°4ä

uìb3òH=h;Îᡈ×îÖ¡’ÕY7ÇqV6
@Zêâüf—ÎÉs®“ÝÌËm’°êˆà[sO³—ü£¥a”Æà¹f³êvî-:C^SÒ¿@À÷ä(Iº§¾$i˝%ž”žé?4õ2禊é«èµ¦~°½ë½;Dç̍#Ž©e®>¨¸ç/*e²wSªmV–¢Õƒu[Õ7–㹦ŸM³ëÎ&̗WS*ݯžChßèÔò‰³*«^9Çå’@*…L„æ*Ýs HÚ/úh]dC^WõÙ2â+­G  ¿6>Hî8Æo§²ÇüKõ^»¨BôëqŽ‰£9ýچ˜¶X³œ!¬ƒ aْÃêZ2f6Öùa‘­ùìÏV/SnÞc€¦A•,ú1ëþWÞwKcâ¸p˜MäÀÂó‹[´ÏÍ2­ª´7w{.oèh/¥-#ßkUgv»©O_QUÃcL…ýrE8¤ØéàKw—k² £©h“Äsߙ°MM¥&J0m§góцªùsñt§Zè :7ǁVE@MJ£?‡¢£±’ÖµJÚ¡¢UöbWÂÎ?ˆÐ~6¿‰Ë)Öø5NºŒ ý†ðpuìs%/¿MœÈi±3ÛdÕÒ.§ëh­õPx…/¼CjÔQ’Òâ
ƒoäuøï[Š µPŠÞRÆx¼¯jô¡ÎMð¨Ûá&’ §Ù$‹íÙø1x멄(´×ì¶ô.(%Ì]J¼N»cÄzK)Òy ˜àÛëÎ)¿†¤U`]-ìúç{¨Y2~/Ø#µìŸÙžË*Â^°!‘Ù®i¤RL Û1ŽCAEˆ¢ê»xô‚HÛ°1]ýêå¦JbæQX¹hkn´`æ,å8E¬P{ëPH–®Ø0(žƒÓÜWolrV£¨$%ºé…HFÁèNý†úóº‰Ym.djŒOn-‚}1„×›ÍkM:¥ ÓÜlÞMÌÔDJփìÜz‡zHØ©’’’¢žƒXV™â¾Æª
t±ZŒ47¬Ú@«íÈ{jÏEÞÐΫ£SÛØ)õ²2µ©KjT/ ï­8Ìw0ùÁ+n°],”¤óÐ‹÷ë6Ý%RڑæzÂ¦“WJŸEš²ã»ÀQÏMÄ¤¯Š]ý¾g÷ÿr¤ŸÄ`»ËÆA°ŽÚß[A;˜û®
ãKÈ®¡ù–{;>UÒx¾-!ÙÓ¢÷R½½°bªDg
ŽQ˝ق‹’d45[Q›5Þ j§BJÂ]/=Gµ
4JòzÇÖ͍®üv,£‹ÁžŠ.”²»y§¢‹˜àÛ2ûæäÿêõ»X²’)pa>»:?Uô5Ïù¦¹lå»=V°”`÷qD³ñÖ6äÁíGhOÀÈLÑØ ­n-E?WóKGsåZ £8+9n…‹ÇøŠOmGV¤¹åuÀ. Æ²„Ç$JO¢¡‚Ã^[šqËk.ú MT×ñ‹7¼Ñ֜ÎþÁI†Çõ঺Êq/XFÎAßÁՅ³E†‹Æs¼†ÀäNÑǚíªÕlP,; åæ°åê¼±í=Òрˆ[¿~ÓËHÛ8êÕDfYÊ-7K&—ý2fM†=Æ ¨‰ÌúX±à*w/ E¼Â¤˜l½ìi†2š?½Û7qÆß~þ¹l¸]göøÂh%uü9“Œ€°†Í_¶¢&§Ö]ý›CW!N‰Ô¸_†ôÔ ©!•Ôrfי‰H!Ÿ:@×c

Ó33Ì$²hwބgwR¬Ü a¦È]o§,c7’Ož‘©sP?åaý£&_£H²¢¯´´ŸÁÇØüI:£¦ËS&dÜb6¡»ëÃ0 Èߢæã‘e„mÌÁ
F3@…G>«²åÝÙ¨XÄM¯M1‡Åæ6Gð?p‹õš†Õ&—;4j2uàQí4ºÜy :åQ E²—¦“‚PC7“cW^ËE*Tžž¹VÉhàb­Iµ !?
È©Ba4œLO7‚ð*ç|%Ì}8ÌÁJrè+ûV+$ò…¹S¸Ðæ¥ÌK­U?u¯–g2¦g`˜ZM,Ùî!gΆ~${)ì!çæØÏ×f)ßðIµ>âÀ/&õn}-³yÑ?à0..`vßZtG4øjãTïœù¦ë ãR—›X©Ž¬°–²bÔ%‡œ´>&2k¤.9¤dÖH=y0E|F2ëõU›L—6a¤8*vݺÞZ¾“syRɂ›i’˜5a6′!ÜÝM3X×mHµKJHuÃFZ†¶¤b;£ÒAΗöãîx6!|˜Øˆ
ÂãÒ-éóDŽ©êw>9OÒHCÂ`>êá&ôÀA
a!²9%Tm =òQJç™NŽ ­Vígã’=ËF‹vè!>êÖB¤7G„Ö )¢»›šÞà:°½ˆâÛ2B:žZ|”â8z‡Ûijy¢¼$ɶ‰¨ŸkÙ
Ivuºé+B@ÈyfÌãiLI´¤9ÄÀ–SÎqSGpÚ m(ͱFòeÜJ”g©Çpâ”]Bêb©hå[ëä.Ò+l˜ÌÔ«²ƒhƒc$ò‚ÅÅ­D¶÷ƒ Ø䦗øÁ͛„”¸†_?š&φ÷È@ÅåNߘ´Qsr«;6Q¾ôÕ% ÅÄ8|•Ï~ôÂ’ÞÎLÇË
7vM€ü¡Ó/žMIõF~,æÿhÞ¢XÞÎ+D¹tTðVÑêtÌK/Š:•¶SÌk]³]æ‘g„•>ùR“Ò½XüÅ©¯µ3©2¡8ÉL@H™Ó‹ù“þö¶É½
3è!xµf¹MØXr„AâÅøUwy/[Ý`íE:HÓßíæMn1táÆ7AX>Ã$”•ûø‡Wš¢=~Ë&³ „“æ¼À&³LƸûÿa“a=œ¸2a¥v01×)4v†qkaušK|Û«Mª‰Yó­²myf–JÐÉæ¹:†HEéln VÍ©:—fqÔ¿tËP.!SbÄ_¡Â¹6ÂƵ=ehÌ+Ï&>,±cã׎=éØ4²»yٓ~M’˜4¿ÌÅ»€YÌ}-G!mZÏCŽj îÔ }6Óm’¹qð™™!ÈփáxAOՔ; pŽÉÿ¨H·Þ똷ãr‘ J¯xÞéì­¼1d«G¥ÙÂÈ)×^Ö*Ó&˜r(Í{}AéMJ*çßÛDús;—ÐüÈw
÷©8·5á#åZe9’Füâ‹eãÈ ï’š]832DUHOwš
TêA?LJÑÐ9ß©æÚÕúLcAù±ô   >4.m‹†ÈÕþ}†”¯FÆÆrò1ªÜ®$–Û™¯KÈ%ë]”f‹þE*®š2ÖÈ)d³2–œ!…²2Ðm6橚4|1úv®l¤ÐŠdÉ7U¨ÒÚ
øIq0Bs§T7åté{…âd:®r¯}•CZC,¿L¢7·ó᜴‡“&ù-êÜýË´´‹óye„ׯŽAèÇ×¾»zMß¿ÁœHO£¢r¤¦2|Ԉ‡rñJc?æÅ·9Z#Ž)Çcœ¬²mÔ¯A‹/ņËx¨î” FN)qØvc4„›‡0 cA–’õûhÛ½w‰iùA†Û? pæœê²&¤Eå]Õ¸;õ…º¨7
…ÒœÎÀò‘‘;)ϋú„tv˜{>CýcÈd$j8à¬Q²üΞBsÂýzL9 k†C¤Õýé÷ÐC’É8ŽWÑܚ(‘Û£,”Q8ŒðâäÒvêúø’„V
öaPF·RÀ6lõÊWhúõ‘Ë?z÷ñ¢hq¼¢Èú¢©n×XW1žôòxÆø´p!ڐ¯šÑÂ-.@”ºåpäqË«LC›Ÿ.ÛÉÒzvf­XÊ^O£Í§7bgvhP ¡÷«å‚ßù0Y&2‹úêYV¾8™¾ìYœì唤>κ®Ç¢‹Qê@Ü×7T5£ÇZ”A¾€:VÞá,Bç5_Ô5~ÇN‘ÚN7Ѫs¨3aŠÌÕ2a8ÂÖ9 Ó9Ò¹ .ÜÂt»€N_Æí3œn‚úP¨¥©Ð9DϔÑàÌBûF®iÒèï&zsìê™:n—6Pú`Aþa.R±sôF*uÖ eÏY²&·‘´tXGo†3“^Eo:Ùí¼6±hئà[°ÏK©!h“í¸Ååèø¯]é¼vdHø´M*ƒXuɔãÑt-G­Æ¨bÛÚà„’»@õãÙ ¥âL͸ÛDѵ6©àþüúºMtNk7L¸y8Œ]ŸœðR-»cQ‚Ȉ
΁²µŸÈ¨¬^0ºœ#ª©ã‹NlWp:ÎíDÍҎªá¤¼:üHJ9¹À“ý ïT–1oÚ=Jm0
1Ë㒥ÛCF{—wl›ÇVj‰¶uÑqõæ–’“·é»0éûljÅÐÅÉvék¼‡Ájw36>aGZ[2l„¿L†SŠ^^%ã9Ï e/’áÀw—Ép{8®ôU2Ü6
ú23„ã2.畢1É°_ÃI–/‘áÓXö*ö”EᯒaM»”ÉNŠ¥4WÉpR,¥»J†“b©ÄU2l‰¼ÒWÉpR,Õq•’Å©¯å”VŠõU)¬ë«RX)ÖW¥˜mä•æ¢+ÁJ±¹(Ŋíp•æ¢+¶ÃUڋR¬+Åö¢+ÁJ±½(Ŋí_•ö¢+¶]5ᛋdX)>.J±b;.£Ow•+ÅîªKVŠÝU)–¬»«R,É~+†Lώ!7ƒf;•Ú‡Ms½ËY©Z¿ÐÿDR!eb29w¤JPãoG´5‡»ý9Òûýÿ¯¿ýEÉÛ÷ÿ¾ýG¥õšäV’
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
[ 18 0 R]
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>
endobj
21 0 obj
>
stream
ÿØÿà JFIF ` ` ÿá ZExif MM * J Q Q ÄQ Ä †  ±ÿÛ C

$.’ “,#(7),01444’9=82

Источник

Александра Бочарова
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.

Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических особенностей ребенка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребенка (особенно рече двигательного и речеслухового анализаторов). В тесном единстве с физиологическими процессами развивается психологическая база речи. Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.

Задачи воспитаниязвуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

– работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

– формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;

– различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова, выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

– развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;

– нахождение слов, сходных и различных по звучанию

Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

По утверждению Л. А. Венгера и С. В.Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка

Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

Во 2-й младшей группе – это подготовительная работа к освоению грамоты,она формирует следующие задачи:

1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.

2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и],а также их реализацией: в речи – звуком, на письме – печатной буквой.

3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

В средней группе:

1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.

2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.

В старшей группе:

1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.

2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.

3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.

Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте,предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

от звука – к слогу;

от слога – к слову;

от слова – к предложению;

от предложения – к тексту, литературе.

Для реализации этой цели служат следующие задачи:

1. Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.

2. Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.

3. Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.

4. Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.

Читайте также:  Шкала развития ребенка до года

Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями и даже трагедиями не только для самого ребенка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы: 1) всесторонняя работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его; 3) формирование техники чтения.Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое); 3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.

Источник

«Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»

Найденова Марина Владимировна

Воспитатель 1 младшей группы № 5

МБДОУ д/с 56

Февраль 2021г.

 Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развивать мелкую моторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия. На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

Читайте также:  Роль зрения в психофизическом развитии ребенка

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

  1. Возьмите ладошку малыша и

тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев

малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша

круговыми движениями указательного пальца.

 
         4.  Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладон

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз

помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

Читайте также:  Развитие звуковысотного слуха и чувства ритма у ребенка

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

5. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

6. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

«Цветик-семицветик»

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто! Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, роль родителей в развитии мелкой моторики трудно переоценить.

Методическая литература:

  1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
  3. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
  4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.

Источник