Уровень развития речи детей на конкретном ребенке

Уровень развития речи детей на конкретном ребенке thumbnail

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом.  Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем. 

Источник

Обычно к 5-6 годам при нормальном развитии ребенок овладевает в полной мере фразовой речью, осваивает уровни сложного предложения. К этому возрасту у ребенка уже достаточно объемный словарный запас, он легко пользуется нормами грамматики, лексики, словообразования, и с воспроизведением звуков трудностей не возникает. Но до этого малыш проходит несколько стадий развития речи.

уровни речевого развития детей

4 уровня развития речи у дошкольников

Не сразу ребенку удается заговорить. Постепенно, трудолюбиво ему предстоит освоить ступени познания языка с точки зрения фонетики, грамматики, лексики и словообразования. Уровни речевого развития детей описывались и изучались многими специалистами в области педагогики, языковедения и логопедии. Например, профессор Т. Б.Филичева выделила 4 уровня развития речи.

  • 1 уровень – до 2-3 лет,
  • 2 уровень – с 2-3 до 4 лет,
  • 3 уровень – с 4 до 5 лет,
  • 4 уровень – с 5 до 6 (7) лет.

Их краткая характеристика приведена в таблице ниже.

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
до 2-3 летдо 500-800 словРечь лепетная, часто жесты и мимика заменяют слова. Искажение слов с пропуском нескольких слогов, подмена и перестановка звуков и слогов. Фразы слабо выражены.
3-4 годадо 1900 слов

Речь привязана к ситуации, предложения простые. Части речи: существительные, глаголы, местоимения.

Не выговаривает сонорные, проблемные Г, К. Могут смягчаться твердые, свистящие и шипящие подменяются.

4-5 лет2000-2500 слов

Начинает активно использовать прилагательные. Сочиняет рифмы и созвучные слова. Интересуется звучанием речи.

Часто использует только прямое значение слов.

При словообразовании использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы, в том числе подчиненные.

Умеет выражать качественные и количественные отношения предметов, явлений и действий.

Слоговая структура слова начинает осознаваться на слух.

Произношение звуков четкое, с незначительными искажениями – Р.

5-6 (7) лет4000 слов

Речь складная и часто развернутая, с использованием сложных конструкций предложений. Склонения, изменение по временам, родам, числам продолжают осваиваться.

Слоговая структура расшифровывается зрительно.

Речь строится верно грамматически и по смыслу.

Начинает понимать переносные значения слов.

Звуки произносятся правильно.

Характеристика уровней речевого развития может помочь в определении ступени освоения языка ребенком. Каждому уровню соответствует определенный психологический возраст с параметрами восприятия явлений окружающего мира. Ведь внутренний мир ребенка неразделим с его речью. Уровни речевого развития дошкольников подробно описаны ниже.

1 уровень развития речи: особенности психологического восприятия

Дети 1 уровня речевого развития отличаются эмоциональным восприятием мира, они еще не логичны, и речь их ситуативна. Чем младше ребенок, тем больше он считывает реакцию на мир в ее мимическом, жестикулярном и звуковом выражении у взрослых. Это значит, что если взрослый уронил игрушку, поднес ладони к щекам и воскликнул «Ой, упала!», то в такой же ситуации ребенок сделает и произнесет то же самое. Но если упадет не предмет из рук, а человек, то малыш не отреагирует так же – это другая ситуация для ребенка.

Грамматические, фонетические особенности 1 уровня

характеристика уровней речевого развития

Для разговора дети этого уровня используют подкрепленные мимикой и жестами звукоподражания, лепет и выстроенные на его основе неясные предложения, с нечетким искаженным произношением. Также с трудом воспринимаются:

  • категория элементарных предлогов (с, под, перед…);
  • грамматические различия множественного или единственного числа;
  • родовые различия (бежал – бежала – бежало);
  • глагольное время (делает, будет делать, делал);
  • степени сравнения прилагательных (сильный – сильнейший).

От восприятия слоговой структуры слова первый уровень далек. Для детей 1-го речевого уровня характерен небольшой объем слов бытового содержания, произнесенных лепетным образом, урезанных. Например: «амот» – бегемот, «иська» – зайчишка. Можно нередко услышать у детей начального речевого уровня и несуществующие слова – обозначения каких-то предметов, чувств, действий. Например: «абуки» – ботинки. Такие слова могут обозначать даже несколько предметов. Например: «кеся» – конфеты, сахар, мед, любимый мишка, веселье. Здесь слово «кеся» обозначает как предмет «конфета», так и то, что имеет с ним связь через ассоциации качеств: сладкий, вкусный, приносящий радость, состояние наслаждения.

Дети этого уровня не используют морфологических явлений для выстраивания грамматики. Это значит, что «фраза» состоит из корневых слов без использования в зависимости от ситуации приставок, суффиксов и окончаний. Такие «фразы» могут быть поняты только в условиях контекста конкретной ситуации, ее ребенок пытается обрисовать при недостатке словарного запаса жестами, мимикой, восклицаниями, звукоподражаниями.

Рекомендации по развитию речи 1-го уровня

В таком случае коррекция не требуется. 1-й уровень допустим до 3-х лет. Вплоть до трехлетнего возраста у ребенка жизненный опыт не богат, он еще не способен осознанно взглянуть на разнообразие проявлений окружающего мира. Именно поэтому с ребенком требуется больше беседовать, говорить названия предметов, состояний природы и человека, стараясь не искажать слова. Пусть малыш не сразу освоит правильное произношение, но он обязательно запомнит его.

2-й уровень развития речи, особенности психологического восприятия

Дети начинают использовать речь для общения со сверстниками. Со взрослыми беседа заводится с познавательной целью, причем дети стараются и хотят быть понятыми, а взрослые стараются соблюдать различные нормы языка при ответе на вопрос. Со сверстниками разговор строится по-другому. Малыши показывают друг другу предметы, явления, действия и высказывают свои суждения по этому поводу. Причем они не заботятся о том, чтобы их поняли. В этом возрасте сказанное ребенком ребенку по умолчанию воспринимается услышанным и понятым. Беседа может вестись в разной форме, в зависимости от эмоционального восприятия собеседника. Это может быть игра, пояснение или эмоциональный выплеск. Также ребенок часто сопровождает речью любое свое действие. На третьем уровне развития в речи ребенка появляется все больше слов активного и пассивного запаса, продолжают формироваться зачатки понимания грамматических свойств языка.

3 уровень речевого развития

Грамматика, фонетика и словообразование на 2-м уровне

Словарный запас на 2 уровне речевого развития увеличивается. Коммуникативных возможностей становится все больше. Воспроизведение звуков еще достаточно искаженное, грамматические формы не четкие. Ребенок лучше овладевает формами с ударением на последнем слоге. Речевые средства на этом уровне становятся более постоянными. Уже появляются слова, обозначающие не только предметы, действия, но и их свойства (белый, быстрый, красиво). Еще нет большого объема слов, обозначающих цвет, форму, размер, поэтому дети часто пытаются заменить их словами знакомыми. Например: вместо «огромный шар» – «кружок до неба». Уже появляется фразовая речь в ее истинном понимании.

У ребенка расширяется активный словарный запас (слова, употребляемые в ежедневной речи) и пассивный (набор слов, известных ребенку). Находясь на втором уровне развития, ребенок уже начинает понимать грамматические формы, делает не всегда успешные попытки склонения по падежам (существительные, прилагательные) и временам (глаголы). Грамматическое изменение формы ребенком еще не воспринимается как повод к смысловому преображению, поэтому и формообразование не играет роли для речетворения ребенка этой ступени. Например: вместо «котик шел по улице» – «котя шел улица». Предлоги на этом этапе употребляются часто ошибочно, со смысловой подменой. Например: вместо «залез под стол» – «залез в стол». Практически не употребляются союзы и частицы.

Произношение детей 2-го этапа речевого развития еще далеко от верного. Мягкие звуки путаются с твердыми, глухие со звонкими. Плохо произносятся шипящие, сонорные, свистящие. Например: «Зоя» – «соя», «кошка» – «коска», «дерево» – «деево». Часто наблюдается перестановка слогов в словах: «монокль» – «номокль», «березка» – «лебезка». Так же слоговый состав может нарушаться не только в порядке и качестве воспроизведения, но и в количестве. Например: «ворота» – «орота», «полотенце» – «потенце».

Поддержка ребенка на 2 уровне речевого развития

Этот уровень характерен для нормального речевого развития детей 2-4 лет. Это время удачно для пополнения словарного запаса и совершенствования умения выстраивать фразу. Очень важно, чтобы ребенок слышал грамматически и фонетически правильную речь. С ним нужно читать стишки и сказки, пытаться вспоминать сказку по картинкам в книжке, при этом обязательно подсказывать нужные по контексту прилагательные. Например: вместо «прибежала мышка» – «прибежала серенькая мышка», «мышка-норушка». Можно тут же пояснить, что «норушка», потому что в норке живет, так будет проще запомнить новое слово. Также, если ребенок говорит «прибежал кошка», можно пояснить, что кошка – это девочка, поэтому она «прибежалА». На этом уровне ребенок в первую очередь осваивает грамматическую суть речи, поэтому ему нужны ненавязчивые подсказки при неверном употреблении форм слов, ударений.

3-й уровень развития речи: психологические особенности

2 уровень речевого развития

Этот уровень характеризуется большей самостоятельностью суждений. Ребенок 4-5 лет продолжает приобретать опыт знакомства с окружающим миром. Он по-прежнему задает вопросы взрослому, но теперь у него появилась потребность высказывать свои суждения об окружающем его мире. При рассуждении ребенок ждет реакции взрослого на свое суждение, пытаясь таким образом определить, насколько оно верное. На третьем уровне развития наблюдается рифмотворчество, попытки сочинить мелодичную фразу, маленький рассказ из простых предложений. Ребенок становится боле чутким к проявлению языковых возможностей в разных сферах жизни.

Грамматика, фонетика, словотворчество, смысловое наполнение на 3-м уровне

Словарный запас ребенка на 3 уровне речевого развития пополняется, в него уже входят слова, называющие качества предметов, действий и явлений. На этом этапе в речи детей прослеживаются все части речи, но порой их функции не осмысленны. Ребенок изъясняется предложениями, бывает даже сложными, если категория функции союзов и союзных слов усвоена. Если нет, то при попытке выразиться сложным предложением с причинно-следственной связью получает подобную конструкцию: «Я не нарисовал, …карандаш потерял».

Трудности на этом этапе по-прежнему может вызывать грамматическое изменение формы слова и словообразование. Но уже осознаются временная категория глагола, падежное изменение существительных, прилагательных и числительных. Категория рода освоена, но могут возникать трудности при незнании того, к какому именно роду относится конкретное слово. Например: «Я сегодня видел такой красивый метель, он кружил, кружил!». Здесь видно незнание рода слова «метель». Сохраняются ошибки в ударении. Например: «налила водУ».

В этот период могут еще возникать трудности с произношением отдельных звуков (шипящих, сонорных, свистящих). Слоговое разделение на слух многими детьми распознается, но лишь как интуитивное ритмическое членение слова.

Ребенок уже может быть способен составлять рассказы по картинке с кратким описанием качеств, формы, размера, цвета предметов.

Работа по развитию речи на 3-м уровне

Ребенок на этом этапе обычно хорошо может слушать небольшие рассказы детской литературы, сказки, стихи. Так же 4-5-леткам уже нравится пересказывать прочтенное кем-то вслух. Чтение поможет обогатить словарный запас и усвоить алгоритм грамматически правильного построения фразы и предложения. Пересказ, особенно по картинкам, – это уже попытка применения грамматических, словообразовательных и лексических норм на практике.

Придумывание стихотворений по двум или четырем рифмам, ролевые беседы от имени игрушек или выдуманных персонажей – все это поможет ребенку разобраться в способах построения речи в зависимости от ситуации. Для проработки классификации слов по одному или нескольким признакам поможет работа с карточками с изображением животных, продуктов, мебели, вещей, времен года.

Для лучшего освоения морфологической стороны языка ребенком нужно обращать его внимание на окончания, связанные с родом, падежом, временем. Дать понять, что есть части слова, служащие для образования многих слов.

На 3-м уровне уже можно вводить простые чистоговорки. Время скороговорок наступит на 4-м уровне.

4-й уровень развития речи: психологические особенности восприятия

Этот уровень обычно приходится на 5-6 лет. Ребенок уже готовится пойти в школу. Он много общается с одногодками. Способен поддержать разговор со взрослым человеком, с удовольствием рассказывает сказки по памяти. Начинает пытаться читать и писать. Ему нравится иметь собственное мнение и пытаться его отстаивать уже не просто эмоциональными всплесками, но и аргументами.

Грамматика, фонетика, лексика 4-го уровня

Суждения ребенка 4 уровня речевого развития логичны и оформлены в сложные предложения. Грамматические конструкции стройные, но иногда имеют искажения. Ребенок использует все части речи, в неполной степени осознает их назначение, довольно хорошо осваивает в речевой практике склонение, изменение по числам, родам, временам, начинает пользоваться степенями сравнения.

Звуковой строй может еще быть несовершенным, особенно при смене молочных зубов. Речь уже довольно стройная, но может наблюдаться нечеткое произношение звуков, из-за чего сознается эффект смазанности слова.

Слоговое членение воспринимается уже зрительно, что сигнализирует о готовности ребенка приступить к освоению фонетических азов языка.

Ребенок узнает много новых слов, часто пытается догадаться об их значении из контекста. В итоге смысловое наполнение слова осваивается не полностью, что потом станет заметно при построении собственных высказываний с использованием этих слов. Например: «Самолет взлетел высоко в небо и долетел до луны!» Ребенок усвоил только то, что самолет летает, но не знает полной характеристики его свойств.

4 уровень речевого развития

Занятия с ребенком на 4-м речевом уровне

На четвертом уровне речевого развития словарный запас ребенка стремительно пополняется. Это связано с расширяющимся кругом общения и освоением новых видов деятельности. Важно в этот период пояснять точное значение новых слов. Не помешают занятия с толковым словарем. Этот этап замыкает уровни развития дошкольников, поэтому все сферы языка должны быть проработаны на нем максимально.

Что значит ОНР

уровни речевого развития дошкольников

Если развитие ребенка в каком-либо возрасте не соответствует описанным уровням, то считается, что у него ОНР – общее недоразвитие речи. Причины могут быть разными:

  1. Дефекты речи у людей из близкого окружения ребенка.
  2. Психологическая травма или плохой климат в семье.
  3. Слабое здоровье ребенка, заболевания внутренних органов.
  4. Сильные ушибы головы, после чего – потеря сознания.
  5. Тяжело перенесенное инфекционное заболевание.
  6. Неправильное врожденное или приобретенное строение речевого аппарата.
  7. Врожденные или приобретенные дефекты слуха и интеллекта.

Если слух, врожденный интеллект и речевой аппарат целостны, то ОНР возможно устранить довольно быстро, но в любом случае потребуется помощь специалиста: логопеда, невролога, психолога, иногда – ортодонта или педагога по развитию речи.

Для детей с более серьезными случаями задержки речевого развития созданы специальные школы. Они являются общеобразовательными, но со специальными программами развития речи у детей с ОНР.

уровни речевого развития детей с онр

На самом деле приведенная в статье классификация этапов изначально характеризовала уровни речевого развития детей с ОНР (общим нарушением речи). Но ее можно смело применить и к характеристике речи детей с нормальным, своевременным речевым развитием. Разница лишь в возрасте. Обычные дети осваивают все уровни к 5-6 годам, но ребята с серь?