Уровень развития ребенка к поступлению в школу
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.
Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!
Источник
марина заречнева
Анализ уровня подготовленности к школе
Анализ уровня подготовленности к школе,
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Поступление в школу – переломный момент в жизни детей. Меняются образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества социализации, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности и от развития способностей ребёнка.
К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны, родители хотели видеть своего ребенка разносторонне развитым, с другой учителя желали, чтоб первоклассник был полностью готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности. В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе. Все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».
Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т. е. он готов к преодолению трудностей в учении. Школа предъявляет требования к самым разным качествам ребенка.Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сфорсированности зависит, как сложиться отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая не успешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.
В качестве основополагающих аспектов выделяются:
• состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;
• уровень развития познавательной деятельности и речи;
• стремление занять более значимую социальную позицию;
• сформированность произвольности поведения;
• вне ситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Успех обучения в школе зависит от уровня физической, умственной, психологической и нравственной, мотивационной готовностей.
Под физической готовностью следует понимать уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Общеизвестно, что успешное обучение в школе доступно только здоровым детям. В противном случае учебная нагрузка вызывает напряжение многих процессов в организме и приводит к ухудшению здоровья и снижению работоспособности.
Психологическая готовность к школьному обучению является итогом совместного воспитания и обучения детского сада и семьи. Шесть лет – возраст, в котором ребенок из дошкольника превращается в школьника. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. Она определяется тем, как ребенок относится к себе и другим людям, как он выполняет задания, насколько развиты психологические качества, необходимые для усвоения знаний.
Эти качества – внимание, память, мышление, воображение.
В понятие умственная готовность к школе входит несколько взаимосвязанных сторон.
1.Определенный объем знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о труде людей и их профессиях, о событиях и явлениях окружающей жизни.
Важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень их правильности, четкости сложившихся представлений, а также уровень познавательных интересов.
2. Определенный уровень развития речи: ребенок должен уметь вести диалог и отвечать на поставленные вопросы, пересказывать произведения, составлять рассказы на описание предметов и явлений, составлять рассказы по картине и из личного опыта.
Дети должны употреблять в речи в речи простые и сложные предложения, ис пользовать прямую речь, иметь богатый словарный запас, включая не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения.
3. Особое место в умственном развитии занимает уровень развития умственных способностей.
Очень важно научить детей владеть способами умственной деятельности: умению воспринимать, сравнивать, анализировать предметы и явления, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Формирование навыков учебной деятельности: обучение элементам грамоты, математики, развитие мелкой моторики (подготовка к письму).
Неотъемлемой частью готовности детей к школе является формирование нравственного облика ребенка, т. е. нравственная готовность.
В понятие нравственной готовности (личностной) входит развитие самостоятельности, организованности, дисциплинированности, умение жить и трудиться в коллективе, быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.
От развития и сформированности этих качеств будет зависеть, насколько обучение в школе станет для ребенка радостным и полезным, как сложатся взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Под руководством родителей и воспитателей ребенок приобретает жизненный опыт: усваивает навыки и нормы поведения в обществе, отношение к людям. Пример педагогов и родителей, нравственная атмосфера в детском саду и семье накладывают глубокий отпечаток на всю последующую жизнь детей.
Эмоционально-волевая готовность (мотивационная) заключается в выработке мотивов, побуждающих к учению, формирование произвольности поведения и адекватного поведения. Имеется в виду не просто естественный интерес воспитанников к обучению в школе, основанный на поверхностных представлениях, а развитие стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что в учебе неизбежно у каждого будут встречаться определенные трудности. Нельзя забывать, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому, что он получит новый красивый ранец, что статусное положение школьника гораздо важнее и почетнее, что он хочет поскорее стать взрослым. Эти качества составляют «внутреннюю позицию школьника» и являются первым этапом в формировании мотивационной готовности. Этот интерес недолог, он быстро исчезает, если не возникает интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, что является собственно познавательной мотивацией.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформации всей социальной ситуации его развития. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольного поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук; сформированного желания идти в школу, определенной мотивации учения, определенного «типа школьной зрелости», достаточного уровня предпосылок учебной деятельности. Поэтому, необходимо выявить степень соответствия возможностей каждого ребенка требованиям школьного обучения.
На современном этапе развития общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровней развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных задач ДОУ на сегодняшний день, является создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
Мониторинг развития представляющий собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Это в первую очередь, такие интегративные качества,как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и т. д.
С этой целью, в начале и в конце учебного года, был проведен мониторинг уровня готовности детей подготовительной группы к школе. В этом году 30 воспитанников, являются выпускниками.
После проведения мониторинга уровня готовности детей к школе в начале года,были получены следующие результаты:
Таблица уровня подготовки по основным образовательным областям
на конец учебного года
Уровни
развития
Социально-коммуникативное
развитие Познавательное
развитие Художественно-эстетическое
развитие Речевое развитие Физическое
развитие
Высокий 63% 62% 70% 77% 77%
Средний 37% 38% 29% 23% 21%
Низкий 1% 2%
Таблица уровня подготовки по основным образовательным областям
на конец учебного года
Уровни
развития
Социально-коммуникативное
развитие Познавательное
развитие Художественно-эстетическое
развитие Речевое развитие Физическое
развитие
Высокий 71% 68% 79% 83% 89%
Средний 29% 32% 21% 17% 11%
Низкий
Анализ итоговых показателей овладения детьми необходимыми
навыками и умениями по основным образовательным областям
1.Познавательное развитие:
В течении года особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, проводились занятия с детьми, имеющими низкие показателями развития психических познавательных процессов на начало учебного года, родителям были даны рекомендации, проведены консультации по подготовке детей к школе.
2. Физическое развитие
Высокий процент физически развитых детей 6 –7 лет является следствием того, что в течение года большое внимание уделялось
закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств. В течение года ежедневно проводилась утренняя гимнастика, проведены все запланированные спортивные мероприятия и соревнования
большое внимание уделялось мерам по улучшению посещаемости детей (закаливающие мероприятия, работа с родителями)
3. Художественно –эстетическое развитие
Педагогами в течении года большое внимание уделялось проблеме приобщения детей к миру культуры и искусства: дети участвовали в литературных, музыкально-театрализованных проектах, творческих конкурсах, как внутри ДОУ, так и на уровне района и области. Проделанная работа дала высокий уровень развития детей в художественно-эстетического направления.
4. Социально-коммуникативное развитие. В течение года работе с детьми проводились беседы, сюжетно –ролевые игры, подвижные
коммуникативные игры. Группу посещают несколько детей, имеющих
гиперподвижность, что обусловливает проблемы в концентрации
внимания, взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так же в
подготовительную группу ходят дети не регулярно посещающие
детский сад, эти причины в итоге негативно сказались на социальном
и познавательном развития данных детей.
5. Речевое развитие
Анализ причин среднего уровня речевого развития детей показал низкую заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, увлеченность детей другими видами деятельности (компьютерные игры, планшеты, смартфоны).
По результатам был выявлен общий уровень подготовленности детей к школе на начало и конец учебного года
Высокий уровень развития показало 20 воспитанников, что составило 68 % от общего количества выпускников.
Средний уровень 9 воспитанников –29% от общего количества,
Низкий уровнем развития,1 ребёнок -3%
На конец года,были получены следующие результаты:
Высокий уровень развития показало 22 воспитанников, что составило 75 % от общего количества выпускников.
Средний уровень 8 воспитанников –25% от общего количества,
Низкий уровнем развития- не выявлено.
Родителям детей, которые показали средний уровень готовности к школе были даны рекомендации, даны индивидуальные консультации.
Вывод: уровень подготовленности детей к обучению в школе выпускной группы детского сада находится на достаточно высоком уровне, это является результатом работы педагогов и родителей. имеют положительную динамику в сравнении с результатами обследования на начало учебного года. Это стало возможным благодаря, Однако готовность детей к обучению в школе остается актуальной всегда. Поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении, консультировать родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки детей к школе. Ведь не только педагоги, но и родители играют важную роль в развитии ребенка, готовности ребенка к школьному обучению. С этой целью необходимо повышать уровень родительской компетентности, повышать их образовательный уровень в свете решения задач по подготовке детей к школе.
Источник