Уровень развития ребенка 10 класса

Уровень развития ребенка 10 класса thumbnail

Путь к успеху

Пояснительная записка

О чем мечтают многие родители, воспитатели и учителя? Они мечтают о том, чтобы их дети, их ученики научились жить более полной и гармоничной жизнью, чтобы они стали сильными, самостоятельными, защищенными от превратностей судьбы, умными и творческими людьми. Через некоторое время эти мечты разбиваются о камни нашего незнания природы человека и личности, да и просто от нашего неумения подойти к конкретному ребенку.  Индивидуальный психологический подход к личности и психике детей продолжает оставаться благим пожеланием в большинстве образовательных учреждений. Телега школьной жизни продолжает по инерции двигаться в прежнем направлении, обучая детей множеству наук, и при этом не забывая о главном – общей культуре личности, нравственной, эстетической, психологической, познавательной и физической.  Наше образовательное учреждение ставит перед собой задачу – формировать в каждом ребенке ЛИЧНОСТЬ.

Для реализации этой задачи  была разработана программа  индивидуального развития «Путь к успеху».

Цель программы:

Формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, воспитать интеллектуального, духовно богатого и здорового гражданина, способного к социальному творчеству, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.

Задачи программы:

1.  Создать благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.

2.  Закрепление стремления жить по эстетическим, нравственно-этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

3.  Формирование у обучающегося адекватную современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостную картину мира, адаптацию личности к жизни в обществе.

4.  Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

5.  Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей.

6.  Развитие творческих способностей.

7.  Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.

Программа рассчитана на 7 лет.

Участник программы – ученица муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ухманская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики Илларионова Милена.

Принципы программы:

1.  Личностно-ориентированный принцип:

а)  адаптированности (ученик должен себя чувствовать в школе как дома, найти свое место в классном коллективе);

б)  развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);

в)  психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы раскрепощенности, раскованности, атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).

2.  Принцип дифференцированности – учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

3.  Принцип диалогизации – позиции взрослого и подростка считаются равноправными.

4.  Принцип последовательности и систематичности.

5.  Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.

6.  Принцип комплексности (психолог, учителя предметники, администрация, классный руководитель).

Методы работы при реализации программы

·  индивидуальные беседы

·  наблюдение

·  тестирование

·  анкетирование родителей и учащихся

·  портфолио учащегося

·  анализ участия учащегося в мероприятиях

Сроки и этапы реализации программы:

1этап — организационный (5- 1 полугодие)

–  составление индивидуальный карты ученика

–  изучение жилищно-бытовых условий и составление социальной карты

2 этап — реализация программы (5-11 классы)

Реализация программы проводится по следующим основным направлениям:

1. «Я и моя семья»

–  формирование уважения к членам семьи;

–  воспитание семьянина, любящего своих родителей.

2. «Я и закон»

–  упорядочить знания учащегося об уголовной ответственности несовершеннолетних;

–  развивать представления учащихся о видах преступлений;

–  воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

3. «Я и моя личность»

–  формирование потребности к самообразованию, воспитание своих нравственно-моральных качеств личности (совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие);

–  создание условий самопознания с последующей самореализацией.

4. «Учеба»

– воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности к сознательному выбору профессии.

– создавать ситуацию успеха.

5. «Я и культура»

–  развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня;

–  воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей;

–  формирование понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

6. «Россия – Родина моя»

–  воспитание духовной личности;

–  изучение истории Родины, своей Республики, своего поселка;

–  развития чувства единения, школьного братства;

–  формирование чувства гордости за свою Родину, свою Республику, свою деревню, свою школу.

7. «Если хочешь быть здоров»

–  пропагандировать здоровый образ жизни;

–  взаимодействовать с медицинскими работниками школы;

–  воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры;

–  воспитание стремления к совершенствованию физического здоровья.

3 этап — мониторинг реализации программы (11 класс-2 полугодие)

–  анализ и диагностика уровня воспитанности и обученности

Ожидаемый результат деятельности

Я, как учитель, – главная фигура в образовательном процессе. Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложнее. Я считаю, себя профессионалом и поэтому не просто хожу на работу и отрабатываю часы, а вместе с детьми проживаю и переживаю каждый день в школе. Соединяю воедино всю многообразию деятельность в сотрудничестве с детьми. При этом стараюсь находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия со своими детьми.

Таким образом, я ожидаю таких результатов деятельности:

1.  Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности.

2.  Усвоение учеником патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.

3.  Освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.

4.  Выработать способность к самореализации и привычки контролировать себя.

Читайте также:  Семья как пространство для развития личности ребенка

5.  Стремление к здоровому образу жизни.

6.  Научить строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.

Мероприятия по реализации программы:

«Я и моя семья»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1.

«Семья – это все…»

Совместный классный час с родителями

Участница беседы

5

Классный руководитель

2.

Праздничный вечер «Самая прекрасная и обаятельная женщина!»

Концерт, посвященный Дню матери

Выступление на концерте

5

Классный руководитель, культмассовый сектор

3.

Путешествие в детство родителей «Как молоды мы были…»

Совместный классный час с родителями.

Индивидуальная творческая работа и выступление

6

Классный руководитель

4.

Разговор за круглым столом.

Беседа с матерью и дочерью

Участница беседы

8

Классный руководитель

«Я и закон»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1.

Беседа

«Права человека»

беседа

участие

8

Классный руководитель

2.

«Мои права и права других людей, мои обязанности»

Тематический классный час.

участие

8

Классный руководитель

3.

1. «Как вести себя в школе и в общественных местах?»

2. «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»

Цикл бесед

участница бесед

9

классный руководитель

4.

«Мои отношения в классе»

Беседа с учениками класса.

участница беседы

9

Классный руководитель

5.

«Я и правовая культура»

Беседа

участие

10

Классный руководитель

«Я и моя личность»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1

2008 год – Год добрых дел

Акции «Посади дерево и сохрани его»,

«Чистый двор»

участница акции, шефство над пожилыми

8

Классный руководитель

2.

«Знаю ли я себя и других?» «Жизнь дана на добрые дела»

беседа

участница

8

Классный руководитель

3.

«Знаю ли я себя и других?»

беседа

участница

9

Классный руководитель

4..

«Что такое призвание и как его найти?»

беседа

участница

9

Классный руководитель

5.

«Как строить жизнь?»

Беседы по профориентации

Индивидуальное выступление

10

Классный руководитель, актив класса

6.

«Чего хотел бы добиться я в жизни?»

беседа

участие

10

Классный руководитель

«Учеба»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1.

«Ради жизни на земле»

Конкурс  стихов

2 место

7

уч.рус.языка и литературы

2.

Всероссийский конкурс на знание истории государственной символики России

Интеллектуальная игра

участие

6

Классный руководитель

3.

Конкурс чтецов стихотворений

В рамках декады русского языка и литературы

1 место

7

уч.рус.языка и литературы

4.

Олимпиада по физической культуре

Муниципальный этап

призер

10

Учителя-предметники

«Я и культура»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1.

«В человеке должно быть все красиво…»

Совместный классный час с родителями

участница

8

Классный руководитель

2.

«Что такое красота?»

Беседа

участница беседы

9

Классный руководитель

3.

День Святой Валентины

Развлекательный вечер

участие

8-10

Классный руководитель, актив

4.

«Красиво жить – что это значит?»

Индивидуальная беседа

участница беседы

9

Классный руководитель

«Россия – Родина моя»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1.

Цена Победы… (встреча участниками ВО войны)

Беседа за круглым столом

Участница беседы

8

Классный руководитель, актив

2.

«Мы защитим наш лес в Чувашии!»

Акция по сохранению лесов

Участница акции

9

Классный руководитель, актив

3.

« Моя родная Чувашия» День государственной символики

Классный час

Выступление на классном часе

10

Классный руководитель

4.

«Мой край»

Исследовательская работа

участник

10

Классный руководитель

«Если хочешь быть здоров»

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Роль участника программы

Класс

Ответственные

1.

«Наркомания – дорога в никуда»

Цикл бесед

Участница бесед

8-9

классный руководитель

2.

«Веселые старты»

Спортивный конкурс

Участница конкурса

5-7

Спортивный сектор

3.

Лыжня России-2016

Лыжные гонки

1 место

10

Классный руководитель,

5.

Фитнес-аэробика

Открытый чемпионат ЧР

3 место

8

Классный руководитель,

6.

Выпуск плаката «Мы за здоровый образ жизни!»

Плакат

Участие в работе

7-9

редколлегия

8.

«Твоё здоровье в твоих руках»

Беседа

Участница

9

Классный руководитель

Индивидуальная карта

Илларионовой  Милены  Герольдовны

1. Фамилия, имя, отчество

Илларионова Милена Герольдовна

2. Число, месяц, год рождения

27.09.1999

3. Состояние здоровья

Удовлетворительное

4. Состав семьи

Полная семья: мать, отец, младший брат

4.Учебно – познавательные возможности

Имеются интеллектуальные, творческие показатели.

6.Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности

Всегда относится серьезно и добросовестно к учебе.

7.Направленность личности ребенка

Имеет интерес к литературе и танцам

9. Волевые качества

Самостоятельный

10. Темперамент

Спокойный

11. Внимание

Устойчивое

12. Память

Хорошая

13. Мышление

Развитое,

14. Культура речи

Легкость в общении

15.Культура поведения

Средняя культура поведения

16. Воображение и творчество

Воображение присутствует

17. Положение в коллективе

Среди сверстников – авторитет

19. Трудовая активность

Любит трудиться

20 Работа в органах самоуправления

Является организатором учебного сектора

21. Профессиональные намерения

Идет активная подготовка к будущей профессии

22. Поведение в школе

Удовлетворительное

23. Отношение к вредным привычкам

Вредных привычек и отклонений не наблюдалось

Источник

Десятый класс

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

Читайте также:  Как узнать пол ребенка и развитие по неделям

Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений). 

В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим. 

Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. 

Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно». 

Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

ВОЗРАСТ ЛЮБВИ И… ОТДЫХА ОТ ТРУДОВ 

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. 
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. 

Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!.. » и т.д. и т.п. 

Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении. 

Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей). 

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь. 
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники. 

Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить. 

Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. 

Читайте также:  Григорьева развитие ребенка в изобразительной деятельности

Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.

Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема. 

Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке. 

В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например добавляются новые экзамены. 
Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе. 

Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте — организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела. 

Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Заполнив опросник, составленный В.С. Юркевич, родители смогут определить, насколько у их ребенка-старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе лично для себя. Ответы на вопросы формулируются на основе наблюдений за ребенком.

Определение уровня познавательной потребности 

1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии? 

А. Связаны очень тесно. 
Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий. 
В. Никак не связаны. 

2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями? 

А. Часто. 
Б. Иногда. 
В. Никогда. 

3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней? 

А. Очень часто. 
Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их. 
В. Не ставит долговременных задач. 

4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)? 

А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо. 
Б. Иногда делает, иногда бросает на полпути. 
В. Избегает выполнения такой работы. 

5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом? 

А. Всегда, когда это необходимо. 
Б. Только иногда. 
В. Никогда. 

Необходимо определить, какие ответы преобладают — «А», «Б» или «В». 

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней

самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению). 

Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы. 

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, отнесясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости. 

Источник